18.12.2020 16:09
О КЕЙС-МЕТОДЕ
Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе воспитания ребенка. Кейс не предлагает проблему в открытом виде, ее предстоит вычленить из той информации, которая содержится в описании кейса.
Цель кейс-игры – научить родителей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы в воспитании детей, выбирать альтернативные пути разрешения сложных ситуаций, находить оптимальные варианты их решения.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДАННОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
В отличие от западных стран, в нашем государстве недостаточно развиты институт психологической помощи и культура обращения к профессиональному психологу, поэтому особенно востребованы доступные психолого-педагогические методики, позволяющие родителям оценить их методы воспитания.
Практическая направленность. Позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.
Интерактивный формат более эффективен за счет высокой вовлеченности участников. Они погружаются в ситуацию с головой: в каждом кейсе есть главный герой, на место которого ставит себя родитель и решает проблему от его лица.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ КЕЙС-ИГРЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Кейс-игра может быть успешно использована в педагогической практике, в работе школьных психологических служб, социальных служб сопровождения семьи и в практике частных психологических центров. Она служит одним из первичных инструментов для определения особенностей взаимоотношений в семье и стиля семейного воспитания наряду с другими стандартизированными и проективными методиками обследования.
Данную методическую разработку можно использовать в рамках:
- Диагностического обследования семьи
- Просветительской работы с родителями в рамках проведения обучающих лекций, семинаров, вебинаров, кейс-клубов, родительских встреч
- Педагогического консультирования
- Социально-психологических игр, тренингов для родителей с целью коррекции их отношений с детьми и улучшения внутрисемейной коммуникации
- Психологического консультирования родителей
Кейс-игра может быть использована в индивидуальном консультировании в качестве «мостика» для подготовки родителей к беседе об особенностях собственного стиля воспитания ребенка. В таком случае кейс-игра становится лишь поводом к обсуждению взаимоотношений с собственными детьми.
Метод кейс-игры подходит и для работы в групповом формате. Например, проблемная ситуация может быть разыграна в группе при помощи ролевого моделирования. Важно проиграть каждый из вариантов реакций родителей, прояснить чувства участников и сделать подробные выводы о наиболее эффективных вариантах решения проблемы.
Также благодаря кейс-игре можно наглядно и доступно показать возрастные особенности детей и подростков, рассказать о возникновении и протекании возрастных кризисов, их влиянии на поведение ребенка. Психолог может раскрывать психологическое содержание каждой ситуации, показывая эффективность действий родителей для личностного развития ребенка и внутрисемейных отношений.
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ КЕЙС-ИГРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «А КАК ПОСТУПИЛИ БЫ ВЫ?»
Описание методики для родителей.
Пример инструкции, которую озвучивает педагог-психолог:
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ КЕЙС-ИГРЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Все кейсы в игре структурированы, их поэтапное решение сопровождается вопросами, возможными вариантами ответов с оценкой их эффективности и адекватности. По итогам решения кейса в конце даны рекомендации по оптимальным установкам, моделям реагирования и поведения родителей в данной ситуации.
Основная механика кейс-игры
Родителям предлагается развернутая проблемная ситуация с описанием взаимодействия ребенка и родителя, поведения ребенка. Им нужно решить этот кейс, поэтапно отвечая на вопросы с разными вариантами ответов.
3 этапа работы с данным кейсом
Родителям предлагается разобраться, какие причины привели к данной ситуации, и понять, в чем суть проблемы:
|
Оценить, насколько верны и адекватны установки родителей, понимание ими сути проблемы и ее возможных последствий и собственно поведение в этой ситуации. | Предложить оптимальное решение для данной ситуации, выбрав один из четырех вариантов ответа, на основе ответа на вопросы: 1. Как следует относиться к данной ситуации? (установка родителя) 2. На основе какого подхода нужно разрешать эту ситуацию? (ценности, принципы, общая стратегия поведения и реагирования родителя) 3. Что конкретно нужно сделать и предпринять? Что сказать и как поступить родителю? (тактика воспитания, конкретные методы, приемы воспитания). |
Родителям предлагается поэтапно решить кейс, состоящий из 3-4 различных ситуаций, выбирая один из 4 предложенных вариантов ответа. Любой выбор родителя будет сопровождаться комментарием психолога с анализом эффективности данного решения и его влияния на воспитание и развитие ребенка и на взаимоотношения с ним. В конце дается общая оценка каждой ситуации и рекомендации для родителей.
Кейсы отвечают следующим требованиям:
- приближенность случая к реальной действительности, что позволяет установить непосредственную связь и создать проекцию актуальной ситуации воспитания на собственного ребенка;
- возможность интерпретации, анализа, оценки с точки зрения родительского опыта, имеющихся знаний и навыков;
- наличие проблемы и/ или конфликта;
- вариативность решения, стандартизация ответов на каждом этапе работы с кейсом и пояснения с рекомендациями.
В программе представлены кейсы 2 типов:
- Кейсы, предлагающие часто встречающуюся ситуацию из жизни и быта семьи, где родитель проявляет знания или навыки в стандартных и привычных для него условиях.
- Кейсы, в содержание которых включен инцидент/ происшествие, особый контекст, трудное поведение ребенка, переживание возрастного кризиса. Эти кейсы выявляют особые умения родителя действовать в незнакомых ситуациях, отклоняющихся от привычной нормы и уклада жизни семьи.
Структура кейса включает:
- ситуацию-случай, проблему, историю из реальной жизни;
- контекст ситуации – место и время, особенности участников и их действий;
- комментарий ситуации от психолога с объяснением и рекомендациями.
В кейсах предлагается четко обозначенный алгоритм решения задач, с которыми ежедневно сталкиваются родители в процессе воспитания своих детей.
За счет того, что кейс-игру можно проходить несколько раз и сравнивать разные ответы и комментарии психологов, она может выступать своего рода обучающим тренажером, ориентирует родителей на самостоятельный поиск оптимальных воспитательных приемов, развивает умение спокойно и конструктивно разрешать возможные проблемы в семье. У них формируется осознанное понимание того, как им вести себя с собственными детьми.
Удобство кейс-игры заключается в том, что она не требует предварительной подготовки и значительных трудозатрат для интерпретации результатов. Игра более привлекательна, чем тест или другие задания, которые связаны с высокой когнитивной нагрузкой.
Безопасность и доступность использования кейс-игры достигается за счет того, что родителям предлагаются ситуации, не связанные с их собственными детьми и реальными ситуациями. Но вовлеченный родитель начинает идентифицировать себя с персонажем и ситуацией, поэтому его ответ будет основан на его собственных установках.
Главный девиз этого кейса:
Своевременная поддержка – залог самостоятельности ребенка.
Главный девиз этого кейса:
Демонстрируйте внимание и уважение к желаниям ребенка.
Главный девиз этого кейса:
Проявляйте родительскую ответственность.
Будьте внимательны к детям и их возможностям.
Главный девиз этого кейса:
Не спешим с выводами, а обсуждаем ситуацию вместе с ребенком.
Главный девиз этого кейса:
Проявляем истинные чувства и стремимся к совместным договоренностям.
Главный девиз этого кейса:
Будьте искренни в своих действиях, приходите на помощь, когда это нужно.
Мама 10-летней Насти стала замечать, что в последнее время девочка приходит из школы грустная и раздраженная, ей тяжело вставать с утра, она долго собирается и стала придумывать отговорки, ссылаясь на якобы плохое самочувствие и усталость, чтобы не идти на занятия. На вопросы о том, что случилось, девочка отвечала, что ничего особенного, что была ссора с подругами, но все наладилось, что просто устала и хочет побыть дома. Маму немного удивил тот факт, что за последние две недели ей особенно не хотелось идти в школу по четвергам. Когда они всей семьей поехали в магазин за продуктами, мама решила порадовать дочку и купить ей новое платье, но девочка наотрез отказалась, сославшись на то, что ей платье не нужно и лучше купить толстовку. Она выбрала вещь темного цвета, что не особо понравилось маме, но спорить она не стала. |
На следующий день, ожидая Настю возле школы, мама разговорилась с мамой одной из ее подруг и совершенно случайно узнала, что над Настей на физкультуре смеялись одноклассники и ребята из параллельного класса, когда она не смогла выполнить упражнение. Кто-то из ребят грубо и неприятно пошутил над ней, и это стало гулять по школе. Но Настя об этом ничего не сказала дома. Мама сильно испугалась, что над девочкой станут издеваться ровесники. Теперь все встало на свои места, ведь именно в четверг по расписанию у Насти физкультура. У Насти нет проблем с лишним весом, ее нельзя назвать толстой. Но из-за широкой кости (гиперстенический тип сложения) и того, что она более развитая по сравнению с другими девочками, она выглядела более крепкой и крупной. Нетрудно догадаться, что она серьезно переживает и начинает стыдиться своего тела. |
Такие конфликтные ситуации часто происходят в этом возрасте, поскольку дети учатся более осознанно общаться и выстраивать межличностные отношения. Часто случаются конфликты даже на пустом месте. Именно в 10-11 лет возрастает ценность общения со сверстниками, постепенно дети учатся искать сходства и различия с другими детьми.
Особенно у девочек, которые развиваются более стремительно по сравнению с мальчиками, появляются определенные барьеры в общении, стеснительность (которая может проявляться как скованность или демонстративная грубость).
Характерная особенность детей этого возраста – ярко выраженная эмоциональность, поэтому важно научить ребенка спокойно разбираться в ситуации, вместе с ним проанализировать его собственное поведение, причины возникновения конфликта. Особенно важно объяснить, что обзывания и критика далеко не всегда отражают реальность, иначе у детей начнут формироваться комплексы.
Для благополучного решения данной ситуации важно придерживаться следующих шагов:
- Конечно же, нужно поговорить с ребенком и оказать эмоциональную поддержку. Девочке было сложно признаться, у нее есть чувство стыда, и ей трудно делиться этим, возможно, она уже начинается сомневаться в себе и негативно воспринимать собственное тело.
- Важно дать ей обратную связь, сказать, что с ней все в порядке, и объяснить, почему она выделяется среди других детей. Если у вашего ребенка есть проблемы с лишним весом на самом деле, имеет смысл поднять вопрос о более здоровом образе жизни, питании и спорте.
- В жизни ребенка будет еще много конфликтных ситуаций, когда кто-то оскорбит его и захочет нарушить границы. Вы не сможете и не должны всегда быть рядом и заступаться за него. Нужно научить ребенка постоять за себя.
- Вместе придумайте, как можно мудро и спокойно отреагировать, не усугубляя конфликт. Вы даже можете разыграть ситуации и взять на себя роль обидчика, чтобы ребенок потренировался в защите и парировании неприятных высказываний в свой адрес.
- Про конфликты в школе и как с ними справляться можно почитать здесь:
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/konfliktnye-situatsii-v-shkole-kak-ne-navredit-detyam/ - Примеры техник общения с обидчиками есть в этой статье
https://telefon-doveria.ru/kak-reagirovat-esli-tebya-stali-obzy-vat/ - Если вам показалось, что вашей поддержки недостаточно или ребенок все равно сомневается в себе и ему кажется, что вы его просто жалеете и успокаиваете, но не говорите горькую правду о его внешности, то можно поговорить со знакомыми, чтобы услышать их независимое мнение. Также можно позвонить в службу Детского телефона доверия для разговора с психологом 8 800 2000 122 и дальнейшей эмоциональной поддержки.
- Если дети в школе продолжают так себя вести, то нужно поговорить с классным руководителем и школьным психологом, родителями этих учеников, но так, чтобы не включать в это детей.
- Придумайте совместный план действий, и пусть специалисты школы примут ряд решений, чтобы наладить психологический климат в коллективе.
- Полезная книга про буллинг:
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/book/bulling-kak-ostanovit-travlyu-rebenka/ - Также есть специальные проекты для школ, которые помогут классу наладить отношения в коллективе:
https://tolerancecenter.ru/programs/programma-profilaktiki-agressii-i-travli-v-shkole-kazhdyy-vazhen/
Главный девиз этого кейса:
Поддерживаем ребенка и помогаем ему научиться стоять за себя!
Мама заметила у 11-летнего Максима царапины на лице и надорванный рукав недавно купленной рубашки. На вопрос, что именно случилось, он погрустнел и признался, что его задирал и побил старшеклассник, но он не дал себя в обиду и ответил, как мог. Что ничего страшного нет, и они разобрались по-мужски, а волноваться из-за возможного повторения ситуации вовсе не стоит. Максим слезно просил, чтобы мама с папой не вмешивались, иначе над ним будут смеяться в школе, будто он «маменькин сыночек». Мама облегченно вздохнула и собиралась вечером с гордостью рассказать папе о том, что сын взрослеет и растет «настоящим мужиком», что может постоять за себя и что вложенные в воспитание силы себя оправдывают. Это особенно было важно для папы, он в свое время настоял на том, чтобы Максим начал ходить в разные силовые секции и не рос «тряпкой». |
Но ее опередил неприятный звонок от классного руководителя с приглашением прийти в школу на встречу с другим родителем, так как, оказывается, Максим задирает мальчика из младшего класса, подрался с ним и выбросил из окна его портфель на глазах ребят. Мальчик пытался его остановить и оттолкнуть от окна. Более того, это уже не первый случай. После того как Максим первым толкал его на перемене, о чем есть запись на школьных камерах, с ребятами была проведена беседа, и Максим обещал его не трогать, но ситуация снова повторилась. Также он был замечен с ребятами из старших классов за школой, и от него пахло сигаретами. Мама того мальчика настроена враждебно, классный руководитель хочет решить все мирно и не усугублять конфликт в школе. |
Возраст 10-11 лет психологи называют концом детства. Дети уже многое понимают, но не всегда могут адекватно реагировать на происходящее. У них часто случаются перепады настроения, начинают появляться протесты против запретов, но они пока признают авторитет взрослого и тянутся за советом.
Пик эмоциональной нестабильности наступает примерно в 11 лет – ребенок часто может вести себя вспыльчиво, не сдерживаться в словах и физических действиях по отношению к другим детям. По отношению к родителям, особенно к маме, ребенок ведет себя грубо и вызывающе, может начать обманывать. Тревоги и страхи могут подменяться злостью и скрытностью. Ребенок начинает проверять границы дозволенного. Основным психологическим противоречием этого возраста является стремление быть как все и одновременно выделяться, быть замеченным, признанным. Мальчики утверждают себя за счет дружбы со старшими по возрасту ребятами, жаргона, курения, вызывающего внешнего вида, грубости или паясничества, дурашества, услужливости более сильному. Это важно учитывать и понимать.
Часто родители, толком не разобравшись в ситуации, спешат наказать ребенка и показать ему свою власть, продемонстрировать школе принятые меры. Важно помочь ребенку понять, в чем именно он не прав, научить регулировать свое эмоциональное поведение и состояние. Надо разобраться, что именно его подтолкнуло к такому поведению и подавлению более младшего мальчика: межличностный конфликт лично с ним или это его попытка показать себя сильным и крутым перед другими ребятами.
Для благополучного решения данной ситуации важно придерживаться следующих шагов:
- Конечно же, спокойно и обстоятельно выяснить все детали произошедшего, постараться мыслить рационально и опираться только на факты, послушать все стороны конфликта, поддержать и выразить сожаление пострадавшей стороне.
- Нужно откровенно поговорить с ребенком и открыто выразить ему свои чувства и по поводу его поведения, и по поводу обмана. Не нападать и не устраивать допрос с пристрастием.
- В зависимости от того, что скажет вам ребенок, нужно принимать решение о санкциях и исправлении ситуации.
- В любом случае важно помочь ему самому осознать собственные промахи и решить, как разрешить эту ситуацию цивилизованным путем.
- В вопросе межличностных конфликтов важно, чтобы ребенок не просто почувствовал стыд, вину и перестал так поступать, но и смог максимально сгладить ситуацию сам, принять ответственность за свои действия.
- Важно донести до ребенка, как вы воспринимаете обман, и понять, почему мальчик сразу выбрал именно такую стратегию, он чего-то боялся или просто избегал ответственности?
- В случае если ваш ребенок стал подвергаться нежелательному влиянию и не знает, как вести себя, когда его проверяют на прочность и заставляют делать что-то плохое, имеет смысл проговорить с ним и смоделировать ситуации, где он сможет сказать «нет» и отказаться от того, что он делать не хочет, например, если его будут заставлять курить.
- Примеры стратегии поведения в этой статье
https://telefon-doveria.ru/vovremya-ostanovit-sya-kak-izbezhat-oprometchivy-h-postupkov-za-kompaniyu/ - Важно закрепить достигнутый результат совместными действиями и усилиями в школе. Например, если педагоги будут позитивно отмечать его старания и изменения в поведении. Если у него есть потребность выделиться в группе, пусть найдут способ дать ему такую возможность в соревнованиях или в каком-то проекте, в школьных мероприятиях и т.д.
Главный девиз этого кейса:
Разбираемся спокойно в ситуации и помогаем ребенку осознать свои ошибки и исправить их последствия!
У вас растет активный, добрый и любознательный ребенок, он особо не доставлял вам проблем, кроме своей неуемной энергии. Но в последнее время на вашего 9-летнего Колю стали жаловаться учителя, говорят, что он иногда плохо ведет себя на уроках, даже срывает их и нарушает учебный процесс. Не может себя контролировать, вечно крутится, не может сосредоточиться на материале, отвлекается сам и отвлекает остальных какими-то шуточками и приколами, пытается выделиться и обратить на себя внимание. В целом это все в пределах типичного поведения детей данного возраста, но особенно ярко это проявляется у него на уроках математики. |
Классный руководитель относится к этому с пониманием, но вот учитель математики злится не на шутку. Синдрома гиперреактивности у Коли нет. Недавно учитель сделал ему грубое замечание при всем классе и повысил голос, чтобы он успокоился. Коля пришел из школы обиженный, вы заметили, что он изрисовал все тетради и учебник по этому предмету, стал негативно отзываться о школе. Дома Коля ведет себя послушно, хотя многое приходится ему напоминать и помогать с каждым заданием. Он часто за многое берется, но с трудом доделывает что-либо до конца. Стало еще труднее делать уроки, ему быстрее хочется играть с друзьями в онлайн-игру, а чтобы сделать математику, вам приходится буквально стоять над ним. |
Ситуация очень запутанная и неоднозначная. Для того чтобы разобраться, родителям очень важно понимать ключевые возрастные особенности младших школьников. Эмоциональное развитие детей в 9-10 лет связано с резким, излишне непосредственным и спонтанным выражением своих чувств. Как правило, они сначала говорят, а только потом думают, очень быстро включаются в споры и разговоры на уроках.
В этом возрасте активно начинает развиваться чувство юмора, и они с трудом сдерживают желание рассказывать смешные истории, подшутить над тем, что происходит вокруг них. Им хочется выглядеть бесстрашными героями, особенно в группе сверстников своего пола, а свою симпатию они иногда выражают грубым способом, злыми шуточками.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. В 3(4) классе часто резко падает учебная мотивация по отдельным предметам, ребята тянутся к облегченной учебной работе. Возможно, Коле тяжело дается математика, ему страшно показать классу свои промахи, потому что он боится неудачи. Он не справляется с предметом на фоне остальных, а свою тревогу и напряжение он компенсирует юмором.
К 9-10 годам возрастает количество детей, которые учатся из чувства долга, а не потому, что им интересно. Успех и признание в школьном коллективе часто отражается на интересе к учебе в целом или к отдельным, наиболее сложным предметам. Возможно, именно на математике он так себя проявляет. Или же во время именно этого урока учитель объединяет их в группы и меняет привычную систему взаимодействия, что провоцирует у Коли желание произвести впечатление на ребят или понравившуюся девочку.
