Всем известно красивое выражение «Дети – цветы жизни». Но цветам нужен уход, если мы хотим, чтобы они цвели и радовали нас, а детям — воспитание. Вседозволенность, отсутствие у ребенка границ и ответственности создают серьезные проблемы в построении мостиков взаимопонимания. У детей, которые растут в абсолютной анархии, считают себя с подачи родителей центром вселенной, во взрослой жизни часто возникают проблемы с социальной адаптацией и взаимодействием с другими людьми.
Винить в этом кого-либо, кроме себя, родителям не стоит. Мы сами создаем условия, в которых для малыша не существует «надо», а по мере его взросления вдруг вспоминаем, что в жизни нужны еще и такие качества, как ответственность, усидчивость, терпение и усердие.
Так почему же наши дети не готовы ждать и не хотят прилагать усилия? Вот несколько основных причин.
- Возможность получить все сразу
Стремясь дать ребенку все самое лучшее, обеспечить максимальный комфорт и защитить от сложностей внешнего мира, родители впадают в гиперопеку. Ребенку достаточно сказать, что он хочет что-то вкусное, и мама несется сломя голову за печеньем или конфетами. Хотя вполне логично предложить подождать, потому что скоро обед, и на десерт будет вкусненькое. Если ребенок заскучал и требует играть, то с вероятностью 99% уже через 5 секунд у него в руках окажется телефон или планшет. А ведь логичней предложить ему поиграть с игрушками, пока мама освободится от домашних дел. В результате ребенок привыкает получать все и сразу, ни о каких «надо» речи нет. На самом деле, способность отложить удовлетворение сиюминутных желаний является развитием очень важного навыка – эффективно функционировать в состоянии стресса или в критической ситуации.
- Недостаток социального взаимодействия
Все чаще родители заменяют электронными гаджетами общение ребенка с внешним миром. Часто можно услышать от молодых мамочек: зачем отдавать в детский сад, если мы с ним прекрасно справляемся дома? А что происходит на самом деле? Ребенок большую часть времени проводит с гаджетами или перед телевизором. Маме удобно, а ребенок не приобретает навыков общения и взаимодействия в обществе.
Общение со сверстниками должно быть живым и регулярным. Это помогает устанавливать контакты, решать конфликты и, естественно, знакомиться с правилами, установленными в обществе. Это первое знакомство с общественными «надо».
- Веселье в режиме «нон-стоп»
Часто можно услышать от родителей первоклашек: «Ах, он у меня такой неусидчивый! Ну совершенно не может высидеть даже половину урока!». А это — результат того, что в свое время ребенка не научили терпению и организованности.
Что происходит, когда малыш теряет интерес к какому-то занятию? Он говорит маме: «Я больше не хочу», и мама сразу же предлагает ему другое занятие! Но иногда стоит сказать: «Хорошо, можешь просто отдохнуть. Или займись тем, что тебе нравится». Это заставит ребенка искать способы себя занять. А если родители постоянно кружатся вокруг и все делают для удовлетворения его потребностей, то такого же поведения он ожидает и в школе: если надоело слушать урок, то учитель должен сразу поменять тему или вообще отправить на перемену. Ему ведь так хочется! А когда ожидания не оправдываются, начинаются проблемы с учебой и поведением.
- Дети правят миром
Современные тенденции воспитания – ни в чем не ограничивать ребенка. Отовсюду только и слышно: «Мой Саша не любит морковку», «Моя Катенька не хочет спать днем», «Мой Олежка не хочет играть игрушками, но он отлично управляется с планшетом» и т. д. Конечно, на ребенка не следует сильно давить или применять физические наказания, но следуя за желаниями чада, родители забывают о своей прямой обязанности – о воспитании. И не ребенок должен руководить воспитательным процессом! Формирование здорового мировоззрения невозможно без ответственности и чувства долга, а значит, в воспитании обязательно должно быть понятие «надо».
Практические советы:
1. Не надо бояться устанавливать рамки. Наличие определенных ограничений, графика и режима дня – залог того, что ребенок будет расти здоровым и полноценно развиваться. Ребенок должен понимать, что есть время для сна, приема пищи, игр, прогулок, занятий, и что «делу время — потехе час».
2. Ограничивать доступ к гаджетам, заменяя их общением. Проще всего при первых же капризах дать ребенку планшет, телефон или включить телевизор. Ребенок, сразу получая желаемое, привыкает, что для этого достаточно заплакать. Моментальное удовлетворение детских потребностей не дает развиваться таким важным навыкам, как терпение, умение самому занять себя. У ребенка не развивается фантазия, он не умеет играть самостоятельно, он привык получать готовое развлечение, не прикладывая усилий.
Необходимы совместные занятия. Отправляйтесь вместе кататься на велосипедах или роликах, играйте всей семье в настольные игры, увлеките ребенка кулинарией (дети обожают возиться с тестом). Такой подход важен и для развития ребенка, и для формирования психоэмоциональной связи и доверительных отношений между родителями и детьми.
3. Воспитывать в ребенке терпение, учить его ждать. Ребенок должен уметь самостоятельно себя занимать. Придерживайтесь следующей тактики.
- Ожидать и немного скучать – это нормально. Такое состояние дает первый толчок к развитию творческих способностей, поскольку приходится самому придумывать, чем заняться. И, конечно, он выбирает наиболее интересное для себя направление.
- Постепенно старайтесь увеличивать промежуток времени для ребенка между его «я хочу» и «я получаю».
- Откажитесь от простых решений типа гаджетов для удовлетворения желаний ребенка.
4. Учите ребенка выполнять монотонную работу. Если ребенку неинтересно выполнять какие-то обыденные действия, то это вовсе не означает, что его надо от них освободить. Да, может показаться достаточно скучным – раскладывать свои вещи по полочкам или расставлять игрушки, но ребенок должен знать, что это надо делать обязательно. Это развивает усидчивость, старательность и ответственность, которые ему необходимы в первую очередь в школе. Можно добавить элементы игры в эти занятия, разнообразить их.
5. Развивать социальные навыки. Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками. Никакие гаджеты не заменят живого общения! Оно является ключевым для нормальной социальной адаптации. В социуме ребенок быстрее освоит и значение слова «надо». Например, «надо уметь делиться с друзьями», «надо играть по правилам», «надо иногда уступать и уметь проигрывать» и т. д.
Реальное общение само по себе вынуждает даже маленького человечка учиться взаимодействовать в определенных рамках.
Всем известно красивое выражение «Дети – цветы жизни». Но цветам нужен уход, если мы хотим, чтобы они цвели и радовали нас, а детям — воспитание. Вседозволенность, отсутствие у ребенка границ и ответственности создают серьезные проблемы в построении мостиков взаимопонимания. У детей, которые растут в абсолютной анархии, считают себя с подачи родителей центром вселенной, во взрослой жизни часто возникают проблемы с социальной адаптацией и взаимодействием с другими людьми. Винить в этом кого-либо, кроме себя, родителям не стоит. Мы сами создаем условия, в которых для малыша не существует «надо», а по мере его взросления вдруг вспоминаем, что в жизни нужны еще и такие качества, как ответственность, усидчивость, терпение и усердие. Так почему же наши дети не готовы ждать и не хотят прилагать усилия? Вот несколько основных причин. Возможность получить все сразу Стремясь дать ребенку все самое лучшее, обеспечить максимальный комфорт и защитить от сложностей внешнего мира, родители впадают в гиперопеку. Ребенку достаточно сказать, что он хочет что-то вкусное, и мама несется сломя голову за печеньем или конфетами. Хотя вполне логично предложить подождать, потому что скоро обед, и на десерт будет вкусненькое. Если ребенок заскучал и требует играть, то с вероятностью 99% уже через 5 секунд у него в руках окажется телефон или планшет. А ведь логичней предложить ему поиграть с игрушками, пока мама освободится от домашних дел. В результате ребенок привыкает получать все и сразу, ни о каких «надо» речи нет. На самом деле, способность отложить удовлетворение сиюминутных желаний является развитием очень важного навыка – эффективно функционировать в состоянии стресса или в критической ситуации. Недостаток социального взаимодействия Все чаще родители заменяют электронными гаджетами общение ребенка с внешним миром. Часто можно услышать от молодых мамочек: зачем отдавать в детский сад, если мы с ним прекрасно справляемся дома? А что происходит на самом деле? Ребенок большую часть времени проводит с гаджетами или перед телевизором. Маме удобно, а ребенок не приобретает навыков общения и взаимодействия в обществе. Общение со сверстниками должно быть живым и регулярным. Это помогает устанавливать контакты, решать конфликты и, естественно, знакомиться с правилами, установленными в обществе. Это первое знакомство с общественными «надо». Веселье в режиме «нон-стоп» Часто можно услышать от родителей первоклашек: «Ах, он у меня такой неусидчивый! Ну совершенно не может высидеть даже половину урока!». А это — результат того, что в свое время ребенка не научили терпению и организованности. Что происходит, когда малыш теряет интерес к какому-то занятию? Он говорит маме: «Я больше не хочу», и мама сразу же предлагает ему другое занятие! Но иногда стоит сказать: «Хорошо, можешь просто отдохнуть. Или займись тем, что тебе нравится». Это заставит ребенка искать способы себя занять. А если родители постоянно кружатся вокруг и все делают для удовлетворения его потребностей, то такого же поведения он ожидает и в школе: если надоело слушать урок, то учитель должен сразу поменять тему или вообще отправить на перемену. Ему ведь так хочется! А когда ожидания не оправдываются, начинаются проблемы с учебой и поведением. Дети правят миром Современные тенденции воспитания – ни в чем не ограничивать ребенка. Отовсюду только и слышно: «Мой Саша не любит морковку», «Моя Катенька не хочет спать днем», «Мой Олежка не хочет играть игрушками, но он отлично управляется с планшетом» и т. д. Конечно, на ребенка не следует сильно давить или применять физические наказания, но следуя за желаниями чада, родители забывают о своей прямой обязанности – о воспитании. И не ребенок должен руководить воспитательным процессом! Формирование здорового мировоззрения невозможно без ответственности и чувства долга, а значит, в воспитании обязательно должно быть понятие «надо». Практические советы: 1. Не надо бояться устанавливать рамки. Наличие определенных ограничений, графика и режима дня – залог того, что ребенок будет расти здоровым и полноценно развиваться. Ребенок должен понимать, что есть время для сна, приема пищи, игр, прогулок, занятий, и что «делу время — потехе час». 2. Ограничивать доступ к гаджетам, заменяя их общением. Проще всего при первых же капризах дать ребенку планшет, телефон или включить телевизор. Ребенок, сразу получая желаемое, привыкает, что для этого достаточно заплакать. Моментальное удовлетворение детских потребностей не дает развиваться таким важным навыкам, как терпение, умение самому занять себя. У ребенка не развивается фантазия, он не умеет играть самостоятельно, он привык получать готовое развлечение, не прикладывая усилий. Необходимы совместные занятия. Отправляйтесь вместе кататься на велосипедах или роликах, играйте всей семье в настольные игры, увлеките ребенка кулинарией (дети обожают возиться с тестом). Такой подход важен и для развития ребенка, и для формирования психоэмоциональной связи и доверительных отношений между родителями и детьми. 3. Воспитывать в ребенке терпение, учить его ждать. Ребенок должен уметь самостоятельно себя занимать. Придерживайтесь следующей тактики. Ожидать и немного скучать – это нормально. Такое состояние дает первый толчок к развитию творческих способностей, поскольку приходится самому придумывать, чем заняться. И, конечно, он выбирает наиболее интересное для себя направление. Постепенно старайтесь увеличивать промежуток времени для ребенка между его «я хочу» и «я получаю». Откажитесь от простых решений типа гаджетов для удовлетворения желаний ребенка. 4. Учите ребенка выполнять монотонную работу. Если ребенку неинтересно выполнять какие-то обыденные действия, то это вовсе не означает, что его надо от них освободить. Да, может показаться достаточно скучным – раскладывать свои вещи по полочкам или расставлять игрушки, но ребенок должен знать, что это надо делать обязательно. Это развивает усидчивость, старательность и ответственность, которые ему необходимы в первую очередь в школе. Можно добавить элементы игры в эти занятия, разнообразить их. 5. Развивать социальные навыки. Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками. Никакие гаджеты не заменят живого общения! Оно является ключевым для нормальной социальной адаптации. В социуме ребенок быстрее освоит и значение слова «надо». Например, «надо уметь делиться с друзьями», «надо играть по правилам», «надо иногда уступать и уметь проигрывать» и т. д. Реальное общение само по себе вынуждает даже маленького человечка учиться взаимодействовать в определенных рамках.
Источник: