Под словарным запасом (его ещё называют лексикон) понимают набор слов, которыми владеет человек. Чем больше наш лексикон, тем нам легче объяснить свои мысли, а также понять окружающих. Богатая речь даёт преимущества в учёбе, работе и отношениях с другими людьми. Поэтому родители так озабочены развитием словарного запаса у своего ребёнка: они хотят дать ему инструмент, который очень пригодится в жизни.
Активный и пассивный словарный запас
Словарный запас может быть активным и пассивным. Под активным понимают слова, которые ребёнок использует в разговоре. Пассивный словарный запас – это набор слов, которые дошкольник узнаёт на слух или в книгах, но сам не использует.
Объясним на примере. Вы демонстрируете годовалому ребёнку картинки с домашними животными и спрашиваете, где собака. Малыш показывает на соответствующее изображение. Это означает, что слово «собака» — в его пассивном словаре. Когда ребёнок впервые самостоятельно произнесёт это слово или издаст похожую комбинацию звуков, наделяя её соответствующим смыслом, — значит, переход из пассивного словаря в активный состоялся.
Пассивный лексикон всегда больше активного. Многие взрослые знают, что такое «предвосхитить», «корреляция» или «амбивалентный», но в речи их используют редко. У ребёнка – то же самое, и это нормально.
Сколько слов должен знать ребёнок дошкольного возраста?
Есть усреднённые нормы, показывающие, сколько слов должно быть в активном словаре у ребёнка дошкольного возраста на каждом из этапов развития:
• 1 год: 5-9 слов
• 1,5 года: 20-40 слов
• 2 года: 50-200 слов
• 3 года: 800-1000 слов
• 3.5 года: 1100 слов
• 4 года: 1600-1900 слов
• 5 лет: 1900 – 2200 слов
• 6-7 лет: 3500 слов
Как видно из таблицы, лексикон ребёнка пополняется очень быстро, а резкий скачок в речевом развитии происходит в 2-3 года.
Как подсчитать объём активного и пассивного словаря у ребёнка?
Чтобы подсчитать объём пассивного словаря малыша, предложите ему показать на тот или иной предмет, животное, растение или человека. Правильно ответил? Значит, засчитываем слово в пассивный лексикон.
При оценке активного словаря ребёнка учитываются не только те слова, которые малыш произносит чётко, но и следующее:
• звукоподражательные слова («би-би», «мяу», «ко-ко»);
• неполные слова («коун» вместо «клоун», «бака» вместо «собака», «копомощь» вместо «скорая помощь»);
• слова, которые воспроизводятся неверно, но количество слогов и ударение правильное: «макакат» вместо «самокат».
• слова с одинаковым звучанием, но разные по значению, например, «ма», означающее и маму, и кошку, и машину. Каждое из значение следует засчитать отдельно.
Чтобы считать объём словарного запаса ребёнка было легче, мы рекомендуем вести дневник развития речи. Это поможет вовремя обратиться к специалисту, если речевое развитие будет сильно отставать от среднестатистических норм.
Способы развития словарного запаса у ребёнка
Больше читайте
Когда мы читаем ребёнку книгу, он сталкивается с ситуациями и объектами, с которыми до этого не взаимодействовал, а может, и не встретится никогда. Приведём пример: жирафа, тушканчика или птицу ткачика ребёнок из средней полосы России может увидеть разве что в зоопарке, а благодаря чтению книги «Мартышкин дом» Бориса Заходера с хорошими иллюстрациями узнает о существовании таких животных, их названиях, месте обитания и некоторых повадках. Расширится кругозор ребёнка, появится пища для его фантазии, новая тема для творчества и, конечно, увеличится словарный запас.
Для формирования лексикона детей младшего возраста хорошо подходят виммельбухи – книги с крупными детализированными иллюстрациями без текста или с его минимальным количеством. Они знакомят ребят с новыми для них ситуациями. Например, с жизнью в деревне или в большом городе. Рассматривая книжки-картинки вместе с малышом, вы можете объяснить незнакомые понятия и проговорить новые слова. А чтобы их лучше запомнить, давайте ребёнку простые задания, например: «Найди и покажи курочку», «Кто сидит в тракторе?», «Кто первый найдёт гусеницу – ты или я?».
Говорите с ребёнком
Для ребёнка нормально и естественно изучать окружающий мир через взаимодействие со взрослыми, через интерпретации, которые даёт родитель происходящим вокруг событиям. Важно разговаривать с сыном или дочкой с рождения. Делаете малышу массаж или гимнастику – называйте части его тела. Гуляете в парке – перечисляйте растения и птиц, которых видите. Идёте по городу – расскажите про машины, дома, строительную технику. Следите, чтобы ваша речь была разнообразна: используйте синонимы, говорите распространёнными предложениями. Эмоциональный настрой тоже важен: покажите чувства, которые вы испытываете. Здорово, если у малыша будет возможность потрогать, понюхать или даже облизать новый предмет, хотя это не всегда уместно.
Играйте в игры
Дети познают мир через игру, поэтому научить их чему-либо проще всего в игровой форме. Есть несколько способов расширить словарный запас ребёнка в увлекательной манере.
1. Съедобное-несъедобное. Знакомая всем игра: ведущий бросает мяч и называет предмет. Если это что-то съедобное, мяч нужно поймать. Если наоборот – отбить. Тот, кто ошибётся, становится водой. Кстати, в эту игру можно играть по-разному: например, называть живое и неживое, или тёплое и холодное.
2. Кто больше вспомнит? В эту игру удобно играть по дороге в детский сад. Определите категорию, к которой будете подбирать слова, например, «Животные». Поочередно придумывайте с ребёнком подходящие слова. Кто не сможет подобрать – проигрывает. Кстати, если вы немного поможете ребёнку и позволите ему выиграть, он будет воодушевлён.
3. Опиши вещь. Вариант игры «Крокодил» для самых маленьких: пусть ребёнок опишет любую вещь из окружающей обстановки, а вы её отгадаете. Потом можно поменяться ролями.
4. Аналогии. Предложите ребёнку продолжить фразу вроде этой: «Футболка – одежда, ботинок — …»
5. Весёлая семейка. Ведущий бросает мяч всем поочередно. Сначала при каждом броске он называет варианты имён. Если имя игроку подходит, мяч нужно поймать. В какой-то момент вода бросает мяч и произносит «Семейка» или «Весёлая семейка». Если участник поймает такой мяч, сможет придумать себе имя сам. А вот если упустит, право выбора перейдёт к воде. После имени выбирают отчество, фамилию, место жительства, профессию, домашнего питомца, мужа или жену.
6. Скажи наоборот. Один из участников называет слово, а другой должен подобрать к нему антоним: день — ночь, мокрый — сухой и др.
7. Что это значит? Хороший способ запомнить новые слова. Взрослый называет незнакомое ребёнку слово (например, «рептилия») и предлагает варианты его значений. Задача малыша – выбрать правильный вариант.
8. Правда или нет? «Акулы ходят по земле», «Солнце кубической формы», «Цыплята больше собаки»: предлагайте ребёнку варианты верных и ложных утверждений, а он будет радоваться, находя ошибки.
Ребёнку с богатым словарным запасом легче учиться, легче общаться со взрослыми и другими детьми. Задача родителей – помочь ему реализовать природный потенциал, в том числе – развить грамотную речь и восприятие информации в устном и письменном виде.
Под словарным запасом (его ещё называют лексикон) понимают набор слов, которыми владеет человек. Чем больше наш лексикон, тем нам легче объяснить свои мысли, а также понять окружающих. Богатая речь даёт преимущества в учёбе, работе и отношениях с другими людьми. Поэтому родители так озабочены развитием словарного запаса у своего ребёнка: они хотят дать ему инструмент, который очень пригодится в жизни. Активный и пассивный словарный запас Словарный запас может быть активным и пассивным. Под активным понимают слова, которые ребёнок использует в разговоре. Пассивный словарный запас – это набор слов, которые дошкольник узнаёт на слух или в книгах, но сам не использует. Объясним на примере. Вы демонстрируете годовалому ребёнку картинки с домашними животными и спрашиваете, где собака. Малыш показывает на соответствующее изображение. Это означает, что слово «собака» — в его пассивном словаре. Когда ребёнок впервые самостоятельно произнесёт это слово или издаст похожую комбинацию звуков, наделяя её соответствующим смыслом, — значит, переход из пассивного словаря в активный состоялся. Пассивный лексикон всегда больше активного. Многие взрослые знают, что такое «предвосхитить», «корреляция» или «амбивалентный», но в речи их используют редко. У ребёнка – то же самое, и это нормально. Сколько слов должен знать ребёнок дошкольного возраста? Есть усреднённые нормы, показывающие, сколько слов должно быть в активном словаре у ребёнка дошкольного возраста на каждом из этапов развития: • 1 год: 5-9 слов • 1,5 года: 20-40 слов • 2 года: 50-200 слов • 3 года: 800-1000 слов • 3.5 года: 1100 слов • 4 года: 1600-1900 слов • 5 лет: 1900 – 2200 слов • 6-7 лет: 3500 слов Как видно из таблицы, лексикон ребёнка пополняется очень быстро, а резкий скачок в речевом развитии происходит в 2-3 года. Как подсчитать объём активного и пассивного словаря у ребёнка? Чтобы подсчитать объём пассивного словаря малыша, предложите ему показать на тот или иной предмет, животное, растение или человека. Правильно ответил? Значит, засчитываем слово в пассивный лексикон. При оценке активного словаря ребёнка учитываются не только те слова, которые малыш произносит чётко, но и следующее: • звукоподражательные слова («би-би», «мяу», «ко-ко»); • неполные слова («коун» вместо «клоун», «бака» вместо «собака», «копомощь» вместо «скорая помощь»); • слова, которые воспроизводятся неверно, но количество слогов и ударение правильное: «макакат» вместо «самокат». • слова с одинаковым звучанием, но разные по значению, например, «ма», означающее и маму, и кошку, и машину. Каждое из значение следует засчитать отдельно. Чтобы считать объём словарного запаса ребёнка было легче, мы рекомендуем вести дневник развития речи. Это поможет вовремя обратиться к специалисту, если речевое развитие будет сильно отставать от среднестатистических норм. Способы развития словарного запаса у ребёнка Больше читайте Когда мы читаем ребёнку книгу, он сталкивается с ситуациями и объектами, с которыми до этого не взаимодействовал, а может, и не встретится никогда. Приведём пример: жирафа, тушканчика или птицу ткачика ребёнок из средней полосы России может увидеть разве что в зоопарке, а благодаря чтению книги «Мартышкин дом» Бориса Заходера с хорошими иллюстрациями узнает о существовании таких животных, их названиях, месте обитания и некоторых повадках. Расширится кругозор ребёнка, появится пища для его фантазии, новая тема для творчества и, конечно, увеличится словарный запас. Для формирования лексикона детей младшего возраста хорошо подходят виммельбухи – книги с крупными детализированными иллюстрациями без текста или с его минимальным количеством. Они знакомят ребят с новыми для них ситуациями. Например, с жизнью в деревне или в большом городе. Рассматривая книжки-картинки вместе с малышом, вы можете объяснить незнакомые понятия и проговорить новые слова. А чтобы их лучше запомнить, давайте ребёнку простые задания, например: «Найди и покажи курочку», «Кто сидит в тракторе?», «Кто первый найдёт гусеницу – ты или я?». Говорите с ребёнком Для ребёнка нормально и естественно изучать окружающий мир через взаимодействие со взрослыми, через интерпретации, которые даёт родитель происходящим вокруг событиям. Важно разговаривать с сыном или дочкой с рождения. Делаете малышу массаж или гимнастику – называйте части его тела. Гуляете в парке – перечисляйте растения и птиц, которых видите. Идёте по городу – расскажите про машины, дома, строительную технику. Следите, чтобы ваша речь была разнообразна: используйте синонимы, говорите распространёнными предложениями. Эмоциональный настрой тоже важен: покажите чувства, которые вы испытываете. Здорово, если у малыша будет возможность потрогать, понюхать или даже облизать новый предмет, хотя это не всегда уместно. Играйте в игры Дети познают мир через игру, поэтому научить их чему-либо проще всего в игровой форме. Есть несколько способов расширить словарный запас ребёнка в увлекательной манере. 1. Съедобное-несъедобное. Знакомая всем игра: ведущий бросает мяч и называет предмет. Если это что-то съедобное, мяч нужно поймать. Если наоборот – отбить. Тот, кто ошибётся, становится водой. Кстати, в эту игру можно играть по-разному: например, называть живое и неживое, или тёплое и холодное. 2. Кто больше вспомнит? В эту игру удобно играть по дороге в детский сад. Определите категорию, к которой будете подбирать слова, например, «Животные». Поочередно придумывайте с ребёнком подходящие слова. Кто не сможет подобрать – проигрывает. Кстати, если вы немного поможете ребёнку и позволите ему выиграть, он будет воодушевлён. 3. Опиши вещь. Вариант игры «Крокодил» для самых маленьких: пусть ребёнок опишет любую вещь из окружающей обстановки, а вы её отгадаете. Потом можно поменяться ролями. 4. Аналогии. Предложите ребёнку продолжить фразу вроде этой: «Футболка – одежда, ботинок — …» 5. Весёлая семейка. Ведущий бросает мяч всем поочередно. Сначала при каждом броске он называет варианты имён. Если имя игроку подходит, мяч нужно поймать. В какой-то момент вода бросает мяч и произносит «Семейка» или «Весёлая семейка». Если участник поймает такой мяч, сможет придумать себе имя сам. А вот если упустит, право выбора перейдёт к воде. После имени выбирают отчество, фамилию, место жительства, профессию, домашнего питомца, мужа или жену. 6. Скажи наоборот. Один из участников называет слово, а другой должен подобрать к нему антоним: день — ночь, мокрый — сухой и др. 7. Что это значит? Хороший способ запомнить новые слова. Взрослый называет незнакомое ребёнку слово (например, «рептилия») и предлагает варианты его значений. Задача малыша – выбрать правильный вариант. 8. Правда или нет? «Акулы ходят по земле», «Солнце кубической формы», «Цыплята больше собаки»: предлагайте ребёнку варианты верных и ложных утверждений, а он будет радоваться, находя ошибки. Ребёнку с богатым словарным запасом легче учиться, легче общаться со взрослыми и другими детьми. Задача родителей – помочь ему реализовать природный потенциал, в том числе – развить грамотную речь и восприятие информации в устном и письменном виде.
Источник: