Подростковый возраст нередко тяжело переживается всеми членами семьи. Основная жалоба тинейджеров – «родители меня не понимают». Что сделать, чтобы это было не про вас?
Чтобы понять подростка, важно знать основные особенности возрастного периода. По мнению психологов, продолжительность подросткового возраста варьируется от 11 до 15 лет. В это время, как известно, меняется не только внешний вид, но и ведущая деятельность: теперь это не учеба, а интимно-личностное общение со сверстниками — происходит отделение от родителей, становление самостоятельной личности.
Известный психолог Эльконин выделял 3 стадии подросткового возраста:
10-12 лет — подростки просто хотят находиться в группе ровесников.
12-13 лет – желание занять свое место в группе сверстников.
14-15 лет — подросток требует признания своей независимости, самостоятельности и ценности собственной личности.
Конфликты в семьях с подростками чаще всего связаны с их завышенными притязаниями и неадекватной оценкой своих сил и возможностей. Отсюда и ссоры с родителями, и протестное поведение – подростку кажется, что он уже взрослый, все умеет и все знает, его уже не нужно оберегать и контролировать. Но часто подростки действительно могут больше, чем кажется их родителям.
Негативная возрастная фаза
Родителей тревожит, что их некогда спокойные и лаковые дети вдруг становятся раздражительными и агрессивными. Сюда добавляется снижение успеваемости, перепады настроения, резкость, иногда пассивность. Перечисленные симптомы – это признаки так называемой «негативной фазы» подросткового возраста, во время которой происходит формирование новых, в том числе и сексуальных влечений. Все это требует огромных внутренних ресурсов, которых подростку не всегда хватает. Отсюда – грубость и резкость, раздражительность и перепады настроения. Все это пройдет, когда подросток перейдет на новый этап развития.
Подростковый эгоцентризм
Подростков часто обвиняют в эгоизме, мол, только о себе и думают. Нередко так и есть, и это тоже возрастная особенность. Психологи выделяют так называемый «подростковый эгоцентризм» — особую форму самосознания, во время которой подросток настолько сильно увлечен своими новыми переживаниями и открывшимся миром чувств и эмоций, что действительно не замечает ничего вокруг. К тому же он уверен, что все окружающие люди заняты ровно тем же – его чувствами и оценкой его действий. Помните, как сами в подростковом возрасте боялись передать кондуктору денег в автобусе, потому что казалось, что каждый пассажир внимательно смотрит и оценивает, как именно вы это делаете? Это называется «феноменом воображаемой аудитории». Нередко подростки, перепутав поезда в метро и сев не в ту сторону, стесняются выйти из вагона и перейти на противоположную сторону перрона, потому что думают, что все будут над ними смеяться. Это мы, взрослые, понимаем, что никто этого даже не заметит, но представьте, насколько тяжело подростку жить в постоянном страхе быть осмеянным и осужденным.
Стремление к самостоятельности
Тинейджер переживает серьезный кризис в своей жизни, он находится между миром детей и миром взрослых — и нигде ему нет места, а тут еще в семье его осуждают – не так говорит, плохо учится, не тем увлекается, не с теми дружит. Подросток будет делать все наперекор, чтобы доказать свою самостоятельность, но родитель может его просто сломать. И тогда восстановить эту природную тягу к независимости, которая возникает абсолютно у всех подростков и является признаком нормального развития психики, будет очень сложно – только долгой и сложной психотерапией в уже взрослой жизни.
Родителям часто бывает сложно понять новые увлечения своих детей: непонятные музыкальные группы, странные кумиры, новый сленг, неординарная внешность – все это лишь внешние признаки поиска себя. Забудьте про позицию судьи или контролера и займите позицию заинтересованного участника: а что это за новая группа? Может быть, она будет интересна и мне? А что именно тебе в ней нравится, поделись! Так вы выйдите на диалог с подростком и о его увлечениях, и о нем самом.
Период «нормальной патологии»
Да, иногда подростки совершают действия, которые не укладываются в голове у взрослого: разбивают витрину магазина, крадут шоколадку или приходят домой в нетрезвом виде. И драки, и нецензурная лексика, и первый сексуальный опыт – все это приходится на старший подростковый возраст. Психологи иногда называют его «периодом нормальной патологии» — то есть то, что не является нормой в целом, в подростковом возрасте будет условной нормой. Любое девиантное поведение чем-то обусловлено, и в этот период его причина кроется в стремлении к самостоятельности и независимости. Тинейджер обладает этим стремлением, но пока еще не обладает адекватными инструментами для его реализации, поэтому часто возникают печальные истории. Конечно, асоциальное поведение не нужно поощрять и поддерживать, но и трагедии из него тоже делать не надо. С подростками нужно разговаривать — в этом возрасте уже не работают никакие другие воспитательные приемы. Никакое наказание не подействует на тинейджера так, как искренний и честный разговор с родителем в обстановке, в котором не будет осуждения и обесценивания, а будет лишь искреннее желание понять, принять и помочь.
Чтобы понять и принять своего взрослеющего ребенка, порой раздражительного, порой грубого, а порой такого растерянного и трогательного, нужно любить его безусловно, вне зависимости от внешних обстоятельств, и обладать широким спектром знаний об этом возрастном периоде.
Подростковый возраст нередко тяжело переживается всеми членами семьи. Основная жалоба тинейджеров – «родители меня не понимают». Что сделать, чтобы это было не про вас? Чтобы понять подростка, важно знать основные особенности возрастного периода. По мнению психологов, продолжительность подросткового возраста варьируется от 11 до 15 лет. В это время, как известно, меняется не только внешний вид, но и ведущая деятельность: теперь это не учеба, а интимно-личностное общение со сверстниками — происходит отделение от родителей, становление самостоятельной личности. Известный психолог Эльконин выделял 3 стадии подросткового возраста: 10-12 лет — подростки просто хотят находиться в группе ровесников. 12-13 лет – желание занять свое место в группе сверстников. 14-15 лет — подросток требует признания своей независимости, самостоятельности и ценности собственной личности. Конфликты в семьях с подростками чаще всего связаны с их завышенными притязаниями и неадекватной оценкой своих сил и возможностей. Отсюда и ссоры с родителями, и протестное поведение – подростку кажется, что он уже взрослый, все умеет и все знает, его уже не нужно оберегать и контролировать. Но часто подростки действительно могут больше, чем кажется их родителям. Негативная возрастная фаза Родителей тревожит, что их некогда спокойные и лаковые дети вдруг становятся раздражительными и агрессивными. Сюда добавляется снижение успеваемости, перепады настроения, резкость, иногда пассивность. Перечисленные симптомы – это признаки так называемой «негативной фазы» подросткового возраста, во время которой происходит формирование новых, в том числе и сексуальных влечений. Все это требует огромных внутренних ресурсов, которых подростку не всегда хватает. Отсюда – грубость и резкость, раздражительность и перепады настроения. Все это пройдет, когда подросток перейдет на новый этап развития. Подростковый эгоцентризм Подростков часто обвиняют в эгоизме, мол, только о себе и думают. Нередко так и есть, и это тоже возрастная особенность. Психологи выделяют так называемый «подростковый эгоцентризм» — особую форму самосознания, во время которой подросток настолько сильно увлечен своими новыми переживаниями и открывшимся миром чувств и эмоций, что действительно не замечает ничего вокруг. К тому же он уверен, что все окружающие люди заняты ровно тем же – его чувствами и оценкой его действий. Помните, как сами в подростковом возрасте боялись передать кондуктору денег в автобусе, потому что казалось, что каждый пассажир внимательно смотрит и оценивает, как именно вы это делаете? Это называется «феноменом воображаемой аудитории». Нередко подростки, перепутав поезда в метро и сев не в ту сторону, стесняются выйти из вагона и перейти на противоположную сторону перрона, потому что думают, что все будут над ними смеяться. Это мы, взрослые, понимаем, что никто этого даже не заметит, но представьте, насколько тяжело подростку жить в постоянном страхе быть осмеянным и осужденным. Стремление к самостоятельности Тинейджер переживает серьезный кризис в своей жизни, он находится между миром детей и миром взрослых — и нигде ему нет места, а тут еще в семье его осуждают – не так говорит, плохо учится, не тем увлекается, не с теми дружит. Подросток будет делать все наперекор, чтобы доказать свою самостоятельность, но родитель может его просто сломать. И тогда восстановить эту природную тягу к независимости, которая возникает абсолютно у всех подростков и является признаком нормального развития психики, будет очень сложно – только долгой и сложной психотерапией в уже взрослой жизни. Родителям часто бывает сложно понять новые увлечения своих детей: непонятные музыкальные группы, странные кумиры, новый сленг, неординарная внешность – все это лишь внешние признаки поиска себя. Забудьте про позицию судьи или контролера и займите позицию заинтересованного участника: а что это за новая группа? Может быть, она будет интересна и мне? А что именно тебе в ней нравится, поделись! Так вы выйдите на диалог с подростком и о его увлечениях, и о нем самом. Период «нормальной патологии» Да, иногда подростки совершают действия, которые не укладываются в голове у взрослого: разбивают витрину магазина, крадут шоколадку или приходят домой в нетрезвом виде. И драки, и нецензурная лексика, и первый сексуальный опыт – все это приходится на старший подростковый возраст. Психологи иногда называют его «периодом нормальной патологии» — то есть то, что не является нормой в целом, в подростковом возрасте будет условной нормой. Любое девиантное поведение чем-то обусловлено, и в этот период его причина кроется в стремлении к самостоятельности и независимости. Тинейджер обладает этим стремлением, но пока еще не обладает адекватными инструментами для его реализации, поэтому часто возникают печальные истории. Конечно, асоциальное поведение не нужно поощрять и поддерживать, но и трагедии из него тоже делать не надо. С подростками нужно разговаривать — в этом возрасте уже не работают никакие другие воспитательные приемы. Никакое наказание не подействует на тинейджера так, как искренний и честный разговор с родителем в обстановке, в котором не будет осуждения и обесценивания, а будет лишь искреннее желание понять, принять и помочь. Чтобы понять и принять своего взрослеющего ребенка, порой раздражительного, порой грубого, а порой такого растерянного и трогательного, нужно любить его безусловно, вне зависимости от внешних обстоятельств, и обладать широким спектром знаний об этом возрастном периоде.
Источник: