Методика «Незаконченные предложения» для детей и подростков — «Методики воспитания»

19.01.2021 09:21

Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий.

Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений.

Порядок исследований: испытуемым предлагается бланк с 56 незаконченными предложениями, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему.

Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.

Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом.

Инструкция. «На бланке приводится 56 незаконченных предложений. Прочитайте и закончите их, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое–либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее». Обследование приводится в два этапа. На первом испытуемые завершают незаконченные предложения, на втором этапе производят оценку своего эмоционального отношения к содержанию данной концовки.

Инструкция для 2-го этапа. Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально–оценочный балл: +1, 0, –1, по следующей шкале:

+1 — положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе, покоя и т.д.;

0 — нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций. Предложение не закончено.

–1 — негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь. Переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т.д., или — если предложение не закончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь.

Примеры: «Школьное руководство… меня не беспокоит» (0); «В школе я чувствую себя… как дома»(+1); «Учителя часто бывают невнимательны ко мне» (–1).

Лист незаконченных предложений

1. Я учусь так…
2. Школьное начальство…
3. Моя мама…
4. Когда меня нет, мои друзья…
5. Когда мне начинает не везти…
6. Большинство известных мне людей…
7. Я думаю, что в будущем…
8. Я хотел бы учиться…
9. Наша школа…
10. По сравнению с большинством семей моя семья…
11. Что касается нашего класса…
12. Я достаточно способен…
13. От незнакомых людей…
14. Мне кажется, что в будущем я…
15. В учебе я вижу…
16. В школе я…
17. Моя семья обращается со мной, как с…
18. Когда я высказываю свое мнение…
19. Мне кажется, что я…
20. Люди чаще всего живут…
21. Я думаю, что планировать будущее…
22. Что касается уроков, то я…
23. Наши учителя…
24. Я хотел бы, чтобы мой отец…
25. Я думаю, что мои ровесники…
26. Я мог бы быть очень счастливым…
27. Почти все люди стремятся…
28. Думать о будущем…
29. Я могу учиться…
30. Большинство учителей…
31. Считаю, что большинство матерей…
32. В классе я чувствую себя…
33. Моим скрытым желанием является…
34. Мне кажется, что люди в основном…
35. Мне кажется, что лет через пять…
36. Домашние задания я…
37. Когда я иду в школу…
38. Моя мать и я…
39. Что касается моих товарищей в классе…
40. Больше всего я боюсь…
41. Люди видят смысл в…
42. В будущем я займусь…
43. Большинство учебных предметов…
44. Я думаю, что учителя…
45. Думаю, что мой отец…
46. Мне не нравится, когда ребята…
47. Больше всего я люблю…
48. В основном люди относятся друг к другу…
49. Часто мне кажется, что в будущем…
50. Когда я вспоминаю об учебе…
51. Когда я вспоминаю нашу школу…
52. Мой отец и я…
53. Когда летом я вспоминаю наш класс…
54. Я думаю, что обо мне…
55. Люди часто…
56. Целью своей жизни я считаю…

Ключ

Алгебраически суммируются оценки по каждому блоку, например, учеба: 0, 0, +1, –1, +1, +1, +1, –1 = +2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной теме (сфере). Естественно, что ученик может выставить чисто умозрительную оценку, без эмоциональной вовлеченности. Но исследования показывают, что вопросы, из которых составлен тест, являются в эмоциональном отношении достаточно значимыми для подростков.

Интерпретация. В ходе апробации теста, на основании анализа 316 установочных полей, была получена следующая шкала оценок обобщенных установок:

весьма положительная — больше 3;
положительная — от 1 до 3;
нейтральная — от 0 до 1;
отрицательная — от –3 до –1
крайне отрицательная — меньше –3.

Однако качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до +1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности.

В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т. п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой.

Интерпретация результатов обследования начинается с анализа полученных по каждому блоку данных, например:

Наташа П., ученица 8-го класса
Сфера и балл:
Учеба +2. Школа +2. Семья +3. Сверстники +1. Я 0. Люди +1. Будущее +4.

Полученные в данном примере результаты позволяют выделить сферы, где присутствует наибольшее количество негативных установок: отношение к сверстникам, к самому себе, к окружающим людям. Следующий затем качественный анализ проекций позволяет приблизиться к пониманию сущности существующих проблем.

Продолжим анализ того же примера:

«Когда меня нет, мои друзья… не вспоминают обо мне» (–1).
«Когда я высказываю свое мнение, … меня никто не слушает» (–1).
«Что касается нашего класса, … то он не очень хороший» (–1). Подросток явно не доволен характером сложившихся со сверстниками отношений.

Содержание дальнейших проекций косвенно указывает на негативный образ «Я»:

«Мне кажется, что я… необщительна и неинтересна» (–1).
«Больше всего я боюсь… остаться брошенной всеми и любимым человеком»(–1).
«Я думаю, что обо мне… часто говорят нехорошее» (–1). Наташа ощущает дефицит общения, испытывает чувство вины, чувство собственной неполноценности.

Блок «Я» дополнительно указывает на сформированность у Наташи негативного образа «Я». «Большинство людей… способны на обман» (–1).

«Мне кажется, что люди в основном эгоисты, живут только для себя» (–1).
«Больше всего я люблю тех людей, … которые любят и понимают меня» (–1).

Подросток «вымещает» на окружающих свою отчужденность. Негативная оценка последнего предложения говорит о том, что людей, которые любят и понимают Наташу, по ее мнению, очень мало.

Сферы проявления обобщенных смысловых установок

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49
50 51 52 53 54 55 56

19.01.2021 09:21 Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений. Порядок исследований: испытуемым предлагается бланк с 56 незаконченными предложениями, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели. Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом. Инструкция. «На бланке приводится 56 незаконченных предложений. Прочитайте и закончите их, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое–либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее». Обследование приводится в два этапа. На первом испытуемые завершают незаконченные предложения, на втором этапе производят оценку своего эмоционального отношения к содержанию данной концовки. Инструкция для 2-го этапа. Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально–оценочный балл: 1, 0, –1, по следующей шкале: 1 — положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе, покоя и т.д.; 0 — нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций. Предложение не закончено. –1 — негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь. Переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т.д., или — если предложение не закончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь. Примеры: «Школьное руководство. меня не беспокоит» (0); «В школе я чувствую себя. как дома»( 1); «Учителя часто бывают невнимательны ко мне» (–1). Лист незаконченных предложений 1. Я учусь так. 2. Школьное начальство. 3. Моя мама. 4. Когда меня нет, мои друзья. 5. Когда мне начинает не везти. 6. Большинство известных мне людей. 7. Я думаю, что в будущем. 8. Я хотел бы учиться. 9. Наша школа. 10. По сравнению с большинством семей моя семья. 11. Что касается нашего класса. 12. Я достаточно способен. 13. От незнакомых людей. 14. Мне кажется, что в будущем я. 15. В учебе я вижу. 16. В школе я. 17. Моя семья обращается со мной, как с. 18. Когда я высказываю свое мнение. 19. Мне кажется, что я. 20. Люди чаще всего живут. 21. Я думаю, что планировать будущее. 22. Что касается уроков, то я. 23. Наши учителя. 24. Я хотел бы, чтобы мой отец. 25. Я думаю, что мои ровесники. 26. Я мог бы быть очень счастливым. 27. Почти все люди стремятся. 28. Думать о будущем. 29. Я могу учиться. 30. Большинство учителей. 31. Считаю, что большинство матерей. 32. В классе я чувствую себя. 33. Моим скрытым желанием является. 34. Мне кажется, что люди в основном. 35. Мне кажется, что лет через пять. 36. Домашние задания я. 37. Когда я иду в школу. 38. Моя мать и я. 39. Что касается моих товарищей в классе. 40. Больше всего я боюсь. 41. Люди видят смысл в. 42. В будущем я займусь. 43. Большинство учебных предметов. 44. Я думаю, что учителя. 45. Думаю, что мой отец. 46. Мне не нравится, когда ребята. 47. Больше всего я люблю. 48. В основном люди относятся друг к другу. 49. Часто мне кажется, что в будущем. 50. Когда я вспоминаю об учебе. 51. Когда я вспоминаю нашу школу. 52. Мой отец и я. 53. Когда летом я вспоминаю наш класс. 54. Я думаю, что обо мне. 55. Люди часто. 56. Целью своей жизни я считаю. Ключ Алгебраически суммируются оценки по каждому блоку, например, учеба: 0, 0, 1, –1, 1, 1, 1, –1 = 2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной теме (сфере). Естественно, что ученик может выставить чисто умозрительную оценку, без эмоциональной вовлеченности. Но исследования показывают, что вопросы, из которых составлен тест, являются в эмоциональном отношении достаточно значимыми для подростков. Интерпретация. В ходе апробации теста, на основании анализа 316 установочных полей, была получена следующая шкала оценок обобщенных установок: весьма положительная — больше 3; положительная — от 1 до 3; нейтральная — от 0 до 1; отрицательная — от –3 до –1 крайне отрицательная — меньше –3. Однако качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до 1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности. В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т. п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой. Интерпретация результатов обследования начинается с анализа полученных по каждому блоку данных, например: Наташа П., ученица 8-го класса Сфера и балл: Учеба 2. Школа 2. Семья 3. Сверстники 1. Я 0. Люди 1. Будущее 4. Полученные в данном примере результаты позволяют выделить сферы, где присутствует наибольшее количество негативных установок: отношение к сверстникам, к самому себе, к окружающим людям. Следующий затем качественный анализ проекций позволяет приблизиться к пониманию сущности существующих проблем. Продолжим анализ того же примера: «Когда меня нет, мои друзья. не вспоминают обо мне» (–1). «Когда я высказываю свое мнение, . меня никто не слушает» (–1). «Что касается нашего класса, . то он не очень хороший» (–1). Подросток явно не доволен характером сложившихся со сверстниками отношений. Содержание дальнейших проекций косвенно указывает на негативный образ «Я»: «Мне кажется, что я. необщительна и неинтересна» (–1). «Больше всего я боюсь. остаться брошенной всеми и любимым человеком»(–1). «Я думаю, что обо мне. часто говорят нехорошее» (–1). Наташа ощущает дефицит общения, испытывает чувство вины, чувство собственной неполноценности. Блок «Я» дополнительно указывает на сформированность у Наташи негативного образа «Я». «Большинство людей. способны на обман» (–1). «Мне кажется, что люди в основном эгоисты, живут только для себя» (–1). «Больше всего я люблю тех людей, . которые любят и понимают меня» (–1). Подросток «вымещает» на окружающих свою отчужденность. Негативная оценка последнего предложения говорит о том, что людей, которые любят и понимают Наташу, по ее мнению, очень мало. Сферы проявления обобщенных смысловых установок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56
Источник: redborisoff.ru

cinemaplayer