Как рассказать детям о зле и насилии, не испугав их — « Как воспитывать ребенка»

Мы учим детей добру и справедливости, читаем сказки, в которых добро побеждает зло, а главный герой получает награду за свои старания, но в жизни так бывает далеко не всегда. Рано или поздно ребенок знакомится с реальным миром, где существуют ложь, зло, предательство, и надо аккуратно подготовить его, чтобы не испугать и не разрушить веру в добро.

Непростой баланс

Если рассказывать детям только о добрых людях и хороших поступках, то есть вероятность воспитать крайне доверчивого ребенка. С другой стороны, если постоянно говорить об опасностях, то можно развить в ребенке тревожность.
Любая крайность в этом случае может привести к нежелательным последствиям:

  1. Недоверие к миру: мир не такой, каким кажется, он опасен и жесток. Ребенок начинает постоянно ждать неприятностей и притягивать к себе зло.
  2. Излишняя доверчивость приводит ребенка к убеждению, что никто не сделает ему зла.
  3. Неподготовленность к жизни: ребенок не знает, как поступать в неприятных или неправильных ситуациях.

С рождения дети сталкиваются с полярными понятиями: «хорошо и плохо», «можно и нельзя». Кажется, что все просто, но вдруг появляются ситуации типа: «нельзя, если…», «можно при условии», «не очень хорошо», «неплохо», которые уводят ребенка от границ к балансированию. В жизни они встречаются довольно часто.

Что рассказать о зле и насилии

В мире нет четких границ между белым и черным, добром и злом. Добрые люди, правильные поступки, помощь, взаимовыручка – эти понятия усваиваются в первую очередь, как само собой разумеющееся. А вот зло просто есть.

Детей нужно предупредить, что не все люди хорошие. Бывают и способные причинить вред. В сказках зло очевидно и всегда наказывается, но в жизни все по-другому.

  • Во-первых, зло трудно отличить от добра. Одни люди честные, а другие врут и притворяются хорошими. Распознать их истинные чувства трудно.
  • Во-вторых, бывает трудно дать оценку тому или иному поступку. Например, обижать животных – плохо, но, если собаки напали на ребенка, и кто-то заступился, ударив их, как расценивать этот поступок — как добрый или как злой?
  • В-третьих, одни и те же люди могут совершать разные поступки — и плохие, и хорошие.

Единых правил объяснения понятий зла и насилия нет. Выбор методов зависит от уровня эмпатии ребенка (склонности к сопереживанию), его чувствительности и восприимчивости. Одни дети после таких бесед спокойны, а другие могут долго переживать и волноваться.

Однако все психологи едины в том, что рассказывать детям о зле и насилии нужно тогда, когда ребенок готов воспринимать эту информацию. Понять это можно по детским вопросам. Если ребенок спрашивает о зле и насилии, значит, он провел некий анализ понятий добра и зла, но целиком не разобрался во всех тонкостях. Значит, нужно дать информацию, к которой он готов.

Малышам нужно сказать, что плохие люди есть, а со школьниками можно поговорить о причинах и мотивах злых поступков людей.
И самое главное, в диалоге учите детей правильному безопасному поведению.
В мире много хороших людей: мама, папа, бабушка, воспитатель, знакомые — им можно и нужно доверять, а незнакомым людям доверять нельзя:

  • категорически нельзя уходить куда-нибудь с незнакомым человеком, даже если он кажется хорошим;
  • нельзя ничего брать у незнакомых людей;
  • нужно сразу рассказывать родителям о любых неприятных ситуациях в жизни.

Незнакомый злой человек не сделает ребенку ничего плохого, если малыш будет правильно себя вести.

Однако зло может причинить ребенку и знакомый человек, поэтому учите ребенка рассказывать о своих тревогах.

Закрепляем правильное отношение к злу и насилию

С добрыми и злыми поступками мы сталкиваемся постоянно, и прежде всего, в книгах, в мультфильмах, в кино. Анализируйте ситуации, проговаривайте, как можно было не допустить или исправить их.

Важно не воспитывать детей идеалистами. Зло – это не из ряда вон выходящее понятие, а рядовая ситуация. Кто-то кого-то толкнул на площадке, ударил, не помог, не поделился. Это может произойти специально, а может нечаянно по неосторожности, неопытности или непониманию. Можно ли назвать злом каждый такой поступок?

Ребенок сам может поступить неосторожно или неправильно, и идеалистическое воспитание может привести к появлению комплекса неполноценности. Чтобы этого избежать, рассказывайте детям о своих ошибках и том, как вы исправили ситуацию. Это поможет ему не бояться ошибок. Здесь тоже важно соблюдать баланс: насилие и зло не являются нормальными, просто если такое случается, то нужно найти возможность все исправить.

Часто дети провоцируют окружающих: грубым ответом, агрессивным поведением, неправильными действиями или просто нечаянно. Важно объяснить, что окружающие люди могут остро реагировать, и нельзя провоцировать людей на злые поступки.
Если ребенок стал свидетелем зла и насилия, когда родителей не было рядом, то важно выяснить детали происшествия и выявить чувства ребенка: страх, злость, тревогу, испуг. А дальше нужно обнять малыша и успокоить.

Нет правил, когда и как говорить с ребенком о зле и насилии, но есть обязательное действие — сразу реагировать на моменты страха в жизни ребенка и давать ощущение защищенности.

Мы учим детей добру и справедливости, читаем сказки, в которых добро побеждает зло, а главный герой получает награду за свои старания, но в жизни так бывает далеко не всегда. Рано или поздно ребенок знакомится с реальным миром, где существуют ложь, зло, предательство, и надо аккуратно подготовить его, чтобы не испугать и не разрушить веру в добро. Непростой баланс Если рассказывать детям только о добрых людях и хороших поступках, то есть вероятность воспитать крайне доверчивого ребенка. С другой стороны, если постоянно говорить об опасностях, то можно развить в ребенке тревожность. Любая крайность в этом случае может привести к нежелательным последствиям: Недоверие к миру: мир не такой, каким кажется, он опасен и жесток. Ребенок начинает постоянно ждать неприятностей и притягивать к себе зло. Излишняя доверчивость приводит ребенка к убеждению, что никто не сделает ему зла. Неподготовленность к жизни: ребенок не знает, как поступать в неприятных или неправильных ситуациях. С рождения дети сталкиваются с полярными понятиями: «хорошо и плохо», «можно и нельзя». Кажется, что все просто, но вдруг появляются ситуации типа: «нельзя, если.», «можно при условии», «не очень хорошо», «неплохо», которые уводят ребенка от границ к балансированию. В жизни они встречаются довольно часто. Что рассказать о зле и насилии В мире нет четких границ между белым и черным, добром и злом. Добрые люди, правильные поступки, помощь, взаимовыручка – эти понятия усваиваются в первую очередь, как само собой разумеющееся. А вот зло просто есть. Детей нужно предупредить, что не все люди хорошие. Бывают и способные причинить вред. В сказках зло очевидно и всегда наказывается, но в жизни все по-другому. Во-первых, зло трудно отличить от добра. Одни люди честные, а другие врут и притворяются хорошими. Распознать их истинные чувства трудно. Во-вторых, бывает трудно дать оценку тому или иному поступку. Например, обижать животных – плохо, но, если собаки напали на ребенка, и кто-то заступился, ударив их, как расценивать этот поступок — как добрый или как злой? В-третьих, одни и те же люди могут совершать разные поступки — и плохие, и хорошие. Единых правил объяснения понятий зла и насилия нет. Выбор методов зависит от уровня эмпатии ребенка (склонности к сопереживанию), его чувствительности и восприимчивости. Одни дети после таких бесед спокойны, а другие могут долго переживать и волноваться. Однако все психологи едины в том, что рассказывать детям о зле и насилии нужно тогда, когда ребенок готов воспринимать эту информацию. Понять это можно по детским вопросам. Если ребенок спрашивает о зле и насилии, значит, он провел некий анализ понятий добра и зла, но целиком не разобрался во всех тонкостях. Значит, нужно дать информацию, к которой он готов. Малышам нужно сказать, что плохие люди есть, а со школьниками можно поговорить о причинах и мотивах злых поступков людей. И самое главное, в диалоге учите детей правильному безопасному поведению. В мире много хороших людей: мама, папа, бабушка, воспитатель, знакомые — им можно и нужно доверять, а незнакомым людям доверять нельзя: категорически нельзя уходить куда-нибудь с незнакомым человеком, даже если он кажется хорошим; нельзя ничего брать у незнакомых людей; нужно сразу рассказывать родителям о любых неприятных ситуациях в жизни. Незнакомый злой человек не сделает ребенку ничего плохого, если малыш будет правильно себя вести. Однако зло может причинить ребенку и знакомый человек, поэтому учите ребенка рассказывать о своих тревогах. Закрепляем правильное отношение к злу и насилию С добрыми и злыми поступками мы сталкиваемся постоянно, и прежде всего, в книгах, в мультфильмах, в кино. Анализируйте ситуации, проговаривайте, как можно было не допустить или исправить их. Важно не воспитывать детей идеалистами. Зло – это не из ряда вон выходящее понятие, а рядовая ситуация. Кто-то кого-то толкнул на площадке, ударил, не помог, не поделился. Это может произойти специально, а может нечаянно по неосторожности, неопытности или непониманию. Можно ли назвать злом каждый такой поступок? Ребенок сам может поступить неосторожно или неправильно, и идеалистическое воспитание может привести к появлению комплекса неполноценности. Чтобы этого избежать, рассказывайте детям о своих ошибках и том, как вы исправили ситуацию. Это поможет ему не бояться ошибок. Здесь тоже важно соблюдать баланс: насилие и зло не являются нормальными, просто если такое случается, то нужно найти возможность все исправить. Часто дети провоцируют окружающих: грубым ответом, агрессивным поведением, неправильными действиями или просто нечаянно. Важно объяснить, что окружающие люди могут остро реагировать, и нельзя провоцировать людей на злые поступки. Если ребенок стал свидетелем зла и насилия, когда родителей не было рядом, то важно выяснить детали происшествия и выявить чувства ребенка: страх, злость, тревогу, испуг. А дальше нужно обнять малыша и успокоить. Нет правил, когда и как говорить с ребенком о зле и насилии, но есть обязательное действие — сразу реагировать на моменты страха в жизни ребенка и давать ощущение защищенности.
Источник: redborisoff.ru

cinemaplayer