Чувство юмора – удивительная вещь. До сих пор ученые спорят, к какой сфере отнести юмор: моральной, интеллектуальной или эстетической. Если юмор непосредственно связан с интеллектом, то почему большинство нобелевских лауреатов не понимают шуток? А если это в большей степени моральная сфера, то почему человеку свойственно подшучивать над другими?
Юмор в жизни человека
Человеку с чувством юмора легче заслужить симпатию сверстников, проще смотреть на проблемные ситуации, интереснее жить. Чувство юмора, несомненно, связано с умственными и творческими способностями. Это внутреннее чутье где-то на стыке креативности и интеллекта
Юмор снимает напряжение, привлекает внимание, обезболивает воздействие среды. Его терапевтическое действие трудно переоценить. Юмор является прекрасным помощником во многих сферах жизни, включая и воспитание детей.
Функции юмора в воспитании
У юмора много возможностей и функций, применяемых в педагогической деятельности.
-
Информативная функция. С помощью шутки или анекдота можно донести сложную информацию до ребенка или закрепить какие-либо знания.
Типичная информационная шутка: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам». Смешно, глупо, но продуктивно.
-
Эмоциональная функция. Юмор обеспечивает комфортное состояние. Он может снять напряжение и перевести внимание на что-то другое. Расскажите ребенку смешную историю, притворитесь, что не можете устоять на роликах. Главное, вызвать смех или улыбку.
-
Мотивационная функция. Юмор иногда играет большую роль, чем строгий выговор. Легкая ирония, подтрунивание принесут больше пользы, чем наказание. К остроумному взрослому тянутся дети.
-
Регулирующая функция. Юмор помогает вступить в общение и наладить контакт. Заставить ребенка улыбнуться или засмеяться – значит войти в доверие к нему. Юмор помогает разрешить конфликтные ситуации.
Юмористические воспитательные приемы
Давайте разберемся в терминологии юмора, чтобы ненарочно не перегнуть палку и не обидеть собственных детей.
Юмор – это шутка или готовая история, способная безобидно выставлять странности ситуации.
Обратите внимание на слово «безобидно». Это значит, что никто не должен быть обижен. И тот, кто юморит, и тот, на кого направлен этот юмор, должны получить положительные эмоции. Это очень важно.
Злое высмеивание пороков никакого отношения к воспитанию детей не имеет: не нужно высмеивать собственных детей.
Как нельзя смеяться
-
Нельзя осмеивать ребенка. В воспитательных целях можно смеяться только над отдельной ситуацией.
-
Высмеивать можно только то, что можно исправить. Нельзя смеяться над физическими недостатками или болезнями.
-
Не используйте грубые пошлые шутки— это негативно сказывается на внутренней культуре человека.
-
Не высмеивайте случайный промах ребенка.
-
Умейте смеяться над собой.
-
Рассказывайте ребенку смешные истории из своей жизни.
-
Все шутки должны быть добрыми.
В воспитании можно использовать несколько юмористических приемов:
-
Намек – указание на какой-то факт, сходный по смыслу с тем, что совершил ребенок. Важно не называть ребенка или само событие, а указать на него. Это поможет снять напряжение и не обидеть ребенка, направляя на правильные действия. Намек особенно результативен в дошкольном возрасте, он позволяет заменить назойливые нравоучения и избежать возможное проявление упрямства
Примеры:
Ребенок сел за стол, не помыв руки. На руках скапливаются микробы…. У одной моей знакомой сын не моет руки, и у него постоянно болит живот. В нашей семье никто так не делает. Ребенок прошел в дом в грязной обуви Нельзя входить в дом в обуви… Мне кажется, что КТО-ТО пробрался в наш дом, прошел по квартире обутым и испачкал полы. Думаю, что это кто-то чужой. В нашей семье никто так не делает. Ребенок не повесил свою одежду. Нужно вешать одежду, чтобы она не мялась и была опрятной. Там одежда чья-то упала со стула и если ее немедленно не повесить, то она к утру будет мятой. Ну-ка давайте каждый проверим свою одежду. -
Ирония – это способ ухода от прямого назначения события или явления. Уметь смотреть на жизнь с иронией – прекрасное качество. При работе с детьми может быть полезен метод Гарри Поттера, когда с помощью волшебной палочки к объекту страха добавлялись детали, которые делают его смешным. Помните, как у паука появлялись ролики, а страшный учитель появился в женском платье? Смех – вот что позволяло герою избавляться от страха.
Иронизировать, значит, уметь делать ситуацию смешной. И здесь фантазии нет предела.
-
Шутка, анекдот – смешная история, которая вызывает положительные эмоции.
Если человек не имеет чувства юмора, то это не его вина, а воспитание. А если дело в воспитании, то давайте им займемся.
-
Создавайте шутливое настроение, иногда дурачьтесь с ребенком.
-
Читайте веселые книжки и смотрите старые мультфильмы, где есть остроумные диалоги и смешные ситуации
Используйте юмор в воспитании и параллельно развивайте у ребенка чувство юмора. Умение смеяться над собой – великий дар, позволяющий пережить любые сложности.
Светлана Садова
Чувство юмора – удивительная вещь. До сих пор ученые спорят, к какой сфере отнести юмор: моральной, интеллектуальной или эстетической. Если юмор непосредственно связан с интеллектом, то почему большинство нобелевских лауреатов не понимают шуток? А если это в большей степени моральная сфера, то почему человеку свойственно подшучивать над другими? Юмор в жизни человека Человеку с чувством юмора легче заслужить симпатию сверстников, проще смотреть на проблемные ситуации, интереснее жить. Чувство юмора, несомненно, связано с умственными и творческими способностями. Это внутреннее чутье где-то на стыке креативности и интеллекта Юмор снимает напряжение, привлекает внимание, обезболивает воздействие среды. Его терапевтическое действие трудно переоценить. Юмор является прекрасным помощником во многих сферах жизни, включая и воспитание детей. Функции юмора в воспитании У юмора много возможностей и функций, применяемых в педагогической деятельности. Информативная функция. С помощью шутки или анекдота можно донести сложную информацию до ребенка или закрепить какие-либо знания. Типичная информационная шутка: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам». Смешно, глупо, но продуктивно. Эмоциональная функция. Юмор обеспечивает комфортное состояние. Он может снять напряжение и перевести внимание на что-то другое. Расскажите ребенку смешную историю, притворитесь, что не можете устоять на роликах. Главное, вызвать смех или улыбку. Мотивационная функция. Юмор иногда играет большую роль, чем строгий выговор. Легкая ирония, подтрунивание принесут больше пользы, чем наказание. К остроумному взрослому тянутся дети. Регулирующая функция. Юмор помогает вступить в общение и наладить контакт. Заставить ребенка улыбнуться или засмеяться – значит войти в доверие к нему. Юмор помогает разрешить конфликтные ситуации. Юмористические воспитательные приемы Давайте разберемся в терминологии юмора, чтобы ненарочно не перегнуть палку и не обидеть собственных детей. Юмор – это шутка или готовая история, способная безобидно выставлять странности ситуации. Обратите внимание на слово «безобидно». Это значит, что никто не должен быть обижен. И тот, кто юморит, и тот, на кого направлен этот юмор, должны получить положительные эмоции. Это очень важно. Злое высмеивание пороков никакого отношения к воспитанию детей не имеет: не нужно высмеивать собственных детей. Как нельзя смеяться Нельзя осмеивать ребенка. В воспитательных целях можно смеяться только над отдельной ситуацией. Высмеивать можно только то, что можно исправить. Нельзя смеяться над физическими недостатками или болезнями. Не используйте грубые пошлые шутки— это негативно сказывается на внутренней культуре человека. Не высмеивайте случайный промах ребенка. Умейте смеяться над собой. Рассказывайте ребенку смешные истории из своей жизни. Все шутки должны быть добрыми. В воспитании можно использовать несколько юмористических приемов: Намек – указание на какой-то факт, сходный по смыслу с тем, что совершил ребенок. Важно не называть ребенка или само событие, а указать на него. Это поможет снять напряжение и не обидеть ребенка, направляя на правильные действия. Намек особенно результативен в дошкольном возрасте, он позволяет заменить назойливые нравоучения и избежать возможное проявление упрямства Примеры: Ребенок сел за стол, не помыв руки. На руках скапливаются микробы…. У одной моей знакомой сын не моет руки, и у него постоянно болит живот. В нашей семье никто так не делает. Ребенок прошел в дом в грязной обуви Нельзя входить в дом в обуви… Мне кажется, что КТО-ТО пробрался в наш дом, прошел по квартире обутым и испачкал полы. Думаю, что это кто-то чужой. В нашей семье никто так не делает. Ребенок не повесил свою одежду. Нужно вешать одежду, чтобы она не мялась и была опрятной. Там одежда чья-то упала со стула и если ее немедленно не повесить, то она к утру будет мятой. Ну-ка давайте каждый проверим свою одежду. Ирония – это способ ухода от прямого назначения события или явления. Уметь смотреть на жизнь с иронией – прекрасное качество. При работе с детьми может быть полезен метод Гарри Поттера, когда с помощью волшебной палочки к объекту страха добавлялись детали, которые делают его смешным. Помните, как у паука появлялись ролики, а страшный учитель появился в женском платье? Смех – вот что позволяло герою избавляться от страха. Иронизировать, значит, уметь делать ситуацию смешной. И здесь фантазии нет предела. Шутка, анекдот – смешная история, которая вызывает положительные эмоции. Если человек не имеет чувства юмора, то это не его вина, а воспитание. А если дело в воспитании, то давайте им займемся. Создавайте шутливое настроение, иногда дурачьтесь с ребенком. Читайте веселые книжки и смотрите старые мультфильмы, где есть остроумные диалоги и смешные ситуации Используйте юмор в воспитании и параллельно развивайте у ребенка чувство юмора. Умение смеяться над собой – великий дар, позволяющий пережить любые сложности. Светлана Садова
Источник: