Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Спросите у своих родителей, знают ли они о сказкотерапии. Большинство скажет нет. Но каждая мама, сама того не зная, использует этот прием. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций. |
Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Спросите у своих родителей, знают ли они о сказкотерапии. Большинство скажет нет. Но каждая мама, сама того не зная, использует этот прием. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.
Воспитание детей через сказку
Возможности сказки необъятны. С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора с отцом. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев.
Как правило, в сказке граница добра и зла очень четкая. Положительный герой всегда вызывает к себе симпатию, ребенок встает на его сторону. Он учится защищать слабых, делать правильные и добрые поступки, бороться с неудачами и преодолевать препятствия. Благодаря сказке у ребенка формируются правильные ценности, ведь русские народные сказки никогда не будут хвалить алчность, злость, деньги, ревность и многие другие плохие качества. В них все просто и понятно.
Уроки сказкотерапии
Многие детские психологи используют уроки сказкотерапии в своей практике. Помимо русских народных сказок, они используют и корректирующие сказки, художественные сказки, дидактические, психотерапевтические. Но часть этих уроков родители могут проводить и сами, дома. Сейчас появилось большое количество пособий для родителей, наборы по сказкотерапии, аудио книги. Что же входит в проведение сказкотерапии, какие занятия можно использовать дома?
1. Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Может быть девочка, слушая сказку про Золушку, пытается решить какую-то свою проблему, ответить на важные для неё вопросы. И пусть маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, но нужно понимать, что это необходимо ребенку. Потом, когда ответ будет найден, интерес пропадет и можно будет переключиться на другие сказки. Наши детки очень умные, они сами способны найти решения проблем благодаря сказке.
2. Инсценировка сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх.
3. Сочиняем сказки. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.
4. Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке. Про песочную терапию я обязательно напишу поподробнее.
Какие книги выбрать для сказкотерапии?
Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.
После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.
Помимо возраста, книги можно разделить по назначению:
Если вы хотите научить ребенка смелости, читайте ему сказку «О трусливом зайце», сказки про Ивана Царевича.
Если цель — воспитать в ребенке щедрость и борьбу с жадностью — «Сказку о рыбаке и рыбке», «Золотую антилопу», «Морозко».
Сказки о приучении к чистоте — «Мойдодыр», «Федорино горе».
Если у ребенка проблемы с самооценкой, читайте ему «Гадкого утенка».
Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Спросите у своих родителей, знают ли они о сказкотерапии. Большинство скажет нет. Но каждая мама, сама того не зная, использует этот прием. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Спросите у своих родителей, знают ли они о сказкотерапии. Большинство скажет нет. Но каждая мама, сама того не зная, использует этот прием. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций. Воспитание детей через сказку Возможности сказки необъятны. С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора с отцом. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев. Как правило, в сказке граница добра и зла очень четкая. Положительный герой всегда вызывает к себе симпатию, ребенок встает на его сторону. Он учится защищать слабых, делать правильные и добрые поступки, бороться с неудачами и преодолевать препятствия. Благодаря сказке у ребенка формируются правильные ценности, ведь русские народные сказки никогда не будут хвалить алчность, злость, деньги, ревность и многие другие плохие качества. В них все просто и понятно. Уроки сказкотерапии Многие детские психологи используют уроки сказкотерапии в своей практике. Помимо русских народных сказок, они используют и корректирующие сказки, художественные сказки, дидактические, психотерапевтические. Но часть этих уроков родители могут проводить и сами, дома. Сейчас появилось большое количество пособий для родителей, наборы по сказкотерапии, аудио книги. Что же входит в проведение сказкотерапии, какие занятия можно использовать дома? 1. Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание. Может быть девочка, слушая сказку про Золушку, пытается решить какую-то свою проблему, ответить на важные для неё вопросы. И пусть маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, но нужно понимать, что это необходимо ребенку. Потом, когда ответ будет найден, интерес пропадет и можно будет переключиться на другие сказки. Наши детки очень умные, они сами способны найти решения проблем благодаря сказке. 2. Инсценировка сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх. 3. Сочиняем сказки. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации. 4. Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще — нужно рисовать сказку на бумаге или песке. Про песочную терапию я обязательно напишу поподробнее. Какие книги выбрать для сказкотерапии? Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль. После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки. Помимо возраста, книги можно разделить по назначению: Если вы хотите научить ребенка смелости, читайте ему сказку «О трусливом зайце», сказки про Ивана Царевича. Если цель — воспитать в ребенке щедрость и борьбу с жадностью — «Сказку о рыбаке и рыбке», «Золотую антилопу», «Морозко». Сказки о приучении к чистоте — «Мойдодыр», «Федорино горе». Если у ребенка проблемы с самооценкой, читайте ему «Гадкого утенка».
Источник: