Сухомлинский — небезызвестный педагог — сказал, что на кончиках пальцев находится ум ребенка. Детские психологи и логопеды подтверждают его слова и твердят, что нужно развивать мелкую моторику малышей. Это залог хорошей координации движений, речи, а также подготовка маленьких ручек к рукоделию, письму, рисованию. Для наилучшего развития интеллекта — мышления, внимания, воображения и памяти — нужно также заниматься моторикой.
1. Для начала необходимо делать массаж ладошек и пальчиков, желательно ежедневно — одной рукой придерживать ручку ребенка, а другой массажировать. Для этого хорошо подходят поглаживание ладошки, разминание пальчиков начиная с ноготка, постукивание по подушечкам. Актуальна и стимуляция хватательного рефлекса. Когда малыш схватился за вложенные пальцы, нужно потянуть его на себя. В первое время наиболее удобным временем для массажа является отдых карапуза — во сне кулачки расслабляются и можно развивать его моторику.
2. Пальчиковые игры – еще один вариант развития мелкой моторики малыша. Это инсценировка каких-либо историй или сказок, чаще форме рифмованных стишков. Сюда относится, например, игра «Сорока-ворона..». В таких играх нужно, чтобы ребенок ловил или гладил руку взрослого, с которым он играет, или другого ребенка, хлопал по ладошке, загибал пальчики. Тексты для малышей должен произносить взрослый, причем важна максимальная выразительность и различные интонации. Можно делать для таких игр специальные шапочки для пальчиков или рисовать им лица. Это еще больше привлечет и заинтересует маленького игрока.
3. Важное значение для достижения цели имеют игрушки. Здесь есть множество вариантов:
• бусы, не важно покупные или сделанные своими руками — можно нанизать на проволоку или шнурок бусинки и пуговички разных цветов, размеров и текстур;
• мешочки из различной ткани — лен, джинса, бархат, шерсть и т. д. Главное, чтобы они отличались на ощупь;
• наполнить мешочки крупами и другими наполнителями — песком, солью, мелкими камушками, желудями. Трогая такие мешочки, малыш обогатит свой опыт тактильных ощущений;
• для детей постарше возможен вариант емкостей с различным содержимым — песком, теми же крупами, макаронами, мелкими шариками и т. п., только важно родительское внимание, чтобы юный исследователь ничего не проглотил;
• погремушки, сделанные не только из обычной пластмассы, но из дерева, ткани;
• мягкие развивающие книжки со множеством элементов, которые можно перемещать, открывать, закрывать и т. д.;
• развивающий коврик, в который могут быть включены различные элементы для катания, шуршания, зеркальца;
• развивающий центр и как разновидность его бизиборд — он снабжен множеством кнопочек, ручек, замочком и всем, что может развивать моторику ребенка и при этом быть для него интересным и привлекательным;
Есть множество других вариантов. Иногда детей гораздо больше привлекают предметы быта, которые можно приспособить для игры, а не покупные игрушки. Не важно приобретены они или сделаны руками мамы. Главное — заниматься с ребенком в этом направлении. Начать никогда не поздно, но лучше обратить на это внимание уже с первого месяца жизни малыша.
Сухомлинский — небезызвестный педагог — сказал, что на кончиках пальцев находится ум ребенка. Детские психологи и логопеды подтверждают его слова и твердят, что нужно развивать мелкую моторику малышей. Это залог хорошей координации движений, речи, а также подготовка маленьких ручек к рукоделию, письму, рисованию. Для наилучшего развития интеллекта — мышления, внимания, воображения и памяти — нужно также заниматься моторикой. 1. Для начала необходимо делать массаж ладошек и пальчиков, желательно ежедневно — одной рукой придерживать ручку ребенка, а другой массажировать. Для этого хорошо подходят поглаживание ладошки, разминание пальчиков начиная с ноготка, постукивание по подушечкам. Актуальна и стимуляция хватательного рефлекса. Когда малыш схватился за вложенные пальцы, нужно потянуть его на себя. В первое время наиболее удобным временем для массажа является отдых карапуза — во сне кулачки расслабляются и можно развивать его моторику. 2. Пальчиковые игры – еще один вариант развития мелкой моторики малыша. Это инсценировка каких-либо историй или сказок, чаще форме рифмованных стишков. Сюда относится, например, игра «Сорока-ворона». В таких играх нужно, чтобы ребенок ловил или гладил руку взрослого, с которым он играет, или другого ребенка, хлопал по ладошке, загибал пальчики. Тексты для малышей должен произносить взрослый, причем важна максимальная выразительность и различные интонации. Можно делать для таких игр специальные шапочки для пальчиков или рисовать им лица. Это еще больше привлечет и заинтересует маленького игрока. 3. Важное значение для достижения цели имеют игрушки. Здесь есть множество вариантов: • бусы, не важно покупные или сделанные своими руками — можно нанизать на проволоку или шнурок бусинки и пуговички разных цветов, размеров и текстур; • мешочки из различной ткани — лен, джинса, бархат, шерсть и т. д. Главное, чтобы они отличались на ощупь; • наполнить мешочки крупами и другими наполнителями — песком, солью, мелкими камушками, желудями. Трогая такие мешочки, малыш обогатит свой опыт тактильных ощущений; • для детей постарше возможен вариант емкостей с различным содержимым — песком, теми же крупами, макаронами, мелкими шариками и т. п., только важно родительское внимание, чтобы юный исследователь ничего не проглотил; • погремушки, сделанные не только из обычной пластмассы, но из дерева, ткани; • мягкие развивающие книжки со множеством элементов, которые можно перемещать, открывать, закрывать и т. д.; • развивающий коврик, в который могут быть включены различные элементы для катания, шуршания, зеркальца; • развивающий центр и как разновидность его бизиборд — он снабжен множеством кнопочек, ручек, замочком и всем, что может развивать моторику ребенка и при этом быть для него интересным и привлекательным; Есть множество других вариантов. Иногда детей гораздо больше привлекают предметы быта, которые можно приспособить для игры, а не покупные игрушки. Не важно приобретены они или сделаны руками мамы. Главное — заниматься с ребенком в этом направлении. Начать никогда не поздно, но лучше обратить на это внимание уже с первого месяца жизни малыша.
Источник: