Все чаще нам попадается информация о детской жестокости, и на улице нередко приходится наблюдать, как дети обижают друг друга или животных. Отсутствие жалости удивляет и шокирует. Нельзя сказать, что жестокость присуща всем детям. К счастью, случаи единичны. Но то, что это проблема, невозможно отрицать.
Жестокость и агрессивность
В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько схожих на первый взгляд понятий: агрессия, жестокость, насилие. Давайте разделим эти понятия.
Агрессия — действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, животному или неживому объекту.
В каждом из нас может проснуться агрессия: например, бросаем учебник литературы, если не запоминается стихотворение, шепчем под нос ругательства, когда отчитывают близкие, ломаем ветку, которая оцарапала.
Но при этом в мире не так много агрессивных людей. Агрессивность – черта характера, свойство психики. Это — не сами действия, а стремление к ним. В одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному. Агрессивный человек будет искать выход своей агрессии: ударить, сломать, порвать, оскорбить. Но не уйти, отвернуться, заплакать, отложить, переделать.
Иногда в людях вместе с агрессивностью наблюдается жестокость.
Жестокость – это проявление агрессии к тем, кто слабее. Жестокий человек стремится причинить боль: физическую или психологическую. Чем больнее жертве – тем приятнее обидчику. Он получает удовольствие от страданий другого. У него нет жалости, он порой не способен остановиться.
Безжалостность и жестокость может быть пассивной, когда люди в страшной ситуации снимают на видео гибель людей или животных. Они не делают больно, но способны просто созерцать чужую боль.
Насилие отличается от жестокости тем, что не всегда носит явный характер. Суть насилия в том, чтобы заставить сделать другого то, что он делать не хочет. Увы, но мы все чаще сталкиваемся с домашним насилием, которое воспринимается как норма. Психологическое насилие в детстве приводит к психическим заболеваниям в будущем.
Детская жестокость: когда бить тревогу
Опытный педагог легко определяет в группе агрессивных детей и работает с ними, не провоцируя. Коррекция детской агрессии доступна даже начинающему воспитателю. Но жестокие дети встречаются не только среди явных драчунов и забияк, это могут быть и тихони.
Жестокость не передается по наследству, она приобретается вследствие негативного опыта и служит психологической защитой от душевной боли.
У новорожденного ребенка нет жестокости. Младенец делает кому-то больно, чтобы защититься или добиться желаемого (кусается, щипается). Ребенок раннего возраста может обидеть по незнанию и непониманию. Так дети душат котят и крольчат, сильно прижимая их к себе. Иногда они заигрываются и наносят вред другому существу, не контролируя силу удара. Малышам до трех лет нужно объяснять чужую боль и хрупкость.
После трех лет ребенок вполне понимает чужую боль, но по-прежнему, может не контролировать некоторые свои действия. Как по незнанию ломаются игрушки (от нажатия, удара, переворачивания), так и делается больно другим существам.
А вот к 5 годам ребенок осознает чужие чувства, понимает и принимает чужую боль, контролирует свои действия. Поступки ребенка в этот период уже могут констатироваться как жестокие, если они такими являются.
Жестокий подросток – настоящая беда, так как индивидуальные черты умножаются на гормональный взрыв. Последствия могут быть очень серьезными.
Причины детской жестокости
Ребенок не становится жестоким в одночасье. Агрессивность проявлялась не раз и раньше, просто взрослые не всегда ее замечали.
Драка? Его спровоцировали.
Сделал больно – не рассчитал силу.
Ударил щенка – нечаянно.
Раздавил бабочку – подумаешь, потеря.
Порвал чужой рисунок – не знал, что это важно.
Родителям сложно признать, что все это специально, осознанно. И девочка, испортившая нарочно чужую картину, радуется горю подруги, а малышу нравится, как от боли пищит щенок.
Признать в своем ребенке жестокость очень трудно. Именно поэтому в настоящее время наблюдается всплеск детской жестокости в школьном возрасте. Ее не заметили в детстве.
У каждого жестокого ребенка свои проблемы, причины и своя история. Но можно выделить несколько общих причин жестокости у детей:
- Авторитарное жесткое воспитание, домашнее насилие. Если маленького человека наказывали за любую провинность, не обращая внимания на его чувства, то он так же будет относиться к окружающим.
- Дефицит близости и любви. Непринятие ребенка порождает в нем не только тревожность, но и жестокость. Ребенок просто не умеет любить.
- Завышенные требования. В погоне за успехом родители не испытывают жалости к малышу. Ребенок растет таким же.
- Постоянные конфликты в семье, часто сопровождающиеся насилием. Даже если ребенок является только наблюдателем, жестокость воспринимается им как норма.
- Вседозволенность и безнаказанность. Некоторые дети растут как царьки – им можно все. Если при этом нет внутреннего контроля, то ребенок может вести себя соответственно: хочу казню, хочу милую.
- Отсутствие доверия между взрослыми и ребенком. Обиды и проблемы могут накапливаться, если не находят выхода. Доверительные отношения помогут решить проблему на ранних стадиях, не дожидаясь психологического выхода.
- Отсутствие контроля и коррекции поведения со стороны взрослых. Иногда малышу просто некому объяснить, как поступать хорошо или плохо.
- Бесконтрольный просмотр видео и картинок со сценами насилия.
- Травля в школе, жестокое отношение сверстников к самому ребенку или другим детям.
Жестокие дети не всегда вырастают в неблагополучных семьях. Иногда чрезмерный контроль и опека тоже могут привести к агрессивности. Ребенок как бы выходит из кокона, правда получается не бабочка, а что-то очень ядовитое.
И все-таки корни жестокости в семье – вседозволенность, авторитарность, попустительство. Любая крайность может привести к зарождению жестокости. Детскую активность и агрессивность нужно перевести в мирное русло (спорт). При этом важно учить детей сопереживать и сочувствовать чужой боли.
Но главное — любить своего ребенка. Любящий и любимый человек не станет жестоким.
Все чаще нам попадается информация о детской жестокости, и на улице нередко приходится наблюдать, как дети обижают друг друга или животных. Отсутствие жалости удивляет и шокирует. Нельзя сказать, что жестокость присуща всем детям. К счастью, случаи единичны. Но то, что это проблема, невозможно отрицать. Жестокость и агрессивность В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько схожих на первый взгляд понятий: агрессия, жестокость, насилие. Давайте разделим эти понятия. Агрессия — действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, животному или неживому объекту. В каждом из нас может проснуться агрессия: например, бросаем учебник литературы, если не запоминается стихотворение, шепчем под нос ругательства, когда отчитывают близкие, ломаем ветку, которая оцарапала. Но при этом в мире не так много агрессивных людей. Агрессивность – черта характера, свойство психики. Это — не сами действия, а стремление к ним. В одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному. Агрессивный человек будет искать выход своей агрессии: ударить, сломать, порвать, оскорбить. Но не уйти, отвернуться, заплакать, отложить, переделать. Иногда в людях вместе с агрессивностью наблюдается жестокость. Жестокость – это проявление агрессии к тем, кто слабее. Жестокий человек стремится причинить боль: физическую или психологическую. Чем больнее жертве – тем приятнее обидчику. Он получает удовольствие от страданий другого. У него нет жалости, он порой не способен остановиться. Безжалостность и жестокость может быть пассивной, когда люди в страшной ситуации снимают на видео гибель людей или животных. Они не делают больно, но способны просто созерцать чужую боль. Насилие отличается от жестокости тем, что не всегда носит явный характер. Суть насилия в том, чтобы заставить сделать другого то, что он делать не хочет. Увы, но мы все чаще сталкиваемся с домашним насилием, которое воспринимается как норма. Психологическое насилие в детстве приводит к психическим заболеваниям в будущем. Детская жестокость: когда бить