Конечно, жалобам учителей на его неусидчивость и шуточки тоже есть вполне простое объяснение с точки зрения психофизиологии. У детей в возрасте до десяти лет, с их повышенной потребностью в движениях, наибольшие трудности вызывают ситуации, в которых требуется контролировать свою двигательную активность.
Падает работоспособность, быстро наступает утомление. Затем им нужно разрядиться – например, начать шутить и отвлекать других детей. Важно вовремя заметить данные трудности и понять, что в наибольшей степени является негативным триггером поведения Коли.
Чтобы помочь ребенку справиться с этой ситуацией и наладить его поведение в школе, важно придерживаться следующих шагов:
- Поговорить с учителями, понять, какие предметы ему даются сложнее всего.
- По итогам этого важно отделить конфликтные отношения с учителем математики от желания Коли признаваться в том, что у него что-то не получается именно по этому предмету.
- В доверительном разговоре с Колей помочь ему понять причины его поведения, объяснить недопустимость такого поведения.
- Давать Коле дома простые и интересные задания, где важно что-то посчитать, чтобы он видел пользу и практическое применение математики в жизни.
- Делиться своим жизненным опытом – рассказать и показать на простых примерах, как справляться с трудностями. Развивать у него волевые качества личности. Учить самоконтролю и объяснять, когда важно быть серьезным и спокойным, а когда – быть веселым. Более четко организовывать его режим отдыха и учебы, давать возможность играть только после выполнения заданий.
- Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
- Чтобы у Коли была мотивация изменить свое отношение к учителю и предмету на эмоциональном уровне, важно попросить его посмотреть на это глазами учителя, чтобы он увидел не злого контролера и ненавистного математика, который заставляет его зубрить и показывает его неудачником перед классом, а человека со своими чувствами.
- Помочь Коле подтянуть математику, поощрять успехи.
- Совместно с учителями и классным руководителем нужно придумать, как ребенку выражать себя и где реализовать потребность в юморе, чтобы он не срывал уроки.
Главный девиз этого кейса:
Помогаем ребенку верить в себя и справляться с учебными трудностями, видеть в учителе не только строгую фигуру, но и живого человека!
…А здесь можно найти «Пять причин отучиться шлепать ребенка»
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/pyat-prichin-otuchitsya-shlepat-rebenka/
Семья Гавриловых недавно переехала в другой город из-за работы отца. 13-летней Полине было непросто расставаться со школьными друзьями, но ей пришлось принять эту ситуацию и смириться, хотя она до сих пор немного обижена на родителей и при каждом удобном случае не забывает напомнить им про это. Чтобы смягчить ситуацию, родители недавно подарили ей новый дорогой телефон и многое стали разрешать. Полине в целом удалось встроиться в новый школьный коллектив и найти общий язык с учителями. Но в последнее время отношения между ней и мамой стали напряженными. |
Учеба у Полины стала хромать, посыпались двойки и замечания учителей, она все больше уходит с головой в общение с подругами по телефону вместо того, чтобы исправлять оценки, вообще перестала помогать по дому и периодически игнорирует просьбы родителей. После очередного напоминания мамы, что она должна была прибраться в своей комнате еще 3 дня назад, Полина грубо ответила: «Ну что ты пристала с этой комнатой? Я никому ничего не должна, мне сейчас некогда, потом уберусь. Никто же не умер, от того, что она не убрана. Меня лично вообще все устраивает». |
В данной ситуации проявились типичные возрастные особенности подростков – их огромная потребность общаться с группой сверстников на фоне сильных переживаний из-за расставания с прежним образом жизни и привычным кругом общения, потеря учебной мотивации и реакция ухода из-под опеки родителей. Все это типично для этого возраста, но именно от вашей реакции и отношения к такому поведению будет зависеть, как вы сможете выстроить доверительные отношения, сохранить порядок и контроль в семье.
В этой ситуации очень важно проявлять внимание, заботу и интерес к переживаниям подростка, показывать, что вы искренне сожалеете, что ему приходится начинать многое с нуля, интересуетесь его чувствами и причинами, почему он саботирует правила и данные им самим обещания, почему с агрессией высказывается в ваш адрес. Важно не спровоцировать у него желание пользоваться этим как козырем против ваших требований и правил в семье.
Нужно спокойно и неагрессивно напомнить подростку о правилах и требованиях в вашей семье, которые касаются всех в равной мере, договориться о конкретных делах, которые важно сделать на основе вашего договора с ним, детально прояснить, есть ли что-то, что мешает ему выполнять обещания. Можно задать такие вопросы: «Что нужно, чтобы это было сделано, как ты сам решил и пообещал?», «Что мы будем делать, если ты не выполнишь это снова?», «Что поможет тебе сделать это самостоятельно без моих напоминаний и контроля, которые, наверно, тебя раздражают?»
Подросток может быть не готов сразу откровенно говорить о том, что с ним происходит и почему он так себе ведет. Поэтому важно, чтобы вы спокойно, без претензий и нападок на повышенных тонах, выразили свои чувства, объяснили, что вам не так важна убранная им комната, как честность и доверие между вами, что для вас выполненные обещание – символ уважения и убедительный повод воспринимать его как взрослого. И, естественно, больше разрешать и предоставлять привилегий. Приведите примеры дел, которые вам тоже не особо хотелось делать, но вы делали ради него и семьи в целом. И, конечно же, важно показать, что вас задевает грубость с его стороны. Если ваш ребенок был готов услышать вас, поблагодарите его и похвалите за взрослый подход к делу.
Главный девиз этого кейса:
Поддержка и контроль! Не держим обид, открыто и честно все выражаем!
У Никиты до 13 лет были сложности с друзьями, он не мог завести устойчивые дружеские отношения, в основном все ограничивалось формальным общением в классе и в секциях или такой «дружбой», когда ребятам была нужна от него только какая-то помощь. Так, однажды ему показалось, что ему удалось сдружиться с одним мальчиком, но тот часто смеялся над ним перед всем классом, а сближался только тогда, когда нужна была помощь в учебе. Никита очень переживал из-за этого и все чаще стал общаться в Интернете, вступать в разные группы, паблики, подписывался на блоги, даже прошел несколько обучающих вебинаров на тему блогерства. В 14 лет он решил раскручивать свой Youtube-канал и профиль в социальных сетях. Стал готовить материалы, монтировать видео, активно рассказывать о себе и всех событиях в своей жизни, брать хайповые и скандальные сюжеты из Интернета. Чтобы привлечь аудиторию, он начал выкладывать фото с дорогими вещами из дома, постить смешные видео в tik-tok, смешно озвучивать первых лиц страны с нецензурными шуточками и мемами. |
Постепенно количество подписчиков стало расти, на него начали подписываться, смотреть и оставлять комментарии не только его знакомые, но и совершенно незнакомые люди, в том числе и взрослые. Комментарии были как позитивного, так и некорректного содержания. После того как количество подписчиков перевалило за 1 тыс., стали поступать предложения о рекламе и раскрутке его паблика. Ребенок сказал, что это абсолютно нормально и ничего страшного нет, потому что так все делают. Папа Никиты работает в силовых структурах, для семьи крайне важна репутация в обществе и Интернет-пространстве, а также информационная безопасность. Родители начали беспокоиться, что ребенок слишком много рассказывает о себе, делится спорным и провокационным контентом, постоянно отмечает геолокацию из дома, дачи и школы. Шутит по поводу резонансных тем и провокационных проблем в школе. После поста с подсказками, как обмануть учителей, чтобы получить хорошую оценку, у родителей вполне естественно возникло опасение, что его активность и нежелательный контент навлекут проблемы на него и семью в целом. Ведь в борьбе за хайп и подписчиков он будет выкладывать много такого, за что им придется краснеть, или еще хуже – попадется на крючок мошенников. |
В данной ситуации проявились типичные возрастные проявления подростков – стремление общаться в группе сверстников в молодежном сообществе, выделяться и получать признание в виде лайков, просмотров и комментариев, так как это является для них важной социальной оценкой и критерием своей успешности в этом возрасте. В этом возрасте они активно увлекаются чем-то, часто начиная несколько дел одновременно, не до конца рассчитывая свои силы, быстро уставая и теряя интерес. Блогерство для них не просто увлечение, а целый мир, где они легко и быстро могут реализовать себя, постоянно получать обратную связь и оценку от сверстников и более взрослых ребят. Иногда уходя с головой в это виртуальное пространство, они не видят грань между потенциально опасными действиями и простым творческим самораскрытием.
Как мы видим, для Никиты это еще и своего рода компенсация из-за отсутствия друзей и близких отношений, где он мог бы делиться своими мыслями и чувствами и получать необходимую в этом возрасте поддержку от ровесников. Возможно, он иногда чувствовал себя одиноко и переживал, что с ним что-то не так. Поэтому родителям очень важно поддержать его в блогерстве, не обесценивая его успехи и чрезмерно не пугая страшными проблемами. В этом возрасте они еще вполне прислушиваются к мнению родителей, поэтому важно не просто рассказать ему о том, что можно и что нельзя, а направить его активность в нужно русло, на простых примерах и фактах объяснить правила безопасности, обозначить границы допустимого. Например, о том, что нужно фиксировать нарушения безопасности и писать об этом в технические службы соц. сетей с предоставлением скриншотов. Через наглядные примеры объяснить, что нельзя выкладывать:
- Домашний адрес и номер школы
- Полные дату и место рождения
- Номер телефона
- Геолокацию («чекин»)
- Откровенные/компрометирующие фото себя и других людей
- Фотографии дорогих вещей и квартиры
- Информацию о личной жизни и о месте работы родителей
- Даты поездок и отпуска родителей
- Резкие и провокационные высказывания по острым темам
- Чеки, билеты и т.д.
Также будет полезным направить ребенка на обучающие сайты и сервисы, где он, пройдя увлекательный квест и игру, освоит все необходимые правила безопасности и проверит свой профиль по специальному чек-листу.
- Например www.персональныеданные.дети
Очень важно выслушать и его собственное мнение на этот счет, возможно, многое он уже и сам знает, раз посещал обучающие вебинары и изучал профили других блогеров. Там, как правило, касаются тем безопасности, рассказывают, как реагировать и отстраиваться от хейтеров и негатива. Лучшим результатом в этой ситуации будет то, что ребенок освоит азы безопасности и будет с радостью делиться с вами своими идеями и советоваться на предмет безопасности, для него это станет частью профессиональной этики блогера, а вы сохраните контроль над ситуацией и доверительный контакт с ребенком.
Главный девиз этого кейса:
Поддержка ребенка в его деле и обучение его правилам безопасности на доступных для него примерах! Контроль ситуации на доверии и обозначение правил и границ безопасности!
Лене недавно исполнилось 15 лет. С детства она ни в чем особо не нуждалась, у родителей свой бизнес — сеть магазинов. Она немного застенчивая, скромная, добрая, ранимая и открытая девочка, как и все подростки, часто переживает из-за того, что о ней подумают другие. Особенно волнительно для нее выступать на публике: боится ошибиться и не справиться с волнением, очень переживает из-за неудач и теряется в стрессовых ситуациях. У нее есть близкие школьные подруги, она неплохо учится и в целом не доставляет родителям проблем. С детства она обожает всем помогать и в качестве волонтера участвует в разных благотворительных проектах. В последнее время у нее появилась мечта, и как ей окажется, она определилась со своей будущей профессией – хочет стать врачом. Неважно при этом, в какой именно специализации, главное – помогать людям. |
Она подробно все узнала про это, уверяет семью, что с биологией и русским языком проблем на экзамене не будет, а математику она подтянет. Насмотревшись мотивирующих фильмов и сериалов о доблестных подвигах врачей, о том, что нужно идти к своей мечте и делать то, что хочется, она заявила родителям о своем решении. Но родители желание дочери воспринимают как издержки детской позиции, «девичьи мечты» и сомневаются, что она выдержит такую психологическую нагрузку и ответственность, ведь в детстве боялась походов к врачам и вида крови. К тому же они хотели бы, чтобы она выбрала профессию в мире финансов и менеджмента. Только так она всегда сможет встроиться в семейный бизнес и быть при деле. Им кажется, что она не отдает себе отчет в том, как долго ей придется учиться и стажироваться, через что нужно будет пройти в ходе этого обучения и что эта профессия не для ее чувствительного характера, что она не справиться со стрессом. |
Для многих родителей выбор профессии своих детей – это особенно эмоциональная тема, которая может вызвать множество споров, разногласий в семье. Сегодня у вас и современных подростков совершенно разные взгляды даже не столько на то, какую профессию выбрать и кем стать, но и на сам этот выбор. Для вас, как правило, это окончательный выбор жизненного пути и строгие рамки, для них – гибкий и вариативный сценарий, проба, один из возможных вариантов. В их сознании фактическая работа, профессиональное и финансовое благополучие не всегда прямое отражение полученного образования. Сейчас они видят большое количество быстрых концепций обучения, подготовки и переквалификации кадров, им важен образ жизни в работе, не меньше чем содержание труда и его оплата.
Конечно, со временем эти представления меняются, но трудно убедить их определиться раз и навсегда со своей будущей профессией, когда они видят, что часто полученное образование у взрослых и фактическая работа не совпадают. Им трудно оценить свои компетенции и задатки, а вот свои желания и потребности – наоборот. Не так много сейчас остается династий специалистов в нескольких поколениях, рынок труда стремительно меняется, умирают десятки профессий и появляются профессии будущего.
Поэтому допускайте для себя и ребенка право на ошибку, ведь большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать самостоятельный выбор, а некоторые из подростков испытывают страх перед необходимостью принятия решения. Наиболее благоприятной, с точки зрения сохранения доверительных отношений с подростками, является партнерская модель поддержки и содействия в гибком и осознанном выборе профессии на основе многих факторов.
Как в случае с Леной, это вовсе не значит, что есть только 2 стороны медали – разрешать или не разрешать. Важно дать ей «побыть в этом выборе» и почувствовать поддержку родителей, чтобы она взвесила и изучила свой выбор на рациональном уровне, осмыслила его и рассмотрела несколько запасных вариантов, где она может реализовать свои потребности. Она может очень быстро сама передумать и понять, что это слишком долгий процесс учебы, огромная личная ответственность за жизнь и здоровье людей, болезни и страдания, обучение в моргах и т.д.
Для создания условий осознанного выбора вашим ребенком желаемой профессии важно:
- Поддержать его в стремлениях и мечтах, узнать глубинные мотивы и потребности, ценности, которые важны для него в будущем деле. Возможно, он не до конца понимает и учитывает огромный спектр профессий, где это тоже можно реализовать не хуже чем в той профессии, которую он пока выбрал лишь на эмоциональном уровне.
- Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.
- Расскажите, как это было у вас, каких ошибок вам удалось избежать, и наоборот, к чему это привело и какой опыт вы вынесли. Для подростка намного ценнее узнать, через что прошли лично вы и что пережили, чем слушать ваши наставления и предостережения в формате «мы больше знаем, не спорь».
- Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор и помогите проанализировать последствия этого решения: ближние (через 1-2 года) и дальние (через 5-10 лет), положительные и отрицательные.
- Многим подросткам нужно содействие в конкретных вещах: сходите с ним на день открытых дверей в разные образовательные учреждения, выставки, музеи профессий, посмотрите и обсудите фильмы о судьбах, образе жизни героев конкретных профессий, организуйте для него профессиональную консультацию и проанализируйте вместе результаты тестирования и рекомендации, найдите интересные ссылки, например, с отзывами об обучении в конкретных вузах или инсайдерскую информацию от тех, кто там уже учится.
- Чтобы выбор профессии стал для ребенка интересным путешествием в свое будущее, личностно значимым проектом, а не навязанной сверху «обязаловкой», которую нужно быстрее пережить, чтобы от него отстали, предложите ему познакомиться с профессией вживую, пообщаться с ее реальными носителями, пройти интересные квесты, квизы, ролевые симуляции или даже стажировку. Получив первый опыт, ему будет проще видеть разные грани своего выбора и его последствий, услышать ваши доводы и аргументы, прислушаться к нейтральному мнению экспертов и специалистов
В этом вам могут пригодиться такие ресурсы, проекты и навигаторы с тестами, лайфхаками, играми, обучающими видеороликами:
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/career-guidance
- https://atlas100.ru/
- https://navigatum.ru/
- https://smartia.me/professions/
- https://proektoria.online/
- https://adukar.by/proftests
Главный девиз этого кейса:
Даем право на самостоятельный выбор, но создаем условия, чтобы он был осознанным и лично значимым для подростка! Смотрим на выбор как на гибкий проект и помогаем его реализовать!
Обсуждение ситуаций и выборов внутри кейс-игры становится первичным пространством для взаимодействия. В ходе консультирования такая стратегия является более безопасной по сравнению с обсуждением реальных событий. Родители остаются внутри этого смоделированного пространства из-за комфортного ощущения – «обсуждаем не меня и не мои ситуации взаимодействия с ребенком». Тем не менее, за счет ярких примеров и неоднозначности предложенных вариантов поведения беседа будет продуктивной.
Когда родители быстро и самостоятельно переходят к обсуждению реальных ситуаций, которые они переживали или переживают со своим ребенком, прохождение кейс-игры становится активатором, пусковым механизмом для критического восприятия собственного стиля воспитания. В подобной ситуации не стоит настаивать на обсуждении именно кейсовых событий – стратегия консультации должна быть сориентирована на желание родителя поделиться реальным случаем.
Отметим, что все кейсы содержат в себе 4 основных психологических параметра, ориентация на которые является обязательной вне зависимости от возрастной категории кейса. Степень понимания специалистом приведенных ниже параметров (с точки зрения их психологического значения и роли в отношениях с детьми) крайне важна и во многом определяет границы профессионального (корректного) использования кейс-игры в диагностических, просветительских и коррекционных целях.
- Поощрение или порицание самостоятельности (дошкольный возраст) и автономности (подростковый возраст).
- Содействие или препятствие развитию самооценки детей и подростков.
- Принятие или непринятие во внимание (осведомленность) возрастных особенностей детей и подростков.
- Понимание или непонимание особенностей развивающей коммуникации с детьми и подростками.
Каждый из приведенных параметров требует профессионального понимания и является реперной точкой в процессе консультации. В ходе работы педагог-психолог может назвать их и пояснить значение и важность каждого параметра или вести обсуждение последовательно, затрагивая каждый из них.
Обратим внимание, что во время консультации допустимо использование только безоценочных суждений. Необходимо исключить варианты «правильный выбор», «хороший ответ», «вы допустили ошибку», «выбрали плохой/хороший вариант» и т.д.
Перед началом игры необходимо подчеркнуть, что в ней нет верных или неверных ответов, каждый выбор может быть эффективен или неэффективен. Это необходимо для вовлечения родителя в игровую ситуацию и снижения его внутренней тревоги. Такой подход уменьшает вероятность поиска родителями непременно «правильных» ответов и способствует выбору ответов, наиболее отражающих их реальные действия и эмоции в подобных ситуациях.
Психологическая работа должна быть направлена на прояснение мотивов выбора. Задача психолога – строить беседу таким образом, чтобы родители видели качественные различия между каждой из приведенных реакций. Для этого используются открытые (развивающие) вопросы, направленные на раскрытие актуального эмоционального состояния родителя:
- Что вы чувствует после прохождения игры?
- Какие эмоции вы испытывали во время прохождения кейсов?
- Какие ситуации вам показались наиболее трудными или простыми? Почему?
Практический опыт использования кейс-игры показывает, что родители занимают три основные позиции:
Во время игры, если родители проходят ее при вас, необходимо обращать внимание на невербальные проявления и возможные устные комментарии. Это является дополнительным материалом для обсуждения во время беседы по результатам прохождения игры. Смена позы, ерзанье на стуле, вздохи, смех, различные комментарии и другие проявления свидетельствует об эмоциональном отношении к содержанию игры. Обращайте внимание, в какие моменты родитель их демонстрирует. Сам он может их не замечать и даже не помнить, но прояснение и акцент на этих проявлениях может стать хорошим поводом для формирования связи между ситуацией, реакцией со стороны родителя и пониманием причин такого реагирования.
Приведем пример: родитель сдержан и сохраняет молчание во время прохождения игры, при этом в один момент он меняет позу, тяжело вздыхает, слегка качает головой и продолжает прохождение.
«Во время игры мне показалось, что одна из ситуаций вызвала у вас неоднозначные эмоции. Вы сменили позу, тяжело вздохнули и покачали головой. Так ли это?»
Во время прохождения кейс-игры родители могут запрашивать помощь или подсказку. В данном случае не стоит ни категорично отказывать, ни соглашаться помочь. Важно подчеркнуть, что любой из выбранных ими вариантов можно рассматривать как подходящий. А также отметить, что после знакомства с комментариями можно изменить выбор, что и станет развивающим эффектом игры.
После завершения игры необходимо поинтересоваться, какие чувства и эмоции испытывает родитель (примеры вопросов приведены выше). От этого зависит стратегия последующего консультирования.
Важно удерживать собственную недовлеющую, развивающую и поддерживающую позицию, опираться на параметры, заложенные в кейс-игру: поощрение самостоятельности и автономности, содействие развитию самооценки, принятие во внимание возрастных особенностей, понимание особенностей развивающей коммуникации с детьми и подростками.
Кейс-игра предусматривает обсуждение результатов с целью расширения представлений родителя о возможных стратегиях поведения с акцентом на ненасильственных методах воспитания. Поэтому в первую очередь важно обращать внимание на варианты выбора с агрессивными, довлеющими и принуждающими реакциями.
Также в кейсах содержаться варианты, связанные с попустительским или безразлично-«либеральным» стилем взаимодействия с детьми.
Подобные реакции родители могут считать допустимыми, но они обязательно требуют обсуждения и корректировки. Во время консультации старайтесь расширять представление об альтернативных стратегиях, предлагая оценить и сравнить их с точки зрения последствий, которые содержаться в комментариях психолога к каждому выбору в самой игре (см. приложение).
- Калентьев В. А., Раевская Л. Т. Использование ситуационного анализа в обучении // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3.
- Кораблева А. С. Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования». – Челябинск, 2015.
- Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии/ под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск. — 2003.
- Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития. — 2002.
- Бугрин В.П. Технологии подготовки и проведения конкретных ситуаций. Обзорная лекция. // Серия материалов школы-семинара «Современные образовательные технологии» / Под общ. ред. доктора техн. наук, профессора Н.А.Селезневой и канд.пед. наук Н.В.Борисовой – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
- Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. – СПб, 2004. 7. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // https://www.hr-training.net/statya/mihajlova_1.shtml
- Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. – 1999. – №1.
- Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении. / Под ред. Г.В.Борисовой. – СПб.: «Полиграф-С», 2002.
- Бейзеров В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации. – М: Издательство «ФЛИНТА», 2014.
- Столбова Н. П., Тихова М.А. Off-line наставник: Учебное пособие для молодых педагогов. — СПб.: ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга, 2016.
- Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://www.vshu.ru/lections.php
- Люкшина А. С. Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Опубликовано 02.02.2015 [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/02/sbornik-primerov-i-resheniy-pedagogicheskikh-situatsiy
- Наумова Т.А., Мухачева Е.В., Причинин А.Е. Сборник педагогических ситуаций и задач, Издательский центр «Удмуртский университет», 2020.
- Салаватулина, Л. Р., Педагогические ситуации в воспитании детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие, Челябинск : Цицеро, 2011.
- Еремин, А. С. Кейс-метод: наиболее распространенная форма реализации компетентностного подхода / А. С. Еремин // Инновации в образовании. — 2010.
- Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ссуза: Научно-методическое пособие / Составители: Аргунова Т.Г., Андреева В.Н., Пастухова И.П., Подвойский В.А. / Под общей редакцией И.П. Пастуховой. – М., 2007.
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе воспитания ребенка. Кейс не предлагает проблему в открытом виде, ее предстоит вычленить из той информации, которая содержится в описании кейса. Цель кейс-игры – научить родителей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы в воспитании детей, выбирать альтернативные пути разрешения сложных ситуаций, находить оптимальные варианты их решения. ПРЕИМУЩЕСТВА ДАННОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В отличие от западных стран, в нашем государстве недостаточно развиты институт психологической помощи и культура обращения к профессиональному психологу, поэтому особенно востребованы доступные психолого-педагогические методики, позволяющие родителям оценить их методы воспитания. Практическая направленность. Позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения. Интерактивный формат более эффективен за счет высокой вовлеченности участников. Они погружаются в ситуацию с головой: в каждом кейсе есть главный герой, на место которого ставит себя родитель и решает проблему от его лица. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ КЕЙС-ИГРЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Кейс-игра может быть успешно использована в педагогической практике, в работе школьных психологических служб, социальных служб сопровождения семьи и в практике частных психологических центров. Она служит одним из первичных инструментов для определения особенностей взаимоотношений в семье и стиля семейного воспитания наряду с другими стандартизированными и проективными методиками обследования. Данную методическую разработку можно использовать в рамках: Диагностического обследования семьи Просветительской работы с родителями в рамках проведения обучающих лекций, семинаров, вебинаров, кейс-клубов, родительских встреч Педагогического консультирования Социально-психологических игр, тренингов для родителей с целью коррекции их отношений с детьми и улучшения внутрисемейной коммуникации Психологического консультирования родителей Кейс-игра может быть использована в индивидуальном консультировании в качестве «мостика» для подготовки родителей к беседе об особенностях собственного стиля воспитания ребенка. В таком случае кейс-игра становится лишь поводом к обсуждению взаимоотношений с собственными детьми. Метод кейс-игры подходит и для работы в групповом формате. Например, проблемная ситуация может быть разыграна в группе при помощи ролевого моделирования. Важно проиграть каждый из вариантов реакций родителей, прояснить чувства участников и сделать подробные выводы о наиболее эффективных вариантах решения проблемы. Также благодаря кейс-игре можно наглядно и доступно показать возрастные особенности детей и подростков, рассказать о возникновении и протекании возрастных кризисов, их влиянии на поведение ребенка. Психолог может раскрывать психологическое содержание каждой ситуации, показывая эффективность действий родителей для личностного развития ребенка и внутрисемейных отношений. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ КЕЙС-ИГРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «А КАК ПОСТУПИЛИ БЫ ВЫ?» Описание методики для родителей. Пример инструкции, которую озвучивает педагог-психолог: ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ КЕЙС-ИГРЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ Все кейсы в игре структурированы, их поэтапное решение сопровождается вопросами, возможными вариантами ответов с оценкой их эффективности и адекватности. По итогам решения кейса в конце даны рекомендации по оптимальным установкам, моделям реагирования и поведения родителей в данной ситуации. Основная механика кейс-игры Родителям предлагается развернутая проблемная ситуация с описанием взаимодействия ребенка и родителя, поведения ребенка. Им нужно решить этот кейс, поэтапно отвечая на вопросы с разными вариантами ответов. 3 этапа работы с данным кейсом Родителям предлагается разобраться, какие причины привели к данной ситуации, и понять, в чем суть проблемы: а) посмотреть на это глазами ребенка, с позиции его возраста и миропонимания; б) посмотреть на это глазами родителя исходя из его мотивации и опыта. Оценить, насколько верны и адекватны установки родителей, понимание ими сути проблемы и ее возможных последствий и собственно поведение в этой ситуации. Предложить оптимальное решение для данной ситуации, выбрав один из четырех вариантов ответа, на основе ответа на вопросы: 1. Как следует относиться к данной ситуации? (установка родителя) 2. На основе какого подхода нужно разрешать эту ситуацию? (ценности, принципы, общая стратегия поведения и реагирования родителя) 3. Что конкретно нужно сделать и предпринять? Что сказать и как поступить родителю? (тактика воспитания, конкретные методы, приемы воспитания). Родителям предлагается поэтапно решить кейс, состоящий из 3-4 различных ситуаций, выбирая один из 4 предложенных вариантов ответа. Любой выбор родителя будет сопровождаться комментарием психолога с анализом эффективности данного решения и его влияния на воспитание и развитие ребенка и на взаимоотношения с ним. В конце дается общая оценка каждой ситуации и рекомендации для родителей. Кейсы отвечают следующим требованиям: приближенность случая к реальной действительности, что позволяет установить непосредственную связь и создать проекцию актуальной ситуации воспитания на собственного ребенка; возможность интерпретации, анализа, оценки с точки зрения родительского опыта, имеющихся знаний и навыков; наличие проблемы и/ или конфликта; вариативность решения, стандартизация ответов на каждом этапе работы с кейсом и пояснения с рекомендациями. В программе представлены кейсы 2 типов: Кейсы, предлагающие часто встречающуюся ситуацию из жизни и быта семьи, где родитель проявляет знания или навыки в стандартных и привычных для него условиях. Кейсы, в содержание которых включен инцидент/ происшествие, особый контекст, трудное поведение ребенка, переживание возрастного кризиса. Эти кейсы выявляют особые умения родителя действовать в незнакомых ситуациях, отклоняющихся от привычной нормы и уклада жизни семьи. Структура кейса включает: ситуацию-случай, проблему, историю из реальной жизни; контекст ситуации – место и время, особенности участников и их действий; комментарий ситуации от психолога с объяснением и рекомендациями. В кейсах предлагается четко обозначенный алгоритм решения задач, с которыми ежедневно сталкиваются родители в процессе воспитания своих детей. За счет того, что кейс-игру можно проходить несколько раз и сравнивать разные ответы и комментарии психологов, она может выступать своего рода обучающим тренажером, ориентирует родителей на самостоятельный поиск оптимальных воспитательных приемов, развивает умение спокойно и конструктивно разрешать возможные проблемы в семье. У них формируется осознанное понимание того, как им вести себя с собственными детьми. Удобство кейс-игры заключается в том, что она не требует предварительной подготовки и значительных трудозатрат для интерпретации результатов. Игра более привлекательна, чем тест или другие задания, которые связаны с высокой когнитивной нагрузкой. Безопасность и доступность использования кейс-игры достигается за счет того, что родителям предлагаются ситуации, не связанные с их собственными детьми и реальными ситуациями. Но вовлеченный родитель начинает идентифицировать себя с персонажем и ситуацией, поэтому его ответ будет основан на его собственных установках. Главный девиз этого кейса: Своевременная поддержка – залог самостоятельности ребенка. Главный девиз этого кейса: Демонстрируйте внимание и уважение к желаниям ребенка. Главный девиз этого кейса: Проявляйте родительскую ответственность. Будьте внимательны к детям и их возможностям. Главный девиз этого кейса: Не спешим с выводами, а обсуждаем ситуацию вместе с ребенком. Главный девиз этого кейса: Проявляем истинные чувства и стремимся к совместным договоренностям. Главный девиз этого кейса: Будьте искренни в своих действиях, приходите на помощь, когда это нужно. Мама 10-летней Насти стала замечать, что в последнее время девочка приходит из школы грустная и раздраженная, ей тяжело вставать с утра, она долго собирается и стала придумывать отговорки, ссылаясь на якобы плохое самочувствие и усталость, чтобы не идти на занятия. На вопросы о том, что случилось, девочка отвечала, что ничего особенного, что была ссора с подругами, но все наладилось, что просто устала и хочет побыть дома. Маму немного удивил тот факт, что за последние две недели ей особенно не хотелось идти в школу по четвергам. Когда они всей семьей поехали в магазин за продуктами, мама решила порадовать дочку и купить ей новое платье, но девочка наотрез отказалась, сославшись на то, что ей платье не нужно и лучше купить толстовку. Она выбрала вещь темного цвета, что не особо понравилось маме, но спорить она не стала. На следующий день, ожидая Настю возле школы, мама разговорилась с мамой одной из ее подруг и совершенно случайно узнала, что над Настей на физкультуре смеялись одноклассники и ребята из параллельного класса, когда она не смогла выполнить упражнение. Кто-то из ребят грубо и неприятно пошутил над ней, и это стало гулять по школе. Но Настя об этом ничего не сказала дома. Мама сильно испугалась, что над девочкой станут издеваться ровесники. Теперь все встало на свои места, ведь именно в четверг по расписанию у Насти физкультура. У Насти нет проблем с лишним весом, ее нельзя назвать толстой. Но из-за широкой кости (гиперстенический тип сложения) и того, что она более развитая по сравнению с другими девочками, она выглядела более крепкой и крупной. Нетрудно догадаться, что она серьезно переживает и начинает стыдиться своего тела. Такие конфликтные ситуации часто происходят в этом возрасте, поскольку дети учатся более осознанно общаться и выстраивать межличностные отношения. Часто случаются конфликты даже на пустом месте. Именно в 10-11 лет возрастает ценность
Источник: