Название статьи, скорее всего, вызовет у вас недоверие: «Да, возможно с наказаниями и замечаниями можно перестараться, но похвала мотивирует!». Это не совсем так: любая чрезмерность вредна.
Представьте, что готовите суп. Рядом стоит ваша мама и повторяет: «Как экономно ты чистишь картошку! Отличная работа. Мне нравится, как ты режешь морковь! О, ты выбрала прекрасную сковороду для жарки овощей!» Как скоро вы попросите ее удалиться из кухни?
Или вы впервые в жизни нарисовали картину. Для первого раза у вас получается довольно неплохо. На следующий день ваш муж приглашает в гости всех ваших друзей, демонстрирует им ваше творчество и восклицает: «Смотрите! Это же шедевр! Ничего лучше этот свет еще не видел! Моя жена войдет в историю как великий художник!» Скоро ли вы снова возьметесь за кисть?
Зачем мы хвалим детей?
- Стараемся показать их сильные стороны
- Мотивируем на повторение поступков с большим старанием
- Помогаем чувствовать себя увереннее
Как на самом деле действует чрезмерная или неуместная похвала?
- Чрезмерная похвала мешает формированию объективной самооценки. Когда человека хвалят практически всегда — срабатывает тщеславие, недаром говорят, что самый быстрый способ наладить отношения с кем бы то ни было – лесть.
- Ребенок становится зависим от похвалы. В дальнейшем его действия будут основаны не на искреннем интересе к делу, а на желании оправдать ожидания и заслужить очередное одобрение вместо того, чтобы учиться полагаться на свои суждения. Так, дети, которых часто хвалят за то, что они умные, боятся оказаться слабее других и перестраховываются: согласно исследованиям, они чаще списывают на экзаменах и тестах, и тяжело переживают неудачи.
- Ребенок может усомниться в вашей искренности. «Неужели мама серьезно хвалит меня за то, что я ем суп?». Да, конечно, маленькие дети вряд ли распознают манипуляции, но подсознательно у них возникнет недоверие к вашим словам. И к вам, соответственно.
- Похвала может даже вызвать чувство страха: «Что, если я не смогу повторить свой успех? Пожалуй, лучше и не пытаться».
В каких ситуациях похвала неуместна?
Расскажу вам одну историю. Мальчик Ваня решил побросать мяч в баскетбольное кольцо. Спустя несколько попыток он попал в цель. Тут же к нему подошел учитель и с одобрением воскликнул: «Ребята, смотрите, как у Вани здорово получается!». Мальчик с испугом посмотрел на тренера и ушел, положив мяч.
Это отнюдь не природная скромность ребенка. Большинство из нас поступило бы так же. Дело в том, что у парня еще не закрепился навык, и он не знает, будет ли следующая попытка успешной. Теперь он беспокоится о следующем броске. Да еще и ребята будут оценивать его. Лучше уйти, пока не опозорился.
В данном случае похвала неуместна. Когда ребенок сосредоточен, нет смысла тормозить процесс комментариями.
Похвала будет неуместна и в тех случаях, когда она необъективна. Например, ваш сын сокрушается, что в футбольном матче не забил ни одного гола. Не стоит переубеждать его, повторяя, что он отлично справился и был лучше всех на поле. В этой ситуации лучше признать его чувства: «Я понимаю, что ты расстроен. Это действительно неприятно» и отметить прогресс: «Видела, что старался. В прошлых матчах тебе не удавалось так приблизиться к воротам. Тренировки не прошли даром».
Как избежать чрезмерной похвалы?
1. Выбирайте подходящий момент. Хвалите тогда, когда ребенок ждет вашей реакции.
2. Избегайте сравнений. Мы всегда хотим выделить ребенка, сказав: «Ты написал контрольную лучше всех в классе». Такой похвалой мы учим ребенка извлекать радость из неудач других людей, и в то же время тревожиться от их успехов.
3. Избегайте оценок. Какими бы привычными они не казались, оценочные комментарии часто снижают у детей интерес к делу. Пусть дети просто получают удовольствие от того, что сделали, а не ждут оценки.
4. Вместо «оценочной похвалы» используйте «описательную». Старайтесь описывать прогресс, усилия, влияние на окружающих. Вместо оценки: «Молодец, ты хорошо сделал», используйте описание: «Ух ты, я вижу в комнате порядок. Ого, как аккуратно сложена одежда в шкафу». Или отметьте: «Ты полностью убрал комнату. И даже аккуратно сложил вещи». Можно еще прокомментировать: «Думаю, папа будет доволен. Он любит, когда все лежит на своих местах».
5. Вместо очередной похвалы попробуйте начать разговор так: «Ого, какой рисунок! Я вижу море и рыбок. Куда они плывут?». Возможно, вы услышите интересный рассказ, а потом и увидите новую зарисовку этой истории.
Задумайтесь, сколько раз в день и по какому поводу вы хвалите ребенка? Постарайтесь записывать свои наблюдения ежедневно в течение недели. Проанализировав записи, будет несложно откорректировать воспитательные моменты похвалы.
