Развитие мелкой моторики — «Ребенок»

Ученые разных стран исследовали факторы, влияющие на становление речи и мышления у детей, и сделали вывод, что определяет его в большой степени развитие мелкой моторики рук. Ученые объяснили этот факт тем, что двигательный и речевой центры находятся в головном мозге очень близко. Поэтому активная стимуляция двигательного центра в период интенсивного развития головного мозга помогает улучшить работу и соседней речевой зоны.

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил, опираясь на свой опыт, что чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Поэтому, если хотите, чтобы ваш малыш хорошо разговаривал и успешно учился, начинайте развивать его общую моторику, а также точные движения кистями и пальцами еще в первые годы жизни и продолжайте в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Примеры игр на развитие мелкой моторики у детей

Мамам и папам нравится поглаживать и слегка разминать ладошки и пальчики своему новорожденному младенцу: заметно, какие движения ему нравятся, а какие его успокаивают, какие провоцируют у него поисковые рефлексы и готовность пососать молоко. По мере взросления малыш начнет все больше интересоваться окружающим миром, поэтому придется подбирать подходящие интересные игрушки, которые он может схватить, потрясти и даже пожевать.

Постепенно дома будет увеличиваться количество развивающих игрушек, где требуется что-то сжимать-разжимать, вытаскивать или проталкивать в отверстия, наливать-выливать или насыпать-высыпать. Взрослея, малыши начинают охотно играть с игрушками-вкладышами, собирают матрешек и пирамидки, учатся застегивать и расстегивать застежку-молнию и пуговицы, учатся шнуровать, одевают и раздевают кукол и т. п.

Часто не требуется покупать специальные игрушки, ведь можно использовать предметы домашнего обихода, чтобы занять с пользой своего малыша. Например, смешать в большой миске фасоль или горох с небольшими игрушками, а ребенку дать задание извлечь свое богатство из этой миски.
Подобные занятия помогут вам научить ребенка различать предметы, имеющие разные на ощупь поверхности, например, гладкую или шершавую, или различать форму.

В последние годы популярно рисование так называемыми «волшебными» красками, которые изготавливает ребенок самостоятельно из муки, соли и гуаши. Сначала малыш под вашим контролем смешивает пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, а потом добавляет туда гуашь нужного цвета и немного воды. Важно, чтобы малыш своими пальчиками все тщательно перемешивал до однородной массы. Дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками, а не кисточкой. Детям очень нравятся такие занятия, ведь сколько новых ощущений они получают, создавая свои художества!

Подрастающие детки могут рисовать не только привычными для нас кисточками, ведь для этой цели можно использовать и губку, и ватные палочки, и т.п. А еще можно рисовать пальцем по рассыпанной на подносе манке. Фантазируйте вместе с ребенком, тогда все игры на развитие мелкой моторики будут приносить много положительных эмоций, укреплять ваше взаимопонимание. А это очень важный фактор, помогающий гармоничному эмоциональному и интеллектуальному развитию малыша!

После 3 лет, когда ребенок вступит в дошкольный возраст, начинайте привлекать его к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Не забывайте хвалить малыша за его усилия выполнить порученное задание. Например, растущий ребенок с интересом поможет вам перебрать горох или гречку. Постепенно его действия будут становиться все более умелыми, а это обязательно скажется и на общем развитии ребенка, и на качестве его речи.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста идет за счет мышц конечностей, укрепления ладоней и пальцев. Поэтому важно заниматься с ними лазанием по лесенке, по полу с преодолением препятствий, на спортивном комплексе, включая и разнообразные висы на перекладине.

Особой популярностью издавна пользуются пальчиковые игры, состоящие из интересных движений кистями и пальчиками в сочетании с легко запоминающимися рифмованными текстами, например, всем известные «Сорока-белобока» или «Ладушки». Они всегда нравятся малышам, помогают успокоить их или, при необходимости, переключить внимание. Это прекрасное занятие, когда ребенок больше ничем не хочет заняться. Эти игры растут вместе с детками.

Обычно для начала используют потешки, в которых ребенку отводится пассивная роль, а взрослый сам играет с его ручкой, сгибает и разгибает пальцы, гладит и щекочет ладошку. Затем активность ребенка растет: он начинает реагировать на слова и сам двигает пальчиками.

Еще позже ребенок станет делать все сам: и слова, и движения будут ему полностью подвластны. Дети на втором году хорошо справляются с пальчиковыми играми, в которых участвует только одна рука. Трехлетки уже могут играть обеими ручками. Например, одной рукой они могут делать домик, а другую представлять кошечкой, которая в него вбегает. А вот для четырехлетних деток можно усложнить игру, включив в нее несколько событий, чтобы одно сменяло другое.

Старшие детки в игре могут уже использовать шарики, кубики и другие дополнительные мелкие предметы.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому старайтесь превратить обучение в увлекательную игру. В результате ежедневных занятий пальчиковой гимнастикой по 2-5 минут руки малышей становятся более умелыми, развивается зрительный контроль движений руки и координация движений, улучшается концентрация внимания, тренируется память. Игры, в которых малыш ловит или гладит вашу руку, хлопает вас по руке или загибает ваши пальцы, помогают формированию чувства уверенности.

За контроль движений правой и левой ручек отвечают разные полушария мозга. Поэтому когда движения одной руки начнут даваться ребенку легко, учите его так же двигать другой рукой, а затем одновременно обеими. Игры всегда подбирайте в соответствии с возможностями своего малыша, постепенно усложняя их. Бессмысленно многократно повторять те движения, которые малыш уже ловко выполняет – пора переходить к новой, более сложной игре с незнакомыми движениями. Одни пальчиковые игры обучают ребенка счету, в других — он учится различать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Примеры упражнений на развитие мелкой моторики у детей

1. Загибаем и разгибаем пальчики по очереди на обеих руках, проговаривая в это время такие слова:

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

2. Ребенок слушает текст и выполняет движения, о которых в нем идет речь:

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок,

И сжали в кулачок.

3. Поочередно гладьте пальчики малыша: сначала большой и до мизинчика. Выполняйте на одной руке, а потом на другой. Со словами второй строки «умывают» все пальцы.

Пальчик-мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

4. Сложите пальцы ребенка в кулачок и удерживайте их. Потом по одному, начиная с мизинчика, поочередно разгибайте их, затем сгибайте их в том же порядке.

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

5. Пусть малыш пальцами правой ручки слегка похлопывает по кончикам пальцев левой, словно «здороваясь» с ними.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Речь – это сложная система, для развития которой необходима комплексная, многокомпонентная работа. Поэтому если малыш старше 2 лет еще не говорит, бесполезно надеяться на становление речи только за счет пальчиковых упражнений. Нужно обратиться к специалистам (неврологу, логопеду-дефектологу и психологу), чтобы подключить вес комплекс и эффективно помочь своему малышу. В ассортименте Mothercare множество полезных и интересных игрушек, которые помогут родителям развить мелкую моторику малыша.

Ученые разных стран исследовали факторы, влияющие на становление речи и мышления у детей, и сделали вывод, что определяет его в большой степени развитие мелкой моторики рук. Ученые объяснили этот факт тем, что двигательный и речевой центры находятся в головном мозге очень близко. Поэтому активная стимуляция двигательного центра в период интенсивного развития головного мозга помогает улучшить работу и соседней речевой зоны. Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил, опираясь на свой опыт, что чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Поэтому, если хотите, чтобы ваш малыш хорошо разговаривал и успешно учился, начинайте развивать его общую моторику, а также точные движения кистями и пальцами еще в первые годы жизни и продолжайте в дошкольном и младшем школьном возрасте. Примеры игр на развитие мелкой моторики у детей Мамам и папам нравится поглаживать и слегка разминать ладошки и пальчики своему новорожденному младенцу: заметно, какие движения ему нравятся, а какие его успокаивают, какие провоцируют у него поисковые рефлексы и готовность пососать молоко. По мере взросления малыш начнет все больше интересоваться окружающим миром, поэтому придется подбирать подходящие интересные игрушки, которые он может схватить, потрясти и даже пожевать. Постепенно дома будет увеличиваться количество развивающих игрушек, где требуется что-то сжимать-разжимать, вытаскивать или проталкивать в отверстия, наливать-выливать или насыпать-высыпать. Взрослея, малыши начинают охотно играть с игрушками-вкладышами, собирают матрешек и пирамидки, учатся застегивать и расстегивать застежку-молнию и пуговицы, учатся шнуровать, одевают и раздевают кукол и т. п. Часто не требуется покупать специальные игрушки, ведь можно использовать предметы домашнего обихода, чтобы занять с пользой своего малыша. Например, смешать в большой миске фасоль или горох с небольшими игрушками, а ребенку дать задание извлечь свое богатство из этой миски. Подобные занятия помогут вам научить ребенка различать предметы, имеющие разные на ощупь поверхности, например, гладкую или шершавую, или различать форму. В последние годы популярно рисование так называемыми «волшебными» красками, которые изготавливает ребенок самостоятельно из муки, соли и гуаши. Сначала малыш под вашим контролем смешивает пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, а потом добавляет туда гуашь нужного цвета и немного воды. Важно, чтобы малыш своими пальчиками все тщательно перемешивал до однородной массы. Дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками, а не кисточкой. Детям очень нравятся такие занятия, ведь сколько новых ощущений они получают, создавая свои художества! Подрастающие детки могут рисовать не только привычными для нас кисточками, ведь для этой цели можно использовать и губку, и ватные палочки, и т.п. А еще можно рисовать пальцем по рассыпанной на подносе манке. Фантазируйте вместе с ребенком, тогда все игры на развитие мелкой моторики будут приносить много положительных эмоций, укреплять ваше взаимопонимание. А это очень важный фактор, помогающий гармоничному эмоциональному и интеллектуальному развитию малыша! После 3 лет, когда ребенок вступит в дошкольный возраст, начинайте привлекать его к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Не забывайте хвалить малыша за его усилия выполнить порученное задание. Например, растущий ребенок с интересом поможет вам перебрать горох или гречку. Постепенно его действия будут становиться все более умелыми, а это обязательно скажется и на общем развитии ребенка, и на качестве его речи. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста идет за счет мышц конечностей, укрепления ладоней и пальцев. Поэтому важно заниматься с ними лазанием по лесенке, по полу с преодолением препятствий, на спортивном комплексе, включая и разнообразные висы на перекладине. Особой популярностью издавна пользуются пальчиковые игры, состоящие из интересных движений кистями и пальчиками в сочетании с легко запоминающимися рифмованными текстами, например, всем известные «Сорока-белобока» или «Ладушки». Они всегда нравятся малышам, помогают успокоить их или, при необходимости, переключить внимание. Это прекрасное занятие, когда ребенок больше ничем не хочет заняться. Эти игры растут вместе с детками. Обычно для начала используют потешки, в которых ребенку отводится пассивная роль, а взрослый сам играет с его ручкой, сгибает и разгибает пальцы, гладит и щекочет ладошку. Затем активность ребенка растет: он начинает реагировать на слова и сам двигает пальчиками. Еще позже ребенок станет делать все сам: и слова, и движения будут ему полностью подвластны. Дети на втором году хорошо справляются с пальчиковыми играми, в которых участвует только одна рука. Трехлетки уже могут играть обеими ручками. Например, одной рукой они могут делать домик, а другую представлять кошечкой, которая в него вбегает. А вот для четырехлетних деток можно усложнить игру, включив в нее несколько событий, чтобы одно сменяло другое. Старшие детки в игре могут уже использовать шарики, кубики и другие дополнительные мелкие предметы. Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому старайтесь превратить обучение в увлекательную игру. В результате ежедневных занятий пальчиковой гимнастикой по 2-5 минут руки малышей становятся более умелыми, развивается зрительный контроль движений руки и координация движений, улучшается концентрация внимания, тренируется память. Игры, в которых малыш ловит или гладит вашу руку, хлопает вас по руке или загибает ваши пальцы, помогают формированию чувства уверенности. За контроль движений правой и левой ручек отвечают разные полушария мозга. Поэтому когда движения одной руки начнут даваться ребенку легко, учите его так же двигать другой рукой, а затем одновременно обеими. Игры всегда подбирайте в соответствии с возможностями своего малыша, постепенно усложняя их. Бессмысленно многократно повторять те движения, которые малыш уже ловко выполняет – пора переходить к новой, более сложной игре с незнакомыми движениями. Одни пальчиковые игры обучают ребенка счету, в других — он учится различать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Примеры упражнений на развитие мелкой моторики у детей 1. Загибаем и разгибаем пальчики по очереди на обеих руках, проговаривая в это время такие слова: Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! 2. Ребенок слушает текст и выполняет движения, о которых в нем идет речь: Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок, И сжали в кулачок. 3. Поочередно гладьте пальчики малыша: сначала большой и до мизинчика. Выполняйте на одной руке, а потом на другой. Со словами второй строки «умывают» все пальцы. Пальчик-мальчик, где ты был? Я на речке братьев мыл. С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. 4. Сложите пальцы ребенка в кулачок и удерживайте их. Потом по одному, начиная с мизинчика, поочередно разгибайте их, затем сгибайте их в том же порядке. Раз – два – три – четыре – пять – Вышли пальчики гулять. Раз – два – три – четыре – пять – В домик спрятались опять. 5. Пусть малыш пальцами правой ручки слегка похлопывает по кончикам пальцев левой, словно «здороваясь» с ними. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую! Речь – это сложная система, для развития которой необходима комплексная, многокомпонентная работа. Поэтому если малыш старше 2 лет еще не говорит, бесполезно надеяться на становление речи только за счет пальчиковых упражнений. Нужно обратиться к специалистам (неврологу, логопеду-дефектологу и психологу), чтобы подключить вес комплекс и эффективно помочь своему малышу. В ассортименте Mothercare множество полезных и интересных игрушек, которые помогут родителям развить мелкую моторику малыша.
Источник: redborisoff.ru

cinemaplayer