Свое самое первое 1 Сентября помнит каждый человек. Счастливые и чуть испуганные первоклассники в новенькой школьной форме уверены, что будут учиться только на одни пятерки.
Первые дни в школе очень интересны: новые друзья, веселые перемены, добрый учитель. Позже появляются первые трудности, ссоры, и учитель уже не кажется добрым, а желание идти в школу пропадает. Как же сформировать у ребенка желание учиться?
- Школьная мотивация
- Причины отсутствия мотивации
- Причина 1. Несформированность произвольного поведения.
- Причина 2. Неоправданные ожидания.
- Причина 3. Физиологическая неготовность.
- Причина 4. Несформированность коммуникативных навыков.
- Причина 5. Отсутствие четкого режима дня.
- Причина 6. Неправильные методы воспитания.
- Причина 7. Завышенные требования к ребенку.
- Как формировать интерес к обучению
- Шаг 1. Найти причину.
- Шаг 2. Признать свои ошибки и изменить линию поведения с ребенком.
- Шаг 3. Учиться вместе с ребенком.
- Шаг 4. Определить зону ближайшего развития вашего ребенка.
- Шаг 5. Поддерживать своего ребенка.
- Шаг 6. Терпение.
Школьная мотивация
Мотивация движет миром. Само слово «мотивация» произошло от «movere», что в переводе с английского означает «двигать». Достижение цели всегда сопровождается ощущением счастья. Вопрос в том, что является целью? Что важно для ребенка – решить задачу или избежать выполнения домашнего задания?
Психологический феномен мотивации кроется в успешности. Нам нравится делать то, что получается. Сформированная школьная мотивация перерастает в школьную успешность. Однако для многих современных родителей время выполнения домашних заданий является настоящей пыткой. Мало кто может похвастаться, что выполнение домашних заданий не перерастает в скандал, и только немногие могут сказать, что дети делают уроки самостоятельно.
Трудно сказать, в какой момент исчезает мотивация у детей. У одних желание учиться исчезает в первые дни в школе, у других – с появлением первых трудностей, а у третьих – со временем. Каждый родитель пытается решить проблему по-разному: платит детям за хорошие оценки, ставит в пример успешных людей, наказывает, пугает тяжелым будущим.
Школьные неудачи далеко не всегда являются показателем проблем интеллектуального развития. Чаще всего школьная неуспеваемость – это следствие сложной цепочки пробелов в знаниях и плохое усвоение материала. Но в основе всего этого лежит нежелание учиться. Согласитесь, что трудно добиться успеха в деле, которое неинтересно.
Причины отсутствия мотивации
Мотивацию к познавательной деятельности нужно формировать задолго до школы. Первые сложенные кубики, собранные пирамидки и мозаика должны сопровождаться похвалой родителей.
Каждое новое задание должно быть чуть сложнее предыдущего, чтобы ребенок учился преодолевать трудности и получать от этого радость.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования интереса к учебе. Но на практике встречается немного детей, желающих учиться.
Причина 1. Несформированность произвольного поведения.
Умение читать и писать – далеко не всё, что нужно в школе. Ребенок должен уметь подчиняться правилам, соблюдать режим, делать то, что нужно. Школьная программа не предполагает занятия физкультурой, когда хочется, – для этого есть школьное расписание. Конечно, произвольное поведение формируется в дошкольном возрасте, но начать эту работу никогда не поздно.
Причина 2. Неоправданные ожидания.
Детям часто рассказывают о школе в радужных красках: много ровесников, перемены, игры, конкурсы. В результате ребенка ждет большое разочарование и уверенность, что его обманули.
Причина 3. Физиологическая неготовность.
Многим родителям кажется, что учебные навыки – это главное, но это не так. Важно, чтобы ребенок физиологически был готов к обучению в школе: у него должна быть окрепшая рука со стабильной мелкой моторикой, сформирован иммунитет, выработана правильная осанка, развит костно-мышечный аппарат. Ослабленный ребенок будет часто болеть и пропускать уроки, что вызовет пробелы в знаниях, снижение успеваемости и «выпадение» из жизни классного коллектива.
Причина 4. Несформированность коммуникативных навыков.
Эта проблема часто сопровождает детей, находящихся на домашнем воспитании. Ребенок не умеет слушать чужих взрослых, не умеет взаимодействовать со сверстниками, непродуктивно работает в коллективе.
Причина 5. Отсутствие четкого режима дня.
Ребенок может не высыпаться и уставать. В этом случае материал будет усваиваться с трудом.
Причина 6. Неправильные методы воспитания.
Родители пытаются заставить детей учиться путем угроз, высмеиваний, жестких наказаний. Не может быть мотивации, основанной на страхе.
Причина 7. Завышенные требования к ребенку.
Важно, чтобы ваши ожидания соответствовали возможностям ребенка. Чаще всего мотивацию у детей «убивают» именно родители.
Как формировать интерес к обучению
Ваш ребенок плохо учится? Он не хочет ходить в школу и выполнять домашние задания? Тогда самое время начать действовать.
Шаг 1. Найти причину.
Это самая сложная задача. Попробуйте отбросить все обвинения в адрес учителей и посмотреть на ситуацию со стороны. Мотивация отсутствует в нескольких случаях:
- Отсутствие способностей к обучению: низкий интеллект.
- Несформированность учебных действий.
- Ошибки воспитания.
В первом случае нужна помощь специалиста – коррекционного педагога или дефектолога. Только они могут подтвердить данную версию.
Во втором случае ребенку, возможно, нужно нанять учителя (репетитора). Или же вам самим стоит попробовать вернуться к азам знаний, чтобы вместе с ребенком повторить материал и скорректировать учебные навыки.
В третьем случае нужно проанализировать собственное поведение.
Шаг 2. Признать свои ошибки и изменить линию поведения с ребенком.
Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, внести изменения в режим дня, делать перерывы в деятельности, включать «ситуации успеха» и ни в коем случае не угрожать своим детям.
Помните, неуспевающему ребенку нужна помощь.
Шаг 3. Учиться вместе с ребенком.
Не бойтесь потратить время на изучение правил и новых знаний. Находите интересный дополнительный материал, обсуждайте с ребенком то, что он изучает. Вы должны показывать искреннюю заинтересованность всем, что изучает ребенок.
Шаг 4. Определить зону ближайшего развития вашего ребенка.
Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам, если его чуть направить. Учите ребенка находить свои ошибки, давайте по необходимости подсказки.
Шаг 5. Поддерживать своего ребенка.
Вы знаете, что успеха добиваются те, в кого верят. Используйте слова поддержки:
- Молодец!
- У тебя получилось!
- У тебя все получится!
- Мы верим в тебя!
- Всё еще впереди, у нас всё получится!
Поощряйте своего ребенка за успехи и учите анализировать причины неудач. Важно, чтобы ребенок с детства осознавал, что всё в его руках.
Шаг 6. Терпение.
Не ждите быстрых результатов: только длительная систематическая работа приведет к успеху. Не позволяйте себе срывов и скандалов.
Не секрет, что многое в жизни зависит от успехов в учебе. Помогите своему ребенку сформировать желание учиться.
Светлана Садовникова
Свое самое первое 1 Сентября помнит каждый человек. Счастливые и чуть испуганные первоклассники в новенькой школьной форме уверены, что будут учиться только на одни пятерки. Первые дни в школе очень интересны: новые друзья, веселые перемены, добрый учитель. Позже появляются первые трудности, ссоры, и учитель уже не кажется добрым, а желание идти в школу пропадает. Как же сформировать у ребенка желание учиться? Школьная мотивация Мотивация движет миром. Само слово «мотивация» произошло от «movere», что в переводе с английского означает «двигать». Достижение цели всегда сопровождается ощущением счастья. Вопрос в том, что является целью? Что важно для ребенка – решить задачу или избежать выполнения домашнего задания? Психологический феномен мотивации кроется в успешности. Нам нравится делать то, что получается. Сформированная школьная мотивация перерастает в школьную успешность. Однако для многих современных родителей время выполнения домашних заданий является настоящей пыткой. Мало кто может похвастаться, что выполнение домашних заданий не перерастает в скандал, и только немногие могут сказать, что дети делают уроки самостоятельно. Трудно сказать, в какой момент исчезает мотивация у детей. У одних желание учиться исчезает в первые дни в школе, у других – с появлением первых трудностей, а у третьих – со временем. Каждый родитель пытается решить проблему по-разному: платит детям за хорошие оценки, ставит в пример успешных людей, наказывает, пугает тяжелым будущим. Школьные неудачи далеко не всегда являются показателем проблем интеллектуального развития. Чаще всего школьная неуспеваемость – это следствие сложной цепочки пробелов в знаниях и плохое усвоение материала. Но в основе всего этого лежит нежелание учиться. Согласитесь, что трудно добиться успеха в деле, которое неинтересно. Причины отсутствия мотивации Мотивацию к познавательной деятельности нужно формировать задолго до школы. Первые сложенные кубики, собранные пирамидки и мозаика должны сопровождаться похвалой родителей. Каждое новое задание должно быть чуть сложнее предыдущего, чтобы ребенок учился преодолевать трудности и получать от этого радость. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования интереса к учебе. Но на практике встречается немного детей, желающих учиться. Причина 1. Несформированность произвольного поведения. Умение читать и писать – далеко не всё, что нужно в школе. Ребенок должен уметь подчиняться правилам, соблюдать режим, делать то, что нужно. Школьная программа не предполагает занятия физкультурой, когда хочется, – для этого есть школьное расписание. Конечно, произвольное поведение формируется в дошкольном возрасте, но начать эту работу никогда не поздно. Причина 2. Неоправданные ожидания. Детям часто рассказывают о школе в радужных красках: много ровесников, перемены, игры, конкурсы. В результате ребенка ждет большое разочарование и уверенность, что его обманули. Причина 3. Физиологическая неготовность. Многим родителям кажется, что учебные навыки – это главное, но это не так. Важно, чтобы ребенок физиологически был готов к обучению в школе: у него должна быть окрепшая рука со стабильной мелкой моторикой, сформирован иммунитет, выработана правильная осанка, развит костно-мышечный аппарат. Ослабленный ребенок будет часто болеть и пропускать уроки, что вызовет пробелы в знаниях, снижение успеваемости и «выпадение» из жизни классного коллектива. Причина 4. Несформированность коммуникативных навыков. Эта проблема часто сопровождает детей, находящихся на домашнем воспитании. Ребенок не умеет слушать чужих взрослых, не умеет взаимодействовать со сверстниками, непродуктивно работает в коллективе. Причина 5. Отсутствие четкого режима дня. Ребенок может не высыпаться и уставать. В этом случае материал будет усваиваться с трудом. Причина 6. Неправильные методы воспитания. Родители пытаются заставить детей учиться путем угроз, высмеиваний, жестких наказаний. Не может быть мотивации, основанной на страхе. Причина 7. Завышенные требования к ребенку. Важно, чтобы ваши ожидания соответствовали возможностям ребенка. Чаще всего мотивацию у детей «убивают» именно родители. Как формировать интерес к обучению Ваш ребенок плохо учится? Он не хочет ходить в школу и выполнять домашние задания? Тогда самое время начать действовать. Шаг 1. Найти причину. Это самая сложная задача. Попробуйте отбросить все обвинения в адрес учителей и посмотреть на ситуацию со стороны. Мотивация отсутствует в нескольких случаях: Отсутствие способностей к обучению: низкий интеллект. Несформированность учебных действий. Ошибки воспитания. В первом случае нужна помощь специалиста – коррекционного педагога или дефектолога. Только они могут подтвердить данную версию. Во втором случае ребенку, возможно, нужно нанять учителя (репетитора). Или же вам самим стоит попробовать вернуться к азам знаний, чтобы вместе с ребенком повторить материал и скорректировать учебные навыки. В третьем случае нужно проанализировать собственное поведение. Шаг 2. Признать свои ошибки и изменить линию поведения с ребенком. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, внести изменения в режим дня, делать перерывы в деятельности, включать «ситуации успеха» и ни в коем случае не угрожать своим детям. Помните, неуспевающему ребенку нужна помощь. Шаг 3. Учиться вместе с ребенком. Не бойтесь потратить время на изучение правил и новых знаний. Находите интересный дополнительный материал, обсуждайте с ребенком то, что он изучает. Вы должны показывать искреннюю заинтересованность всем, что изучает ребенок. Шаг 4. Определить зону ближайшего развития вашего ребенка. Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам, если его чуть направить. Учите ребенка находить свои ошибки, давайте по необходимости подсказки. Шаг 5. Поддерживать своего ребенка. Вы знаете, что успеха добиваются те, в кого верят. Используйте слова поддержки: Молодец! У тебя получилось! У тебя все получится! Мы верим в тебя! Всё еще впереди, у нас всё получится! Поощряйте своего ребенка за успехи и учите анализировать причины неудач. Важно, чтобы ребенок с детства осознавал, что всё в его руках. Шаг 6. Терпение. Не ждите быстрых результатов: только длительная систематическая работа приведет к успеху. Не позволяйте себе срывов и скандалов. Не секрет, что многое в жизни зависит от успехов в учебе. Помогите своему ребенку сформировать желание учиться. Светлана Садовникова
Источник: