Современные дети не представляют, как можно жить без компьютера. С его помощью ребенок может легко и быстро скачать нужную книгу, посмотреть кино, послушать музыку, поиграть, поболтать с другом, даже если тот находится в другом городе или стране. Неудивительно, что для детей в школьном возрасте компьютер становится одновременно учителем, другом и любимой игрушкой, причем игрушкой – гораздо чаще, чем хотелось бы родителям. Увлечение компьютерными играми нередко имеет негативные последствия, к которым родители относят ухудшение зрения, искривление позвоночника, и даже «компьютерный артрит». Кроме того, это приводит к нарушению режима дня, снижению качества учёбы, ухудшению навыков общения и устной речи, бессоннице, а также к агрессивности, конфликтности и раздражительности.
Однако представлять, что компьютер и в частности компьютерные игры ‒ абсолютное зло, конечно же, в корне неверно. Многочисленные исследования выявили и положительные моменты от компьютерных игр. Это тренировка внимания, памяти, повышение скорости реакции, улучшение глазомера и мелкой моторики, развитие воображения, интуиции, внимательности, логического мышления, умения прогнозировать ситуацию и принимать решения.
Будут ли компьютерные игры вредны или пойдут на пользу вашему ребенку, зависит от частоты и продолжительности его игры на компьютере, а также от того, в какие именно игры он играет.
Как помочь школьнику оптимально распределить время, чтобы его хватило и на уроки, и на виртуальные игры, и на активный отдых? Какие игры допустимы, а от каких ребенка стоит оградить? Давайте поговорим об этом подробнее.
Сколько времени в целом ребенок должен проводить за компьютером?
Психологи и педиатры едины во мнении: без вреда для здоровья ‒ в среднем не более одного, максимум двух часов в день. Причем в этот час входят и домашние задания, и игры. Портал zdravotvet.ru, ссылаясь на данные нескольких исследований, приводит норму времени, допустимую для игры за компьютером детей разного возраста:
-
подросткам 12-16 лет в день можно проводить за ПК не более 2 часов с перерывом на 10-15 минут;
-
детям 7-12 лет ‒ разрешается 1 час;
-
в 6 лет можно сидеть за компьютером не более получаса;
-
ребенку 5 лет допустимо начинать с 15-20 минут в день;
-
для малышей до 5 лет ПК должен находиться под запретом.
Правда, эти рекомендации касаются здоровых детей, а тем, кто страдает лудоманией (игровой зависимостью) или имеет плохое зрение, специалисты вообще не рекомендуют пользоваться компьютером. В этом случае родителям необходимо организовать ребенку интересный и полезный досуг, чтобы создать альтернативу электронному гаджету.
График «общения» школьника с компьютером может быть разным: ежедневная схема «сначала уроки – потом игра» или «в будни уроки – по выходным игра» – кому как удобнее. Важно лишь, чтобы соблюдалось разрешенное время ‒ для удобства используйте обобщенный термин «правило одного часа».
«Разгрузочный день»
Установите семейное правило: один день в неделю проводить без компьютера. Договоритесь, что в этот день компьютер не включается вообще, причем это касается всех членов семьи. Лучше всего выбрать для этого выходной день и посвятить его совместному досугу. Неважно, чем вы будете заниматься – пойдете в кино, на выставку или в гости, поедете на пикник или на дачу, главное – вы проведете этот день вместе за интересным занятием. Это не только даст возможность детскому организму отдохнуть от электроники, но и укрепит семейные отношения.
«Кончил дело – играй смело», или компьютер в качестве поощрения
Иногда родители позволяют ребенку поиграть в компьютерные игры в награду за отличную оценку в школе, хороший поступок или послушание. В целом такой подход возможен, однако компьютер не должен стать единственным поощрением. Пусть наградой будет свободное время, которым ребенок сможет распорядиться по своему желанию. А чтобы виртуальные игрушки не вытеснили прогулки, хобби или общение с друзьями, приучите ребенка к мысли, что компьютер – далеко не единственное и не самое лучшее развлечение. Правда, научить этому только на словах, без личного примера, не получится. Если в семье кто-то из взрослых часами «зависает» в онлайн-играх, то и ребенок предпочтет электронный гаджет всем остальным видам досуга.
Какие компьютерные игры предпочесть?
Нередко взрослые понятия не имеют, во что играет на компьютере их ребенок. Одни не понимают сюжетов и специфики компьютерных игр, а другие попросту этим не интересуются. И напрасно, потому что среди сотен тысяч игр есть немало таких, которые откровенно вредны для детской психики. Не поленитесь вникнуть в суть любимых игр вашего ребенка. И если вы обнаружите в них сцены жестокости, насилия, темы смерти или признаки агрессии – постарайтесь спокойно, но твердо исключить их из игрового «репертуара». В противном случае вы рискуете вырастить из своего любимого чада невротика с расшатанной, а то и больной психикой.
Не стоит поощрять и увлечение ребенка сетевыми или сложными многоуровневыми играми. Дело в том, что они практически никогда не заканчиваются, а дети – народ азартный и эмоциональный. И вместо того, чтобы поставить логическую точку и переключить внимание на какое-то другое занятие, ребенок будет постоянно думать о том, как бы скорее добраться до компьютера и продолжить увлекательную игру. В результате у него рассеивается внимание, нарастает эмоциональное напряжение, появляется раздражительность.
Что же предложить ребенку взамен? Посоветуйте ему обучающие и развивающие игры, их очень много! К ним относятся игры-приключения, квест-комнаты (в которых, кстати, родители вместе с ребенком могут разгадывать загадки, ребусы, находить код и различные ключи), стратегические игры, игры «настольные» (среди них ‒ «Монополия», он-лайн шашки и шахматы с реальным противником), игры «вопрос-ответ», он-лайн ребусы, игры на логику и образное восприятие. Подобные игры не только развлекут ребенка, но и помогут ему развить мышление, смекалку, воображение и внимание.
Подберите для ребенка несколько игр соответственно его возрасту и продолжительностью от 30 минут до 1 часа. В этом случае окончание игры будет совпадать с окончанием того самого «часа в день», о котором мы говорили выше.
Школьные перемены – для полноценного отдыха
Сегодня каждый школьник имеет мобильный телефон, с которым часто не расстается даже во время уроков. А на переменах дети все реже выходят из классов и все чаще сидят за телефонами или планшетами, пользуясь моментом, чтобы поиграть в компьютерную игру. Здесь уже претензии к учителям, закрывающим глаза на это массовое явление. Детям необходим полноценный отдых между уроками, в идеале – активный, на свежем воздухе. Но и просто погулять по коридорам школы гораздо полезнее, чем часами сидеть без движения. Полезнее и для здоровья, и для успеваемости, так как ученые выяснили, что увлечение компьютерными играми на переменах снижает успеваемость на шесть и более процентов.
Несколько рекомендаций родителям
В целом свое отношение к компьютеру ребенок формирует, ориентируясь на своих родителей. Если электронный ящик в доме является хозяином, подчиняя себе взрослых, то любые доводы о вреде многочасового просиживания за компьютером будут бесполезны. А вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям установить для ребенка здоровое соотношение игры на компьютере и отдыха от гаджетов.
-
Относитесь с уважением к увлечению ребенка компьютерными играми, не называйте их ерундой или глупостью. Это поможет сформировать доверительные отношения с ребенком и его готовность прислушаться к вашим словам по поводу игр.
-
Подавайте пример умеренного использования компьютера.
-
Выбирайте компьютерные игры вместе с ребенком
-
Заранее и четко обговаривайте время игры ребенка на компьютере и точно придерживайтесь этих рамок
-
Не разрешайте играть в компьютер перед сном.
-
Будьте в курсе увлечений, интересов и проблем ребенка, проводить совместно досуг.
-
Помогите ребенку найти новое увлечение ‒ запишите его в кружок, приобщите к спорту.
-
Поощряйте живое общение ребенка с его друзьями.
Если родители сами любят разнообразный досуг, у них есть хобби и они всегда готовы организовать для всей семьи что-то необычное и увлекательное, то и компьютер будет восприниматься ребенком как обычный бытовой прибор. Несомненно, нужный и полезный, но без которого при желании вполне можно обойтись, потому что реальная жизнь гораздо ярче и интереснее.
Светлана Жаркова
Современные дети не представляют, как можно жить без компьютера. С его помощью ребенок может легко и быстро скачать нужную книгу, посмотреть кино, послушать музыку, поиграть, поболтать с другом, даже если тот находится в другом городе или стране. Неудивительно, что для детей в школьном возрасте компьютер становится одновременно учителем, другом и любимой игрушкой, причем игрушкой – гораздо чаще, чем хотелось бы родителям. Увлечение компьютерными играми нередко имеет негативные последствия, к которым родители относят ухудшение зрения, искривление позвоночника, и даже «компьютерный артрит». Кроме того, это приводит к нарушению режима дня, снижению качества учёбы, ухудшению навыков общения и устной речи, бессоннице, а также к агрессивности, конфликтности и раздражительности. Однако представлять, что компьютер и в частности компьютерные игры ‒ абсолютное зло, конечно же, в корне неверно. Многочисленные исследования выявили и положительные моменты от компьютерных игр. Это тренировка внимания, памяти, повышение скорости реакции, улучшение глазомера и мелкой моторики, развитие воображения, интуиции, внимательности, логического мышления, умения прогнозировать ситуацию и принимать решения. Будут ли компьютерные игры вредны или пойдут на пользу вашему ребенку, зависит от частоты и продолжительности его игры на компьютере, а также от того, в какие именно игры он играет. Как помочь школьнику оптимально распределить время, чтобы его хватило и на уроки, и на виртуальные игры, и на активный отдых? Какие игры допустимы, а от каких ребенка стоит оградить? Давайте поговорим об этом подробнее. Сколько времени в целом ребенок должен проводить за компьютером? Психологи и педиатры едины во мнении: без вреда для здоровья ‒ в среднем не более одного, максимум двух часов в день. Причем в этот час входят и домашние задания, и игры. Портал zdravotvet.ru, ссылаясь на данные нескольких исследований, приводит норму времени, допустимую для игры за компьютером детей разного возраста: подросткам 12-16 лет в день можно проводить за ПК не более 2 часов с перерывом на 10-15 минут; детям 7-12 лет ‒ разрешается 1 час; в 6 лет можно сидеть за компьютером не более получаса; ребенку 5 лет допустимо начинать с 15-20 минут в день; для малышей до 5 лет ПК должен находиться под запретом. Правда, эти рекомендации касаются здоровых детей, а тем, кто страдает лудоманией (игровой зависимостью) или имеет плохое зрение, специалисты вообще не рекомендуют пользоваться компьютером. В этом случае родителям необходимо организовать ребенку интересный и полезный досуг, чтобы создать альтернативу электронному гаджету. График «общения» школьника с компьютером может быть разным: ежедневная схема «сначала уроки – потом игра» или «в будни уроки – по выходным игра» – кому как удобнее. Важно лишь, чтобы соблюдалось разрешенное время ‒ для удобства используйте обобщенный термин «правило одного часа». «Разгрузочный день» Установите семейное правило: один день в неделю проводить без компьютера. Договоритесь, что в этот день компьютер не включается вообще, причем это касается всех членов семьи. Лучше всего выбрать для этого выходной день и посвятить его совместному досугу. Неважно, чем вы будете заниматься – пойдете в кино, на выставку или в гости, поедете на пикник или на дачу, главное – вы проведете этот день вместе за интересным занятием. Это не только даст возможность детскому организму отдохнуть от электроники, но и укрепит семейные отношения. «Кончил дело – играй смело», или компьютер в качестве поощрения Иногда родители позволяют ребенку поиграть в компьютерные игры в награду за отличную оценку в школе, хороший поступок или послушание. В целом такой подход возможен, однако компьютер не должен стать единственным поощрением. Пусть наградой будет свободное время, которым ребенок сможет распорядиться по своему желанию. А чтобы виртуальные игрушки не вытеснили прогулки, хобби или общение с друзьями, приучите ребенка к мысли, что компьютер – далеко не единственное и не самое лучшее развлечение. Правда, научить этому только на словах, без личного примера, не получится. Если в семье кто-то из взрослых часами «зависает» в онлайн-играх, то и ребенок предпочтет электронный гаджет всем остальным видам досуга. Какие компьютерные игры предпочесть? Нередко взрослые понятия не имеют, во что играет на компьютере их ребенок. Одни не понимают сюжетов и специфики компьютерных игр, а другие попросту этим не интересуются. И напрасно, потому что среди сотен тысяч игр есть немало таких, которые откровенно вредны для детской психики. Не поленитесь вникнуть в суть любимых игр вашего ребенка. И если вы обнаружите в них сцены жестокости, насилия, темы смерти или признаки агрессии – постарайтесь спокойно, но твердо исключить их из игрового «репертуара». В противном случае вы рискуете вырастить из своего любимого чада невротика с расшатанной, а то и больной психикой. Не стоит поощрять и увлечение ребенка сетевыми или сложными многоуровневыми играми. Дело в том, что они практически никогда не заканчиваются, а дети – народ азартный и эмоциональный. И вместо того, чтобы поставить логическую точку и переключить внимание на какое-то другое занятие, ребенок будет постоянно думать о том, как бы скорее добраться до компьютера и продолжить увлекательную игру. В результате у него рассеивается внимание, нарастает эмоциональное напряжение, появляется раздражительность. Что же предложить ребенку взамен? Посоветуйте ему обучающие и развивающие игры, их очень много! К ним относятся игры-приключения, квест-комнаты (в которых, кстати, родители вместе с ребенком могут разгадывать загадки, ребусы, находить код и различные ключи), стратегические игры, игры «настольные» (среди них ‒ «Монополия», он-лайн шашки и шахматы с реальным противником), игры «вопрос-ответ», он-лайн ребусы, игры на логику и образное восприятие. Подобные игры не только развлекут ребенка, но и помогут ему развить мышление, смекалку, воображение и внимание. Подберите для ребенка несколько игр соответственно его возрасту и продолжительностью от 30 минут до 1 часа. В этом случае окончание игры будет совпадать с окончанием того самого «часа в день», о котором мы говорили выше. Школьные перемены – для полноценного отдыха Сегодня каждый школьник имеет мобильный телефон, с которым часто не расстается даже во время уроков. А на переменах дети все реже выходят из классов и все чаще сидят за телефонами или планшетами, пользуясь моментом, чтобы поиграть в компьютерную игру. Здесь уже претензии к учителям, закрывающим глаза на это массовое явление. Детям необходим полноценный отдых между уроками, в идеале – активный, на свежем воздухе. Но и просто погулять по коридорам школы гораздо полезнее, чем часами сидеть без движения. Полезнее и для здоровья, и для успеваемости, так как ученые выяснили, что увлечение компьютерными играми на переменах снижает успеваемость на шесть и более процентов. Несколько рекомендаций родителям В целом свое отношение к компьютеру ребенок формирует, ориентируясь на своих родителей. Если электронный ящик в доме является хозяином, подчиняя себе взрослых, то любые доводы о вреде многочасового просиживания за компьютером будут бесполезны. А вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям установить для ребенка здоровое соотношение игры на компьютере и отдыха от гаджетов. Относитесь с уважением к увлечению ребенка компьютерными играми, не называйте их ерундой или глупостью. Это поможет сформировать доверительные отношения с ребенком и его готовность прислушаться к вашим словам по поводу игр. Подавайте пример умеренного использования компьютера. Выбирайте компьютерные игры вместе с ребенком Заранее и четко обговаривайте время игры ребенка на компьютере и точно придерживайтесь этих рамок Не разрешайте играть в компьютер перед сном. Будьте в курсе увлечений, интересов и проблем ребенка, проводить совместно досуг. Помогите ребенку найти новое увлечение ‒ запишите его в кружок, приобщите к спорту. Поощряйте живое общение ребенка с его друзьями. Если родители сами любят разнообразный досуг, у них есть хобби и они всегда готовы организовать для всей семьи что-то необычное и увлекательное, то и компьютер будет восприниматься ребенком как обычный бытовой прибор. Несомненно, нужный и полезный, но без которого при желании вполне можно обойтись, потому что реальная жизнь гораздо ярче и интереснее. Светлана Жаркова
Источник: