Я – Родитель уже рассказывал о том, как можно воспитывать ребенка с помощью сказок. Но что же делать родителям, дети которых уже выросли и давно не читают сказок? В этой статье мы продолжаем тему использования целительных историй в качестве метода воспитания детей.
В современной психологии есть ряд направлений, связанных с сочинением, записыванием и пересказом историй. Одно из них, относительно новое и набирающее популярность – это нарративные практики. В основе нарративных практик всегда лежит история – то есть последовательность событий во времени, связанных сюжетом. Отличие от сказкотерапии в том, что если сказки строятся по определенным канонам, то в создании повествований больше свободы. Это может быть, например, пересказ семейных историй из жизни родителей, дедов или прадедов. Вы также можете предложить ребенку начать вести дневник или писать письма.
Этот метод больше подойдет для общения с детьми среднего и старшего школьного возраста. Истории о других людях, чем-то напоминающие детям их собственные судьбы, помогают преодолеть трудности взросления в подростковом возрасте. В зависимости от ситуации, из-за которой переживает ребенок, вы можете подобрать тот или иной метод помощи.
Как помочь подростку преодолеть трудные ситуации в школе?
С помощью историй можно разговаривать с ребенком о вещах, которые ему слишком тяжело обсуждать напрямую. Так, целительная сила историй показана ребенку, который недавно попадал в травмирующие обстоятельства или находится в них сейчас.
Как помочь?
Если ребенок подвергается травле в школе, можно сочинить историю о мальчике или девочке, которые переживали подобную ситуацию.
Расскажите, как они себя чувствовали, порассуждайте о возможных причинах этих событий, о том, как герои рассказа с ними справлялись. Этот подход помогает снизить такие чувства, как вина и стыд. Вынося проблему за рамки личных переживаний ребенка – ведь это рассказ не о нем самом, а о каких-то других мальчиках и девочках – вы создаете возможность найти выход из трудной ситуации, не переживая ее заново и не травмируя еще больше. В то же время, один раз найдя решение проблемы в сочиненной истории, ребенку будет проще перенести этот подход в собственную жизнь.
В зависимости от того, насколько сын или дочь открыты и готовы идти на контакт, вы можете выбрать вариант: сочинить эту историю самостоятельно или вместе, добавляя предложения по очереди.
Как менять поведение ребенка, не обвиняя его?
Еще один вариант использования историй – это работа с какими-то негативными качествами или тенденциями в поведении ребенка, которые беспокоят вас или окружающих. Например, лень или агрессивное поведение.
Что делать?
Вы можете отделить эту тенденцию от ребенка и представить ее как героя истории. Отделение черты характера и поведения от самой личности ребенка позволит вам обсудить с ним тревожащую вас ситуацию без возникновения у ребенка чувства вины и ощущения, что «он плохой».
Создать историю об агрессии можно по следующей схеме:
- Придумать героя: дать ему имя и описать, как он выглядит.
- Подумать, в каких случаях этот герой появляется.
- Обсудить, какое влияние появление этого «героя» оказывает на других членов семьи либо на тех людей, которые сталкиваются с нежелательным поведением ребенка. Эта часть работы дает возможность родителям донести до ребенка, что его поведение каким-либо образом нарушает чужие границы, но при этом не обвиняя его.
- Придумать, как можно изменить поведение этого героя, ограничив его агрессию.
Как помочь подростку справиться с неуверенностью в себе?
В любом возрасте люди склонны рассматривать свои поступки под определенным углом. Зачастую этот угол зрения определяют наши собственные представления о себе. Например, если вашу дочку с младших классов дразнят за неуклюжесть и лишний вес, то, повзрослев и став изящной девушкой, она может и не заметить, что теперь способна грациозно танцевать. Она будет обращать внимание на все случаи, когда, неловко повернувшись, ударилась об угол стола, но не заметит восторженных взглядов мальчишек на школьной дискотеке. Она будет продолжать рассказывать самой себе историю о «гадком утенке».
Как помочь?
Сочинив вместе новую историю, вы можете помочь ребенку преодолеть стереотипы о себе, снять приклеенный «ярлык». Обратите внимание дочери на эпизоды, когда она была изящной и ловкой, на ее новый образ: приводите как аргументы уже состоявшиеся факты, которые опровергают ее представления о самой себе. В конце вы можете вместе сочинить историю о ней, которая подарит ей ощущение своего нового «Я».
Как помочь подростку самостоятельно справиться с трудностями?
Нарративные практики включают в себя не только сочинение историй, но и написание текстов о своих переживаниях. Это одна из возможностей поддержать в трудной, деликатной ситуации ребенка среднего и старшего школьного возраста. В эти периоды дети неизбежно сталкиваются с сильными переживаниями – конфликтуют со сверстниками, переживают любовную драму, переживают о своей репутации, попадают в неловкие ситуации, и стыдятся. Зачастую они не готовы делиться этим со взрослыми, однако родители все равно ощущают, что с ребенком происходит что-то, что глубоко затрагивает его.
Что можно сделать?
В этом случае вы можете поддержать своего ребенка и улучшить контакт с ним, дав ему знать, что вы чувствуете, что он переживает, но уважаете его право на личное пространство.
Чтобы помочь ему справиться с ситуацией, не нарушив конфиденциальности, предложите ему написать письмо, в котором будет изложена беспокоящая его история, сказаны все невысказанные слова, выражены чувства. А затем вместе придумайте и проведите символический ритуал уничтожения этого письма. Так вы сможете быть вместе с вашим ребенком в его переживаниях, не нарушая его безопасности. Это также позволит вам сблизиться и завоевать доверие взрослеющих сына или дочери.
Анна Кольчугина
Я – Родитель уже рассказывал о том, как можно воспитывать ребенка с помощью сказок. Но что же делать родителям, дети которых уже выросли и давно не читают сказок? В этой статье мы продолжаем тему использования целительных историй в качестве метода воспитания детей. В современной психологии есть ряд направлений, связанных с сочинением, записыванием и пересказом историй. Одно из них, относительно новое и набирающее популярность – это нарративные практики. В основе нарративных практик всегда лежит история – то есть последовательность событий во времени, связанных сюжетом. Отличие от сказкотерапии в том, что если сказки строятся по определенным канонам, то в создании повествований больше свободы. Это может быть, например, пересказ семейных историй из жизни родителей, дедов или прадедов. Вы также можете предложить ребенку начать вести дневник или писать письма. Этот метод больше подойдет для общения с детьми среднего и старшего школьного возраста. Истории о других людях, чем-то напоминающие детям их собственные судьбы, помогают преодолеть трудности взросления в подростковом возрасте. В зависимости от ситуации, из-за которой переживает ребенок, вы можете подобрать тот или иной метод помощи. Как помочь подростку преодолеть трудные ситуации в школе? С помощью историй можно разговаривать с ребенком о вещах, которые ему слишком тяжело обсуждать напрямую. Так, целительная сила историй показана ребенку, который недавно попадал в травмирующие обстоятельства или находится в них сейчас. Как помочь? Если ребенок подвергается травле в школе, можно сочинить историю о мальчике или девочке, которые переживали подобную ситуацию. Расскажите, как они себя чувствовали, порассуждайте о возможных причинах этих событий, о том, как герои рассказа с ними справлялись. Этот подход помогает снизить такие чувства, как вина и стыд. Вынося проблему за рамки личных переживаний ребенка – ведь это рассказ не о нем самом, а о каких-то других мальчиках и девочках – вы создаете возможность найти выход из трудной ситуации, не переживая ее заново и не травмируя еще больше. В то же время, один раз найдя решение проблемы в сочиненной истории, ребенку будет проще перенести этот подход в собственную жизнь. В зависимости от того, насколько сын или дочь открыты и готовы идти на контакт, вы можете выбрать вариант: сочинить эту историю самостоятельно или вместе, добавляя предложения по очереди. Как менять поведение ребенка, не обвиняя его? Еще один вариант использования историй – это работа с какими-то негативными качествами или тенденциями в поведении ребенка, которые беспокоят вас или окружающих. Например, лень или агрессивное поведение. Что делать? Вы можете отделить эту тенденцию от ребенка и представить ее как героя истории. Отделение черты характера и поведения от самой личности ребенка позволит вам обсудить с ним тревожащую вас ситуацию без возникновения у ребенка чувства вины и ощущения, что «он плохой». Создать историю об агрессии можно по следующей схеме: Придумать героя: дать ему имя и описать, как он выглядит. Подумать, в каких случаях этот герой появляется. Обсудить, какое влияние появление этого «героя» оказывает на других членов семьи либо на тех людей, которые сталкиваются с нежелательным поведением ребенка. Эта часть работы дает возможность родителям донести до ребенка, что его поведение каким-либо образом нарушает чужие границы, но при этом не обвиняя его. Придумать, как можно изменить поведение этого героя, ограничив его агрессию. Как помочь подростку справиться с неуверенностью в себе? В любом возрасте люди склонны рассматривать свои поступки под определенным углом. Зачастую этот угол зрения определяют наши собственные представления о себе. Например, если вашу дочку с младших классов дразнят за неуклюжесть и лишний вес, то, повзрослев и став изящной девушкой, она может и не заметить, что теперь способна грациозно танцевать. Она будет обращать внимание на все случаи, когда, неловко повернувшись, ударилась об угол стола, но не заметит восторженных взглядов мальчишек на школьной дискотеке. Она будет продолжать рассказывать самой себе историю о «гадком утенке». Как помочь? Сочинив вместе новую историю, вы можете помочь ребенку преодолеть стереотипы о себе, снять приклеенный «ярлык». Обратите внимание дочери на эпизоды, когда она была изящной и ловкой, на ее новый образ: приводите как аргументы уже состоявшиеся факты, которые опровергают ее представления о самой себе. В конце вы можете вместе сочинить историю о ней, которая подарит ей ощущение своего нового «Я». Как помочь подростку самостоятельно справиться с трудностями? Нарративные практики включают в себя не только сочинение историй, но и написание текстов о своих переживаниях. Это одна из возможностей поддержать в трудной, деликатной ситуации ребенка среднего и старшего школьного возраста. В эти периоды дети неизбежно сталкиваются с сильными переживаниями – конфликтуют со сверстниками, переживают любовную драму, переживают о своей репутации, попадают в неловкие ситуации, и стыдятся. Зачастую они не готовы делиться этим со взрослыми, однако родители все равно ощущают, что с ребенком происходит что-то, что глубоко затрагивает его. Что можно сделать? В этом случае вы можете поддержать своего ребенка и улучшить контакт с ним, дав ему знать, что вы чувствуете, что он переживает, но уважаете его право на личное пространство. Чтобы помочь ему справиться с ситуацией, не нарушив конфиденциальности, предложите ему написать письмо, в котором будет изложена беспокоящая его история, сказаны все невысказанные слова, выражены чувства. А затем вместе придумайте и проведите символический ритуал уничтожения этого письма. Так вы сможете быть вместе с вашим ребенком в его переживаниях, не нарушая его безопасности. Это также позволит вам сблизиться и завоевать доверие взрослеющих сына или дочери. Анна Кольчугина
Источник: