Как передать ребенку ответственность за его дела — « Как воспитывать ребенка»

Каждый родитель предполагает, что ребенок, став взрослым, будет самостоятельным и независимым, будет нести ответственность за себя, свою жизнь, свои дела. Но ответственность и самостоятельность не появляются из ниоткуда – этому необходимо учиться.

Как же и когда родителям передавать ответственность, чтобы ребенок понимал задачу, которую ему ставят взрослые, соглашался с ней без конфликтов, мотивировал свои действия и ставил задачи самостоятельно?

С раннего детства мальчикам и девочкам необходимо пройти три стадии формирования ответственности:

  • в качестве помощника, которого родители знакомят с процессом и результатом деятельности;

  • в качестве исполнителя, но с напоминанием и контролем;

  • в качестве самостоятельного деятеля, который контролирует результат, предвидит последствия и отвечает за них.

Передача ответственности

Есть замечательный способ определения зоны ответственности ребенка, предложенный отечественным психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер.

Для этого надо взять лист бумаги и поделить его на две колонки. В левую вместе с ребенком записать те дела, которые он уже делает самостоятельно, а в правую – те, которые пока что выполняются совместно с родителями. Со временем многие дела из правой колонки можно будет переместить в левую колонку. Это будет серьезным успехом для вашего ребенка и еще одним шагом к его взрослению и самостоятельности.

Передача ответственности осуществляется постепенно на условиях договора так, чтобы ребенок ощущал, что теперь это дело – его зона ответственности. Дела выбираются с учетом возраста и возможностей ребенка.

Не стоит исправлять ошибки, доделывать и переделывать за ребенка дела, которые он должен был сделать сам. Ругать тоже не нужно – пусть он осознает последствия своего бездействия. Прибежал вечером в мокрых кроссовках, не помыл их, не просушил, а завтра физкультура. Или бросил скомканные брюки в шкаф, а утром – в школу.

На первых порах не обойтись без напоминаний: можно самим поставить будильник на то время, когда пора собираться в секцию, или прикрепить магнитиком список с частью важных заданий. Главное, чтобы всё это делалось ненавязчиво.

Медвежья услуга

Всем знаком фразеологизм «медвежья услуга»? Именно так можно назвать чрезмерную помощь родителей, которая мешает детям развиваться и чувствовать ответственность.

Почему так происходит? Потому что родители беспокоятся за ребенка и не позволяют ему совершать ошибок. Но, как известно, на ошибках учатся.

Как часто родители контролируют выполнение ребенком домашних заданий: «А как же не проверять?! Он ведь двойку получит!» Получит, конечно, но, согласитесь, мир не рухнет, а ребенок наконец-то осознает, что эта двойка – результат его ошибки, за которую ответственен только он сам. «А как же не будить его в школу? Он проспит!» Может и проспит, но обучение в школе – это его зона ответственности, а не ваша.

Как часто родители подростков не отпускают своих детей на вечеринки с друзьями, говоря: «А вдруг они с друзьями натворят всяких глупостей?!» Могут, конечно, ведь подростки нередко попадают в разные неприятные истории, но они никогда не научатся отвечать за свои поступки, если не почувствуют вкус последствий.

Отрицательный опыт – тоже опыт, и нередко он бывает гораздо более действенным, чем положительный.

Конечно, чрезвычайно сложно отпустить от себя ребенка и позволить ему упасть и разбить коленки, проспать и получить двойку, поддаться влиянию плохой компании и разбить стекло в магазине. Но именно благодаря проживанию отрицательного опыта ребенок может осознать, что это его жизнь, его ответственность, его решения.

Для того чтобы результаты отрицательного опыта не были фатальными, у родителей должны быть доверительные отношения со своими детьми. Разговаривайте с ребенком, обсуждайте возможные последствия поступков, как и какие ошибки можно исправить, и какие ошибки исправить невозможно.

Три шага родителей

Не всем родителям легко дается «отойти от дел» ребенка. Психологи рекомендуют им пройти три шага:

  1. Подмечайте все свои порывы, когда хочется принять решение за ребенка, сделать что-то за него, – останавливайтесь.

  2. Учитесь получать удовольствие от самостоятельности сына или дочки.

  3. Меняйте некоторые мысли и убеждения о своем ребенке и думайте о нем как об ответственном человеке.

Радуйтесь вместе с ребенком каждому его достижению, не бойтесь проживания отрицательного опыта, и ваши дети вырастут ответственными, самостоятельными и независимыми!

Екатерина Сафонова

Каждый родитель предполагает, что ребенок, став взрослым, будет самостоятельным и независимым, будет нести ответственность за себя, свою жизнь, свои дела. Но ответственность и самостоятельность не появляются из ниоткуда – этому необходимо учиться. Как же и когда родителям передавать ответственность, чтобы ребенок понимал задачу, которую ему ставят взрослые, соглашался с ней без конфликтов, мотивировал свои действия и ставил задачи самостоятельно? С раннего детства мальчикам и девочкам необходимо пройти три стадии формирования ответственности: в качестве помощника, которого родители знакомят с процессом и результатом деятельности; в качестве исполнителя, но с напоминанием и контролем; в качестве самостоятельного деятеля, который контролирует результат, предвидит последствия и отвечает за них. Передача ответственности Есть замечательный способ определения зоны ответственности ребенка, предложенный отечественным психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Для этого надо взять лист бумаги и поделить его на две колонки. В левую вместе с ребенком записать те дела, которые он уже делает самостоятельно, а в правую – те, которые пока что выполняются совместно с родителями. Со временем многие дела из правой колонки можно будет переместить в левую колонку. Это будет серьезным успехом для вашего ребенка и еще одним шагом к его взрослению и самостоятельности. Передача ответственности осуществляется постепенно на условиях договора так, чтобы ребенок ощущал, что теперь это дело – его зона ответственности. Дела выбираются с учетом возраста и возможностей ребенка. Не стоит исправлять ошибки, доделывать и переделывать за ребенка дела, которые он должен был сделать сам. Ругать тоже не нужно – пусть он осознает последствия своего бездействия. Прибежал вечером в мокрых кроссовках, не помыл их, не просушил, а завтра физкультура. Или бросил скомканные брюки в шкаф, а утром – в школу. На первых порах не обойтись без напоминаний: можно самим поставить будильник на то время, когда пора собираться в секцию, или прикрепить магнитиком список с частью важных заданий. Главное, чтобы всё это делалось ненавязчиво. Медвежья услуга Всем знаком фразеологизм «медвежья услуга»? Именно так можно назвать чрезмерную помощь родителей, которая мешает детям развиваться и чувствовать ответственность. Почему так происходит? Потому что родители беспокоятся за ребенка и не позволяют ему совершать ошибок. Но, как известно, на ошибках учатся. Как часто родители контролируют выполнение ребенком домашних заданий: «А как же не проверять?! Он ведь двойку получит!» Получит, конечно, но, согласитесь, мир не рухнет, а ребенок наконец-то осознает, что эта двойка – результат его ошибки, за которую ответственен только он сам. «А как же не будить его в школу? Он проспит!» Может и проспит, но обучение в школе – это его зона ответственности, а не ваша. Как часто родители подростков не отпускают своих детей на вечеринки с друзьями, говоря: «А вдруг они с друзьями натворят всяких глупостей?!» Могут, конечно, ведь подростки нередко попадают в разные неприятные истории, но они никогда не научатся отвечать за свои поступки, если не почувствуют вкус последствий. Отрицательный опыт – тоже опыт, и нередко он бывает гораздо более действенным, чем положительный. Конечно, чрезвычайно сложно отпустить от себя ребенка и позволить ему упасть и разбить коленки, проспать и получить двойку, поддаться влиянию плохой компании и разбить стекло в магазине. Но именно благодаря проживанию отрицательного опыта ребенок может осознать, что это его жизнь, его ответственность, его решения. Для того чтобы результаты отрицательного опыта не были фатальными, у родителей должны быть доверительные отношения со своими детьми. Разговаривайте с ребенком, обсуждайте возможные последствия поступков, как и какие ошибки можно исправить, и какие ошибки исправить невозможно. Три шага родителей Не всем родителям легко дается «отойти от дел» ребенка. Психологи рекомендуют им пройти три шага: Подмечайте все свои порывы, когда хочется принять решение за ребенка, сделать что-то за него, – останавливайтесь. Учитесь получать удовольствие от самостоятельности сына или дочки. Меняйте некоторые мысли и убеждения о своем ребенке и думайте о нем как об ответственном человеке. Радуйтесь вместе с ребенком каждому его достижению, не бойтесь проживания отрицательного опыта, и ваши дети вырастут ответственными, самостоятельными и независимыми! Екатерина Сафонова
Источник: redborisoff.ru

cinemaplayer