Зачем нужны ролевые игры для детей — «Ребенок»

Почему дети любят играть в ролевые игры? Что делать, если ваш малыш не играет? Обо всем этом – в нашей статье.

Почему дети любят ролевые игры

• Когда вы – девочка или мальчик 3-5 лет, все, что вы знаете о мире, рассказано вам вашими родителями или другими значимыми взрослыми. Вы знаете или примерно представляете себе, кем работают мама с папой, наблюдаете за общением между членами семьи и отношения в своей семье часто транслируете окружающим. То есть ваши близкие являются вашими ролевыми моделями. Игра в куклы – вовсе не пустяковое занятие, а своего рода способ проживания, проработки увиденного и услышанного.

• Не менее важным этапом для детей является осознанная сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Даже если нам со стороны кажется, что придуманные обстоятельства абсурдны или невозможны, в это время в детской голове происходит магия. А именно – зарождение навыков строить общее поле для взаимодействия, решать возникающие (пусть даже воображаемые) проблемы, сотрудничать, договариваться и менять решения по необходимости.

• Перевоплощаясь в какую-то новую роль, дети получают доступ к выражению чувств, о которых трудно рассказать. Можно попробовать то, что не свойственно в обычном взаимодействии со взрослыми. Например, младший ребенок в семье может применять ролевую модель ответственного и заботливого родителя или талантливого организатора досуга для остальных.
Взрослым важно не просто давать время и пространство свободной сюжетно-ролевой игре для детей, но также наблюдать. В ней малыш или школьник обретает способность легализовать свои качества, за которые ему обычно может быть стыдно или неловко. Это полезно для укрепления и развития внутрисемейных отношений, здоровой привязанности между детьми и их родителями.

В чем польза сюжетно-ролевых игр для детей

1. Развивается творчество и воображение. Ролевая игра помогает естественным образом использовать свои навыки и когнитивные способности. Дети учатся выражать себя в пространстве, где никто не оценивает их по результатам, учатся думать самостоятельно. В этот момент важно именно воображение – в будущем именно креативное мышление позволит создавать новое или придумывать неординарные способы решения задач, в том числе профессиональных.

2. Улучшает коммуникативные навыки. Редко кого из нас в детстве специально учат общению — доносить свои мысли так, чтобы другому было понятно. Рассказывать шутки так, чтобы было смешно. Слушать так, чтобы уловить смысл, который другой вложил в свои слова. Интересно, что дети в ролевой игре могут задействовать формулировки, которые слышали от взрослых, даже не понимая их смысла и вкладывая что-то свое. Поэтому с точки зрения родительского интереса можно уловить для себя некоторые темы для дальнейшего обсуждения с сыном или дочерью. А заодно посмотреть на то, как выглядят ваши поступки и слова для детей.

3. Ролевые игры могут отлично совмещаться с физической активностью. Дети что-то готовят, спасают кого-то, убегают от «лавы», изображают исследователей, врачей, кинозвезд или ученых – все это способствует развитию моторики.

4. Роли помогают проживать то, чего нет в реальной жизни. Дети интуитивно погружаются в выдуманный образ, чтобы из игры выйти уже с новообретенным навыком – эмпатией. Также они учатся справляться со своими собственными страхами и чувствами, поскольку в сюжетно-ролевой игре рождается безопасная среда для этого. Бояться «Бабы-Яги», дракона или пирата – нормально. При этом компаньон по игре может исполнять роль антагониста, дети могут меняться ролями, это тренирует гибкость мышления, способность сочувствовать.

5. В ролевой игре дети учатся сочинять правила, изменять их и регулировать их исполнение. С одной стороны, есть общие договоренности, с другой – постоянно возникает идея за идеей, что еще можно привнести в игру. Для развития сюжета приходится обсуждать мысли с компаньонами. Почему это важно? Ведь правилам учат еще раньше в семье. Но в случае ролевой игры правила устанавливаются детьми и для детей, то есть теми, кто в одинаковом положении по возрастной иерархии. То есть дети находятся приблизительно в равных условиях, заинтересованы в партнерстве (ведь другой может не согласиться) – идеально для тренировки стратегии Win-win.

Виды сюжетно-ролевых игр

1. Бытовые: семья, праздники, домашние дела и т.д.

2. Связанные с общественной деятельностью или работой: магазин, школа, детский сад, больница, самолет.

3. По сюжетам книг, кино, мультфильмов, комиксов.

4. Героические: полеты в космос, подвиги, спасатели и прочие.

5. Режиссерские: дети выбирают декорации, самостоятельно определяют сюжет, управляют игрушками, назначая им роли.

Сценарии ролевых игр для детей в детском саду и дома

1. Семья (дочки-матери). Игра заключается в подражании родителям или детям, поскольку роль «малыша» может исполнять и игрушка, и сверстник. «Малыша» нужно кормить, одевать, гулять с ним, отводить в садик или школу, защищать – словом, проявлять заботу. Те, кто изображает взрослых, пробуют быть в отношениях главными и ответственными. Для этой игры можно использовать пупсов, детскую мебель, бытовые атрибуты.

2. Чаепитие. Дети учатся ходить в гости и угощать. Приглашаются дети или игрушки за стол, достается чайный сервиз, иногда даже готовится «десерт». Эту сюжетно-ролевую игру можно сделать более натуралистичной и помочь ребенку приготовить настоящий чай или компот, подобрать угощение и пригласить друзей.

3. Магазин. Играть можно как в продавца, так и в покупателя, или меняться ролями, если участников несколько. Дети познают основы товарно-денежных отношений, выбирают продукты или предметы. Можно предварительно составлять списки, откладывать пустые упаковки из-под товаров, завести продуктовую тележку, чтобы придать реалистичности игре.

4. Пекарня. Дети могут отыгрывать процесс придумывания и изготовления лакомств по рецептам, а также его покупки или продажи. Для этого даже не нужна кухня: формочки, песок, пластилин прекрасно могут заменить настоящее тесто и позволят сделать самые разные блюда. Для этой игры существуют специальные наборы с кухонной утварью и мебелью.

5. Сказочные сюжеты. Сказки отлично развивают воображение. Дети могут разыгрывать сценарии известных сказок или сочинять свои. Можно взаимодействовать как напрямую с другими детьми, так и через куклы. Проигрывание ролей из сказок, стихотворений, повестей позволяет лучше запомнить произведение, почувствовать себя в роли того или иного персонажа и сделать свои выводы о природе его поступков.

6. Школа или детский сад. Ребенок может выступить в качестве наставника для других детей, игрушек или даже для родителей. Для игры нужны доска, мелки, обучающие карточки и книги. Обычно дети с восторгом воспринимают идею научить другого. Играя в школу, ребенок может заодно потренироваться в написании букв и цифр.

7. Салон красоты или парикмахерская. Некоторые дети больше остальных любят преображать других детей или кукол. Девочки с удовольствием красят друг другу ногти или заплетают волосы, мальчики могут копировать поведение парикмахеров или барберов.

8. Поликлиника или больница. Это – распространенный вид игры для детей. Этот ролевой сценарий не только связан с будничными жизненными ситуациями, но и позволяет малышу прожить и принять опыт медицинских процедур или хирургического вмешательства в игре. Можно брать на анализ кровь у куколки и лечить игрушки.

9. Ветеринарная клиника или уход за животными. Разыгрывание этих сценок позволяет малышу проникнуться сочувствием и симпатией по отношению к живым существам, которые не могут рассказать, когда им неприятно или больно. Это также хорошая тренировка перед тем, как завести домашнее животное. Но, конечно, нужно объяснять и помогать найти решение для отдельных моментов, когда вам кажется, что ребенок чересчур активен по отношению к животному.

10. Стройка. Причем объектом может быть что угодно – замок, шалаш, дом. Материалом для строительства могут быть подушки с одеялами, конструкторы. Стоит с пониманием отнестись к тому, что стройка занимает много места.

11. Археологи или исследователи. Интереснее всего играть на улице или дачном участке, где можно спрятать под снегом, землей или в траве артефакты. Это могут сделать как сами дети, так и взрослые. Нарисовать карту, придумать способы извлечения клада, отгадывать загадки – чем не приключение? А дома можно использовать готовые наборы для раскопок, можно поощрять совместную деятельность детей, а можно предложить соревновательный формат.

12. Музыкальная группа, исполнитель или оркестр. Для этого нужны музыкальные инструменты, нотная тетрадь и чуточку родительского терпения. Для усложнения игры можно предложить ребенку сделать инструменты из подручных материалов: пластиковых бутылок, банок с крупой, крышек от кастрюль и так далее.

Почему сюжетно-ролевые игры важны для развития ребенка

Общение со сверстниками – это существенная веха в развитии детей. Именно ролевые игры позволяют им потренироваться в самоощущении, придумать себе характер, логику поступков, ритуалы или даже костюмы. Невозможно играть вместе, не общаясь и не обсуждая происходящее. Принцип проживания и проговаривания «здесь и сейчас» – это залог здоровых отношений с собой и с другими людьми в будущем. Без эмпатии не существует дружбы, нужно считаться с тем, как мыслит и чувствует другой человек, давать ему обратную связь.

Кроме того, это прекрасная тренировка памяти. Ведь нужно помнить, о чем вы договаривались и передоговаривались с компаньонами по ролевой игре, держать в голове сюжет, расширять словарный запас. Все это требует активной работы мозга. В этом процессе проживается спонтанность, а это напрямую связано с ощущением себя целостной личностью, способной проявлять себя и следовать своей свободной воле.

Если ваш сын или дочь не играют, значит, что их окружение этому не способствует: не поддерживают взрослые, они встречаются с множеством запретов (на шум и активное движение, например). Может быть такое, что объективно не хватает предметов для разнообразных игр. Поэтому первое, что нужно сделать – это попытаться заинтересовать кроху своим примером, сесть и играть рядом, или предложить присоединиться к сверстникам. Детское воображение – это гениальный инструмент психики, которая позволяет обзавестись новыми навыками, важными для дальнейшей жизни детей. В этом и состоит цель ролевой игры.

Почему дети любят играть в ролевые игры? Что делать, если ваш малыш не играет? Обо всем этом – в нашей статье. Почему дети любят ролевые игры • Когда вы – девочка или мальчик 3-5 лет, все, что вы знаете о мире, рассказано вам вашими родителями или другими значимыми взрослыми. Вы знаете или примерно представляете себе, кем работают мама с папой, наблюдаете за общением между членами семьи и отношения в своей семье часто транслируете окружающим. То есть ваши близкие являются вашими ролевыми моделями. Игра в куклы – вовсе не пустяковое занятие, а своего рода способ проживания, проработки увиденного и услышанного. • Не менее важным этапом для детей является осознанная сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Даже если нам со стороны кажется, что придуманные обстоятельства абсурдны или невозможны, в это время в детской голове происходит магия. А именно – зарождение навыков строить общее поле для взаимодействия, решать возникающие (пусть даже воображаемые) проблемы, сотрудничать, договариваться и менять решения по необходимости. • Перевоплощаясь в какую-то новую роль, дети получают доступ к выражению чувств, о которых трудно рассказать. Можно попробовать то, что не свойственно в обычном взаимодействии со взрослыми. Например, младший ребенок в семье может применять ролевую модель ответственного и заботливого родителя или талантливого организатора досуга для остальных. Взрослым важно не просто давать время и пространство свободной сюжетно-ролевой игре для детей, но также наблюдать. В ней малыш или школьник обретает способность легализовать свои качества, за которые ему обычно может быть стыдно или неловко. Это полезно для укрепления и развития внутрисемейных отношений, здоровой привязанности между детьми и их родителями. В чем польза сюжетно-ролевых игр для детей 1. Развивается творчество и воображение. Ролевая игра помогает естественным образом использовать свои навыки и когнитивные способности. Дети учатся выражать себя в пространстве, где никто не оценивает их по результатам, учатся думать самостоятельно. В этот момент важно именно воображение – в будущем именно креативное мышление позволит создавать новое или придумывать неординарные способы решения задач, в том числе профессиональных. 2. Улучшает коммуникативные навыки. Редко кого из нас в детстве специально учат общению — доносить свои мысли так, чтобы другому было понятно. Рассказывать шутки так, чтобы было смешно. Слушать так, чтобы уловить смысл, который другой вложил в свои слова. Интересно, что дети в ролевой игре могут задействовать формулировки, которые слышали от взрослых, даже не понимая их смысла и вкладывая что-то свое. Поэтому с точки зрения родительского интереса можно уловить для себя некоторые темы для дальнейшего обсуждения с сыном или дочерью. А заодно посмотреть на то, как выглядят ваши поступки и слова для детей. 3. Ролевые игры могут отлично совмещаться с физической активностью. Дети что-то готовят, спасают кого-то, убегают от «лавы», изображают исследователей, врачей, кинозвезд или ученых – все это способствует развитию моторики. 4. Роли помогают проживать то, чего нет в реальной жизни. Дети интуитивно погружаются в выдуманный образ, чтобы из игры выйти уже с новообретенным навыком – эмпатией. Также они учатся справляться со своими собственными страхами и чувствами, поскольку в сюжетно-ролевой игре рождается безопасная среда для этого. Бояться «Бабы-Яги», дракона или пирата – нормально. При этом компаньон по игре может исполнять роль антагониста, дети могут меняться ролями, это тренирует гибкость мышления, способность сочувствовать. 5. В ролевой игре дети учатся сочинять правила, изменять их и регулировать их исполнение. С одной стороны, есть общие договоренности, с другой – постоянно возникает идея за идеей, что еще можно привнести в игру. Для развития сюжета приходится обсуждать мысли с компаньонами. Почему это важно? Ведь правилам учат еще раньше в семье. Но в случае ролевой игры правила устанавливаются детьми и для детей, то есть теми, кто в одинаковом положении по возрастной иерархии. То есть дети находятся приблизительно в равных условиях, заинтересованы в партнерстве (ведь другой может не согласиться) – идеально для тренировки стратегии Win-win. Виды сюжетно-ролевых игр 1. Бытовые: семья, праздники, домашние дела и т.д. 2. Связанные с общественной деятельностью или работой: магазин, школа, детский сад, больница, самолет. 3. По сюжетам книг, кино, мультфильмов, комиксов. 4. Героические: полеты в космос, подвиги, спасатели и прочие. 5. Режиссерские: дети выбирают декорации, самостоятельно определяют сюжет, управляют игрушками, назначая им роли. Сценарии ролевых игр для детей в детском саду и дома 1. Семья (дочки-матери). Игра заключается в подражании родителям или детям, поскольку роль «малыша» может исполнять и игрушка, и сверстник. «Малыша» нужно кормить, одевать, гулять с ним, отводить в садик или школу, защищать – словом, проявлять заботу. Те, кто изображает взрослых, пробуют быть в отношениях главными и ответственными. Для этой игры можно использовать пупсов, детскую мебель, бытовые атрибуты. 2. Чаепитие. Дети учатся ходить в гости и угощать. Приглашаются дети или игрушки за стол, достается чайный сервиз, иногда даже готовится «десерт». Эту сюжетно-ролевую игру можно сделать более натуралистичной и помочь ребенку приготовить настоящий чай или компот, подобрать угощение и пригласить друзей. 3. Магазин. Играть можно как в продавца, так и в покупателя, или меняться ролями, если участников несколько. Дети познают основы товарно-денежных отношений, выбирают продукты или предметы. Можно предварительно составлять списки, откладывать пустые упаковки из-под товаров, завести продуктовую тележку, чтобы придать реалистичности игре. 4. Пекарня. Дети могут отыгрывать процесс придумывания и изготовления лакомств по рецептам, а также его покупки или продажи. Для этого даже не нужна кухня: формочки, песок, пластилин прекрасно могут заменить настоящее тесто и позволят сделать самые разные блюда. Для этой игры существуют специальные наборы с кухонной утварью и мебелью. 5. Сказочные сюжеты. Сказки отлично развивают воображение. Дети могут разыгрывать сценарии известных сказок или сочинять свои. Можно взаимодействовать как напрямую с другими детьми, так и через куклы. Проигрывание ролей из сказок, стихотворений, повестей позволяет лучше запомнить произведение, почувствовать себя в роли того или иного персонажа и сделать свои выводы о природе его поступков. 6. Школа или детский сад. Ребенок может выступить в качестве наставника для других детей, игрушек или даже для родителей. Для игры нужны доска, мелки, обучающие карточки и книги. Обычно дети с восторгом воспринимают идею научить другого. Играя в школу, ребенок может заодно потренироваться в написании букв и цифр. 7. Салон красоты или парикмахерская. Некоторые дети больше остальных любят преображать других детей или кукол. Девочки с удовольствием красят друг другу ногти или заплетают волосы, мальчики могут копировать поведение парикмахеров или барберов. 8. Поликлиника или больница. Это – распространенный вид игры для детей. Этот ролевой сценарий не только связан с будничными жизненными ситуациями, но и позволяет малышу прожить и принять опыт медицинских процедур или хирургического вмешательства в игре. Можно брать на анализ кровь у куколки и лечить игрушки. 9. Ветеринарная клиника или уход за животными. Разыгрывание этих сценок позволяет малышу проникнуться сочувствием и симпатией по отношению к живым существам, которые не могут рассказать, когда им неприятно или больно. Это также хорошая тренировка перед тем, как завести домашнее животное. Но, конечно, нужно объяснять и помогать найти решение для отдельных моментов, когда вам кажется, что ребенок чересчур активен по отношению к животному. 10. Стройка. Причем объектом может быть что угодно – замок, шалаш, дом. Материалом для строительства могут быть подушки с одеялами, конструкторы. Стоит с пониманием отнестись к тому, что стройка занимает много места. 11. Археологи или исследователи. Интереснее всего играть на улице или дачном участке, где можно спрятать под снегом, землей или в траве артефакты. Это могут сделать как сами дети, так и взрослые. Нарисовать карту, придумать способы извлечения клада, отгадывать загадки – чем не приключение? А дома можно использовать готовые наборы для раскопок, можно поощрять совместную деятельность детей, а можно предложить соревновательный формат. 12. Музыкальная группа, исполнитель или оркестр. Для этого нужны музыкальные инструменты, нотная тетрадь и чуточку родительского терпения. Для усложнения игры можно предложить ребенку сделать инструменты из подручных материалов: пластиковых бутылок, банок с крупой, крышек от кастрюль и так далее. Почему сюжетно-ролевые игры важны для развития ребенка Общение со сверстниками – это существенная веха в развитии детей. Именно ролевые игры позволяют им потренироваться в самоощущении, придумать себе характер, логику поступков, ритуалы или даже костюмы. Невозможно играть вместе, не общаясь и не обсуждая происходящее. Принцип проживания и проговаривания «здесь и сейчас» – это залог здоровых отношений с собой и с другими людьми в будущем. Без эмпатии не существует дружбы, нужно считаться с тем, как мыслит и чувствует другой человек, давать ему обратную связь. Кроме того, это прекрасная тренировка памяти. Ведь нужно помнить, о чем вы договаривались и передоговаривались с компаньонами по ролевой игре, держать в голове сюжет, расширять словарный запас. Все это требует активной работы мозга. В этом процессе проживается спонтанность, а это напрямую связано с ощущением себя целостной личностью, способной проявлять себя и следовать своей свободной воле. Если ваш сын или дочь не играют, значит, что их окружение этому не способствует: не поддерживают взрослые, они встречаются с множеством запретов (на шум и активное движение, например). Может быть такое, что объективно не хватает предметов для разнообразных игр. Поэтому первое, что нужно сделать – это попытаться заинтересовать кроху своим
Источник: redborisoff.ru

cinemaplayer