Название статьи, скорее всего, вызовет у вас недоверие: «Да, возможно с наказаниями и замечаниями можно перестараться, но похвала мотивирует!». Это не совсем так: любая чрезмерность вредна. Представьте, что готовите суп. Рядом стоит ваша мама и повторяет: «Как экономно ты чистишь картошку! Отличная работа. Мне нравится, как ты режешь морковь! О, ты выбрала прекрасную сковороду для жарки овощей!» Как скоро вы попросите ее удалиться из кухни? Или вы впервые в жизни нарисовали картину. Для первого раза у вас получается довольно неплохо. На следующий день ваш муж приглашает в гости всех ваших друзей, демонстрирует им ваше творчество и восклицает: «Смотрите! Это же шедевр! Ничего лучше этот свет еще не видел! Моя жена войдет в историю как великий художник!» Скоро ли вы снова возьметесь за кисть? Зачем мы хвалим детей? Стараемся показать их сильные стороны Мотивируем на повторение поступков с большим старанием Помогаем чувствовать себя увереннее Как на самом деле действует чрезмерная или неуместная похвала? Чрезмерная похвала мешает формированию объективной самооценки. Когда человека хвалят практически всегда — срабатывает тщеславие, недаром говорят, что самый быстрый способ наладить отношения с кем бы то ни было – лесть. Ребенок становится зависим от похвалы. В дальнейшем его действия будут основаны не на искреннем интересе к делу, а на желании оправдать ожидания и заслужить очередное одобрение вместо того, чтобы учиться полагаться на свои суждения. Так, дети, которых часто хвалят за то, что они умные, боятся оказаться слабее других и перестраховываются: согласно исследованиям, они чаще списывают на экзаменах и тестах, и тяжело переживают неудачи. Ребенок может усомниться в вашей искренности. «Неужели мама серьезно хвалит меня за то, что я ем суп?». Да, конечно, маленькие дети вряд ли распознают манипуляции, но подсознательно у них возникнет недоверие к вашим словам. И к вам, соответственно. Похвала может даже вызвать чувство страха: «Что, если я не смогу повторить свой успех? Пожалуй, лучше и не пытаться». В каких ситуациях похвала неуместна? Расскажу вам одну историю. Мальчик Ваня решил побросать мяч в баскетбольное кольцо. Спустя несколько попыток он попал в цель. Тут же к нему подошел учитель и с одобрением воскликнул: «Ребята, смотрите, как у Вани здорово получается!». Мальчик с испугом посмотрел на тренера и ушел, положив мяч. Это отнюдь не природная скромность ребенка. Большинство из нас поступило бы так же. Дело в том, что у парня еще не закрепился навык, и он не знает, будет ли следующая попытка успешной. Теперь он беспокоится о следующем броске. Да еще и ребята будут оценивать его. Лучше уйти, пока не опозорился. В данном случае похвала неуместна. Когда ребенок сосредоточен, нет смысла тормозить процесс комментариями. Похвала будет неуместна и в тех случаях, когда она необъективна. Например, ваш сын сокрушается, что в футбольном матче не забил ни одного гола. Не стоит переубеждать его, повторяя, что он отлично справился и был лучше всех на поле. В этой ситуации лучше признать его чувства: «Я понимаю, что ты расстроен. Это действительно неприятно» и отметить прогресс: «Видела, что старался. В прошлых матчах тебе не удавалось так приблизиться к воротам. Тренировки не прошли даром». Как избежать чрезмерной похвалы? 1. Выбирайте подходящий момент. Хвалите тогда, когда ребенок ждет вашей реакции. 2. Избегайте сравнений. Мы всегда хотим выделить ребенка, сказав: «Ты написал контрольную лучше всех в классе». Такой похвалой мы учим ребенка извлекать радость из неудач других людей, и в то же время тревожиться от их успехов. 3. Избегайте оценок. Какими бы привычными они не казались, оценочные комментарии часто снижают у детей интерес к делу. Пусть дети просто получают удовольствие от того, что сделали, а не ждут оценки. 4. Вместо «оценочной похвалы» используйте «описательную». Старайтесь описывать прогресс, усилия, влияние на окружающих. Вместо оценки: «Молодец, ты хорошо сделал», используйте описание: «Ух ты, я вижу в комнате порядок. Ого, как аккуратно сложена одежда в шкафу». Или отметьте: «Ты полностью убрал комнату. И даже аккуратно сложил вещи». Можно еще прокомментировать: «Думаю, папа будет доволен. Он любит, когда все лежит на своих местах». 5. Вместо очередной похвалы попробуйте начать разговор так: «Ого, какой рисунок! Я вижу море и рыбок. Куда они плывут?». Возможно, вы услышите интересный рассказ, а потом и увидите новую зарисовку этой истории. Задумайтесь, сколько раз в день и по какому поводу вы хвалите ребенка? Постарайтесь записывать свои наблюдения ежедневно в течение недели. Проанализировав записи, будет несложно откорректировать воспитательные моменты похвалы.
Источник: