Может ли знание основ православной культуры спасти жизнь человеку? — «Отцы и дети»

Об основах православной культуры как об основах религиозной безопасности.

Женщина утонула в проруби, купаясь на Крещение. Выпускник православной гимназии устроил взрыв. Семья вместо лекарств лечила ребенка молитвами, в результате чего он умер. Подобных историй немало, и далеко не все они оказываются в заголовках новостей…

Возможно, погибшая мать (выражаем соболезнования ее семье) считала, что следует древнему православному обычаю, не зная, что, на самом деле, народная традиция распространилась только в конце прошлого века. Возможно, родители подростков, совершающих асоциальные действия, слишком сильно рассчитывали на православное воспитание, не задумываясь, что, на самом деле, нужно больше внимания уделить советам хорошего психолога. Возможно, семья погибшего малыша отчаялась, оставшись наедине со своей бедой, но, на самом деле, любой здравомыслящий священник дал бы им только одни совет – следовать рекомендациям врачей.

В современной жизни много вещей, как бы «связанных» с православной культурой. Кто-то руководствуется по жизни собственными представлениями, думая, что это и есть традиция. Другие, наоборот, стараются дистанцироваться, думая, что «представления церковников» становятся причиной многих бед.

Как разобраться, что на самом деле важно для христианина, а чем можно пренебречь? И нужно ли говорить с детьми о религии? Об этом «Батя» побеседовал с двумя школьными учителями, преподающими Основы православной культуры (ОПК).

Знакомство с православием

Сейчас ОПК изучается в четвертом классе. За 27 уроков (одно занятие в неделю в течение учебного года) десятилетним детям нужно рассказать о Библии, земной жизни Иисуса Христа, о Церкви и христианском взгляде на мир. Получается ли это сделать в диалоге со школьником младших классов?

По мнению Сергея Милова,  ребенку вполне можно попытаться объяснить даже, что такое Святая Троица, просто не стоит зацикливаться на сложных вещах. Нужно подать информацию так и привести такие примеры, чтобы это было понятно именно четверокласснику.  И, конечно, важно, чтобы разговор о таких вещах шел в формате диалога, а не монолога учителя. При этом курс ОПК для многих может стать «единственным шансом познакомится с православием и религиозной культурой».

Сергей также считает, что нельзя просто преподавать по учебнику: «У меня собственный курс с планами урока, тестами два раза в год и дидактическими материалами – от презентаций до  песочных мультфильмов. Нельзя просто взять, например, учебник протодьякона Андрея Кураева и вести уроки только по нему. Там много примеров, которые можно обсудить с детьми, но обязательно нужна религиоведческая и культурная основа для последующей беседы».

Алексей Воробьев также уверен, что одного учебника недостаточно для изучения ОПК: «Я строю свой курс на истории Ветхого и Нового Завета. Детям всегда интересны истории библейских героев или примеры из ветхозаветного законодательства. Когда они узнают о системе запретов или штрафов (например, запрет есть определенных животных или плата за убийство чужой овцы),   они начинают приводить разные примеры и рассуждать,  что было бы за то или иное действие».

Просто о сложном

Оба преподавателя согласны, что и примеры, и методика преподавания ОПК  должны учитывать возраст детей и их психологические особенности.

«В одном из учебников по ОПК очень хорошо сформулирована седьмая заповедь («Не прелюбодействуй»): «Супруги не должны обманывать друг друга». В такой формулировке это понятно даже десятилетним детям», — рассказывает Алексей Воробьев.

При этом оба учителя отмечают, что мир вокруг не очень похож на мечту христианина, но это не означает, с одной стороны,  что дети должны строем ходить в храм, а с другой, что они не имеют возможности поступать по-христиански в современных условиях:

«Одна из тем курса – семейная жизнь.  Детям это интересно. Моя задача как педагога, объяснить им, что христианство считает семьей (браком) только союз мужчины и женщины, любящих друг друга, а целью брака является рождение детей, продолжение рода. В мире, конечно, могут быть и другие представления о семье и браке, но, важно понять, что это уже не христианство», — говорит Сергей Милов.

Не проповедь, не контрольная, а разговор

Означает ли это, что ОПК рассказывает детям, как быть хорошим, слушаться папу и маму и часто ходить в церковь, и можно ли так рассказывать о религии в светской школе?

В последние годы и родители, и учителя, и дети стали понимать, что ОПК – скорее культурологический курс, а за проповедью нужно идти в храм.

«Родители-атеисты могут перед выбором курса подойти ко мне и спросить, о чем я буду рассказывать. Они опасаются, что их детей будут учить религиозным практикам. На самом деле, этого не будет. Детям мало помогает точная передача и зазубривание формулировок, им не нужно учить на уроке наизусть «Символ веры». Гораздо важнее разобрать 10 заповедей и применить их к конкретным ситуациям, понятным детям. Например, к школьным ссорам или травле ученика», – подчеркивает Алексей Воробьев.

В свою очередь Сергей Милов уверен, что в школе говорить о религии нужно нейтрально, именно с позиции религиоведения, не выпячивая при этом собственные взгляды. Получив объективную информацию, ребята должны сами сделать выбор. Например, детям можно раскрывать важные понятия не через теорию, а через истории известных людей: «Когда мы проходим тему «Милосердие», я совсем немного даю под запись, а большую часть урока рассказываю о Елизавете Федоровне Романовой – православной святой, Великой княгине и «столпе русского милосердия». Если остается время  на уроке, показываю песочный мультфильм о ней. На таком наглядном материале дети лучше понимают, о чем мы говорим».

Оба педагога убеждены, что по курсам Основ религиозной культуры и светской этики не нужно ставить официальные отметки. Но какая-то оценочная система нужна, чтобы дети не слишком расслаблялись. Можно проводить тесты и опросы в увлекательной для детей форме, а также ставить хорошие заслуженные отметки, чтобы повысить мотивацию и интерес к предмету.

Оба преподавателя отмечают, что, по их опыту, в большинстве семей не очень много знают о вере, но часто относятся с интересом.

«Для десятилетнего ребенка вопрос о религии – это скорее  разговор не о практике молитвы, не о хождении в храм, а о принадлежности к определенной общности.  Когда я вел предмет Основы исламской культуры, дети могли спросить о моей национальности и вероисповедании. Я отвечал, что русский и православный христианин. После чего кто-то из ребят мог на уроке про хадж рассказать, как, например, дядя ездил в Мекку. А в другой группе, уже на ОПК, мальчик рассказывал, что у него дома есть «старая Библия, которую еще папа  читал». Всегда  немного удивляет и радует ощущение, что папа – это мой ровесник, который уже  начинает в семье определенную традицию», — рассказывает Алексей Воробьев.

Знание, предостерегающее от опасности

Подведем итоги. ОПК не должно быть тем предметом, где «делают хорошими» или навязывают определенные взгляды. Это уважительное и доступное для детей погружение в мир религиозной культуры, которое… иногда может даже спасти жизнь.

Ведь если ребенку еще в детстве рассказать, что православное христианство не требует от человека сверхъестественных усилий и не призывает к бессмысленному риску, то можно уберечь его от многих ошибок в будущем. Будь то бездумный прыжок в прорубь в надежде «смыть грехи» или какое-то другое нарочитое несоблюдение правил безопасности в надежде на «помощь Божью». Будь то излишне жесткое «традиционное воспитание» собственных детей или какие-то личные «заморочки», которые уводят от Бога, а не ведут к Нему.

Об основах православной культуры как об основах религиозной безопасности. Женщина утонула в проруби, купаясь на Крещение. Выпускник православной гимназии устроил взрыв. Семья вместо лекарств лечила ребенка молитвами, в результате чего он умер. Подобных историй немало, и далеко не все они оказываются в заголовках новостей… Возможно, погибшая мать (выражаем соболезнования ее семье) считала, что следует древнему православному обычаю, не зная, что, на самом деле, народная традиция распространилась только в конце прошлого века. Возможно, родители подростков, совершающих асоциальные действия, слишком сильно рассчитывали на православное воспитание, не задумываясь, что, на самом деле, нужно больше внимания уделить советам хорошего психолога. Возможно, семья погибшего малыша отчаялась, оставшись наедине со своей бедой, но, на самом деле, любой здравомыслящий священник дал бы им только одни совет – следовать рекомендациям врачей. В современной жизни много вещей, как бы «связанных» с православной культурой. Кто-то руководствуется по жизни собственными представлениями, думая, что это и есть традиция. Другие, наоборот, стараются дистанцироваться, думая, что «представления церковников» становятся причиной многих бед. Как разобраться, что на самом деле важно для христианина, а чем можно пренебречь? И нужно ли говорить с детьми о религии? Об этом «Батя» побеседовал с двумя школьными учителями, преподающими Основы православной культуры (ОПК). Знакомство с православием Сейчас ОПК изучается в четвертом классе. За 27 уроков (одно занятие в неделю в течение учебного года) десятилетним детям нужно рассказать о Библии, земной жизни Иисуса Христа, о Церкви и христианском взгляде на мир. Получается ли это сделать в диалоге со школьником младших классов? По мнению Сергея Милова, ребенку вполне можно попытаться объяснить даже, что такое Святая Троица, просто не стоит зацикливаться на сложных вещах. Нужно подать информацию так и привести такие примеры, чтобы это было понятно именно четверокласснику. И, конечно, важно, чтобы разговор о таких вещах шел в формате диалога, а не монолога учителя. При этом курс ОПК для многих может стать «единственным шансом познакомится с православием и религиозной культурой». Сергей также считает, что нельзя просто преподавать по учебнику: «У меня собственный курс с планами урока, тестами два раза в год и дидактическими материалами – от презентаций до песочных мультфильмов. Нельзя просто взять, например, учебник протодьякона Андрея Кураева и вести уроки только по нему. Там много примеров, которые можно обсудить с детьми, но обязательно нужна религиоведческая и культурная основа для последующей беседы». Алексей Воробьев также уверен, что одного учебника недостаточно для изучения ОПК: «Я строю свой курс на истории Ветхого и Нового Завета. Детям всегда интересны истории библейских героев или примеры из ветхозаветного законодательства. Когда они узнают о системе запретов или штрафов (например, запрет есть определенных животных или плата за убийство чужой овцы), они начинают приводить разные примеры и рассуждать, что было бы за то или иное действие». Просто о сложном Оба преподавателя согласны, что и примеры, и методика преподавания ОПК должны учитывать возраст детей и их психологические особенности. «В одном из учебников по ОПК очень хорошо сформулирована седьмая заповедь («Не прелюбодействуй»): «Супруги не должны обманывать друг друга». В такой формулировке это понятно даже десятилетним детям», — рассказывает Алексей Воробьев. При этом оба учителя отмечают, что мир вокруг не очень похож на мечту христианина, но это не означает, с одной стороны, что дети должны строем ходить в храм, а с другой, что они не имеют возможности поступать по-христиански в современных условиях: «Одна из тем курса – семейная жизнь. Детям это интересно. Моя задача как педагога, объяснить им, что христианство считает семьей (браком) только союз мужчины и женщины, любящих друг друга, а целью брака является рождение детей, продолжение рода. В мире, конечно, могут быть и другие представления о семье и браке, но, важно понять, что это уже не христианство», — говорит Сергей Милов. Не проповедь, не контрольная, а разговор Означает ли это, что ОПК рассказывает детям, как быть хорошим, слушаться папу и маму и часто ходить в церковь, и можно ли так рассказывать о религии в светской школе? В последние годы и родители, и учителя, и дети стали понимать, что ОПК – скорее культурологический курс, а за проповедью нужно идти в храм. «Родители-атеисты могут перед выбором курса подойти ко мне и спросить, о чем я буду рассказывать. Они опасаются, что их детей будут учить религиозным практикам. На самом деле, этого не будет. Детям мало помогает точная передача и зазубривание формулировок, им не нужно учить на уроке наизусть «Символ веры». Гораздо важнее разобрать 10 заповедей и применить их к конкретным ситуациям, понятным детям. Например, к школьным ссорам или травле ученика», – подчеркивает Алексей Воробьев. В свою очередь Сергей Милов уверен, что в школе говорить о религии нужно нейтрально, именно с позиции религиоведения, не выпячивая при этом собственные взгляды. Получив объективную информацию, ребята должны сами сделать выбор. Например, детям можно раскрывать важные понятия не через теорию, а через истории известных людей: «Когда мы проходим тему «Милосердие», я совсем немного даю под запись, а большую часть урока рассказываю о Елизавете Федоровне Романовой – православной святой, Великой княгине и «столпе русского милосердия». Если остается время на уроке, показываю песочный мультфильм о ней. На таком наглядном материале дети лучше понимают, о чем мы говорим». Оба педагога убеждены, что по курсам Основ религиозной культуры и светской этики не нужно ставить официальные отметки. Но какая-то оценочная система нужна, чтобы дети не слишком расслаблялись. Можно проводить тесты и опросы в увлекательной для детей форме, а также ставить хорошие заслуженные отметки, чтобы повысить мотивацию и интерес к предмету. Оба преподавателя отмечают, что, по их опыту, в большинстве семей не очень много знают о вере, но часто относятся с интересом. «Для десятилетнего ребенка вопрос о религии – это скорее разговор не о практике молитвы, не о хождении в храм, а о принадлежности к определенной общности. Когда я вел предмет Основы исламской культуры, дети могли спросить о моей национальности и вероисповедании. Я отвечал, что русский и православный христианин. После чего кто-то из ребят мог на уроке про хадж рассказать, как, например, дядя ездил в Мекку. А в другой группе, уже на ОПК, мальчик рассказывал, что у него дома есть «старая Библия, которую еще папа читал». Всегда немного удивляет и радует ощущение, что папа – это мой ровесник, который уже начинает в семье определенную традицию», — рассказывает Алексей Воробьев. Знание, предостерегающее от опасности Подведем итоги. ОПК не должно быть тем предметом, где «делают хорошими» или навязывают определенные взгляды. Это уважительное и доступное для детей погружение в мир религиозной культуры, которое… иногда может даже спасти жизнь. Ведь если ребенку еще в детстве рассказать, что православное христианство не требует от человека сверхъестественных усилий и не призывает к бессмысленному риску, то можно уберечь его от многих ошибок в будущем. Будь то бездумный прыжок в прорубь в надежде «смыть грехи» или какое-то другое нарочитое несоблюдение правил безопасности в надежде на «помощь Божью». Будь то излишне жесткое «традиционное воспитание» собственных детей или какие-то личные «заморочки», которые уводят от Бога, а не ведут к Нему.
Источник: redborisoff.ru

cinemaplayer