тревогу Опытный педагог легко определяет в группе агрессивных детей и работает с ними, не провоцируя. Коррекция детской агрессии доступна даже начинающему воспитателю. Но жестокие дети встречаются не только среди явных драчунов и забияк, это могут быть и тихони. Жестокость не передается по наследству, она приобретается вследствие негативного опыта и служит психологической защитой от душевной боли. У новорожденного ребенка нет жестокости. Младенец делает кому-то больно, чтобы защититься или добиться желаемого (кусается, щипается). Ребенок раннего возраста может обидеть по незнанию и непониманию. Так дети душат котят и крольчат, сильно прижимая их к себе. Иногда они заигрываются и наносят вред другому существу, не контролируя силу удара. Малышам до трех лет нужно объяснять чужую боль и хрупкость. После трех лет ребенок вполне понимает чужую боль, но по-прежнему, может не контролировать некоторые свои действия. Как по незнанию ломаются игрушки (от нажатия, удара, переворачивания), так и делается больно другим существам. А вот к 5 годам ребенок осознает чужие чувства, понимает и принимает чужую боль, контролирует свои действия. Поступки ребенка в этот период уже могут констатироваться как жестокие, если они такими являются. Жестокий подросток – настоящая беда, так как индивидуальные черты умножаются на гормональный взрыв. Последствия могут быть очень серьезными. Причины детской жестокости Ребенок не становится жестоким в одночасье. Агрессивность проявлялась не раз и раньше, просто взрослые не всегда ее замечали. Драка? Его спровоцировали. Сделал больно – не рассчитал силу. Ударил щенка – нечаянно. Раздавил бабочку – подумаешь, потеря. Порвал чужой рисунок – не знал, что это важно. Родителям сложно признать, что все это специально, осознанно. И девочка, испортившая нарочно чужую картину, радуется горю подруги, а малышу нравится, как от боли пищит щенок. Признать в своем ребенке жестокость очень трудно. Именно поэтому в настоящее время наблюдается всплеск детской жестокости в школьном возрасте. Ее не заметили в детстве. У каждого жестокого ребенка свои проблемы, причины и своя история. Но можно выделить несколько общих причин жестокости у детей: Авторитарное жесткое воспитание, домашнее насилие. Если маленького человека наказывали за любую провинность, не обращая внимания на его чувства, то он так же будет относиться к окружающим. Дефицит близости и любви. Непринятие ребенка порождает в нем не только тревожность, но и жестокость. Ребенок просто не умеет любить. Завышенные требования. В погоне за успехом родители не испытывают жалости к малышу. Ребенок растет таким же. Постоянные конфликты в семье, часто сопровождающиеся насилием. Даже если ребенок является только наблюдателем, жестокость воспринимается им как норма. Вседозволенность и безнаказанность. Некоторые дети растут как царьки – им можно все. Если при этом нет внутреннего контроля, то ребенок может вести себя соответственно: хочу казню, хочу милую. Отсутствие доверия между взрослыми и ребенком. Обиды и проблемы могут накапливаться, если не находят выхода. Доверительные отношения помогут решить проблему на ранних стадиях, не дожидаясь психологического выхода. Отсутствие контроля и коррекции поведения со стороны взрослых. Иногда малышу просто некому объяснить, как поступать хорошо или плохо. Бесконтрольный просмотр видео и картинок со сценами насилия. Травля в школе, жестокое отношение сверстников к самому ребенку или другим детям. Жестокие дети не всегда вырастают в неблагополучных семьях. Иногда чрезмерный контроль и опека тоже могут привести к агрессивности. Ребенок как бы выходит из кокона, правда получается не бабочка, а что-то очень ядовитое. И все-таки корни жестокости в семье – вседозволенность, авторитарность, попустительство. Любая крайность может привести к зарождению жестокости. Детскую активность и агрессивность нужно перевести в мирное русло (спорт). При этом важно учить детей сопереживать и сочувствовать чужой боли. Но главное — любить своего ребенка. Любящий и любимый человек не станет жестоким.
Источник: