Детский праздник ассоциируется с большим количеством детей, шумом, гамом, массой развлечений, мелкими конфликтами и… головной болью родителей. Но это только в том случае, если праздник не организован. Если же торжество хорошо организовано взрослыми, имеет свою программу, то станет ярким и интересным событием, которое ребенок запомнит на всю свою жизнь.
Основные моменты.
В первую очередь стоит продумать список гостей: чем младше дети, тем меньше должно быть приглашённых: так проще будет вовлечь их в общие игры. Возраст детей тоже играет роль: чтобы малышам (3- 5 лет) было интересно и весело, лучше собрать компанию ровесников или с разницей в 1-1,5 года: ведь даже вкусы за столом у каждого возраста свои. У старших детей и разница в возрасте побольше (6-10, 7-11). В любом случае, кого позвать в гости, обязательно надо обсудить с ребёнком.
Время праздника: для маленьких детей (до 4 лет) будет достаточно 2 часов, детям постарше планировать 3-4 часа. Посиделки с родственниками и детский праздник лучше разграничить: определить для каждого своё время.
Начинать подготовку к празднику лучше заранее, самое маленькое, за неделю. Вместе продумать, как украсить комнату и какие оформить приглашения, что приготовить и как оформить стол.
Выбрать тему нужно вместе с ребенком, она должна соответствовать некоторым требованиям:
-
быть интересной и знакомой ребенку и его друзьям. Не навязывайте собственных интересов: вряд ли кто-то из детей заинтересуется праздником с героями, типичными для детства родителей;
-
соответствовать возрасту приглашенных гостей;
-
соответствовать эстетическим нормам. Согласитесь, что даже если ребенок и его друзья влюблены в «Семейку вампиров» или «Монстер Хай» не стоит наряжать их в «мертвецов» и украшать стол «каплями крови».
Готовим угощение
Еду лучше приготовить простую, чтобы можно было при желании подбежать к столу и перекусить: овощная и фруктовая нарезка, сыр, канапе, яркие маленькие бутерброды, тарталетки. Один раз подать горячее: это может быть картофельное пюре, запеченная рыба, отбивные, мясо, запеченное с сыром, котлеты или тефтели.
Следует обратить внимание на то, что у некоторых детей может быть аллергия на определенные блюда, или по каким-то другим соображениям родители не позволяют детям употреблять ту или иную пищу. Целесообразно обзвонить родителей приглашенных детей во избежание неприятностей и претензий.
Проявите творчество и назовите каждое блюдо в соответствии с тематикой праздника. К примеру, картофель фри может превратиться в пиратские копья, а пицца ассорти в космическую тарелку с колбасой и сыром.
Оформление праздничного стола должно соответствовать общей теме. Только не перенасыщайте деталями столовые приборы, так как маленьким деткам будет неудобно кушать.
Позаботьтесь чтобы в свободном доступе в течение всего вечера были напитки.
Разрабатываем сценарий
Создание сценария — творческий процесс, начинающийся с замысла: он определяет успех праздника. Для детского праздника, организуемого дома, сценарий необходим: хотя бы в общих чертах представлять, чем будут заниматься гости. Требуется участие взрослого в качестве ведущего.
• Встреча гостей
Как театр начинается с вешалки, так детский праздник начинает со встречи гостей. Важно, чтобы с первой секунды каждый гость погружался в праздничную атмосферу. Поэтому каждого ребенка нужно встречать у порога.
При необходимости познакомить детей между собой и обязательно с домом: показать, где что находится, где можно играть, а где – нет, и что делать категорически нельзя.
• Развлечения
После того, как дети освоились и покушали, можно приступать к развлечениям.
Создавая свой праздник, полезно обратиться к опыту других родителей. Например, Александра Козырева, мама пятерых детей, один из праздников (для 7-11 лет) назвала «Шпионский день рождения» и начала его так: «Мы рады видеть вас в Академии Юных Шпионов! Стать суперагентом непросто. Для зачисления в Академию вам предстоит пройти вступительные испытания. За каждое успешно пройденное испытание вам будут начисляться баллы.» В соответствии с темой она подобрала следующие конкурсы:
-
меткий секретный агент: к стене крепится лист картона и к нему воздушные шары в количестве в два раза большем, чем детей или еще больше. Заготавливаются один-два дротика. Дети по очереди с определенного расстояния кидают дротики в шары. Попыток столько, сколько потребуется ребенку для лопания одного шара;
-
непроницаемое лицо: задача игроков не засмеяться и сохранить серьезное выражение, чтобы не услышали. Для конкурса заранее заготавливаются конверты или мешочки. В одном смешные вопросы, например: «Правда ли, что ты спишь в памперсах?», в другом – ответы. Вопросов и ответов должно быть хотя бы в два раза больше, чем детей;
-
конкурс на внимательность: детей делим на пары. Каждая пара встает друг напротив друга и внимательно оглядывает оппонента. Дальше дети разворачиваются друг к другу спиной и что-то меняют в себе (расстегивают пуговицу, закатывают рукав и т.д.). Но не больше трех изменений. Повернувшись, дети должны друг на друге заметить все перемены.
-
пантомима: в этом испытании детям предстоит объясняться на языке жестов. Для этого стоит заранее приготовить в мешочке или конверте смешные фразы и понятия, которые дети по очереди будут объяснять;
-
маскировка: делим детей на две команды и выдаем им по пакету с примерно одинаковым набором одежды. В набор могут входить пиджаки родителей, длинные юбки, туфли на каблуках, шляпы, темные очки, шарфы. Дети маскируют одного из членов своей команды. Игроки другой команды должны угадать, кто скрывается в «костюме»;
-
секретное оружие: найти и уничтожить торт — цепочка подсказок, приводящая к холодильнику.
Торт найден и уничтожается. Дети довольны. Итог приключения — вручение призов. Это может быть грамота об окончании Академии Шпионов и какой-нибудь «шпионский» атрибут (ручка-невидимка, темные очки, фонарик, подслушивающее устройство и т.д.)
Для детей 4-7 лет можно устроить «Пиратскую вечеринку»: ведущими – капитаном Флинтом и доктором Айболитом — должны стать родители или старшие дети.
Заранее нужно начертить условный план квартиры, используя понятные детям обозначения. Например, люстра – это солнце, шкаф – крепость, холодильник – айсберг, ванная комната – водопад или фонтан. Тогда и «зашифрованный путь» будет таков: встав под солнце, делаем пять шагов по направлению к крепости, поворачиваем налево и идем к водопаду … И тому подобное. В зависимости от того, на сколько частей вы порвете «карту», столько заданий и должны будут выполнить дети.
Доктор Айболит: Здравствуйте, дети! Может быть, вы поможете мне? Этот хулиган Бармалей похитил все мои лекарства и даже трубочку, через которую я слушаю животики своих маленьких пациентов!
Капитан Флинт: Господин Айболит, разве вы не видите, сколько здесь сегодня собралось бравых моряков! Поможем мы вам в вашем горе! Мне стало известно, что хулиган спрятал все ваши пилюли и пинцеты в укромном месте, начертил план, который разорвал на несколько частей! Вот тут нам придется попотеть! Все-таки я уверен, что все у нас получится! Ведь так, ребятки-пиратки?! А ну-ка, кто желает вступить в ряды славного пиратского братства? Стройся в линию!
Конкурс первый: «Шарики на рее»: от стены до стены выкладывается полоса ткани или лента, изображающая рею. На ее противоположном конце подвешены воздушные шары (по числу участников). В шары вложены кусочки бумаги с разными изображениями, один из которых и будет фрагментом карты. Дети доходят до стены по «рее», лопают шарик и проверяют, что написано или нарисовано на бумаге. Так находится первый фрагмент карты.
Конкурс второй: «Кто лишний на дне морском?»: необходима большая коробка, украшенная как морское дно. В нее кладем разные предметы, относящиеся к мореплаванию: игрушечные бинокль, подзорную трубу, якорь, рыбку, осьминога, компас, штурвал и т.д. Обязательно среди них должна быть матрешка, в которую вы и положите кусочек карты. Условия: с завязанными глазами ребенок достает игрушку и определяет, что же это такое. Затем ведущий спрашивает, какая из найденных вещей лишняя (не подходящая к остальным по назначению), и что придется ее обыскать – так и находится следующая часть карты.
Третий конкурс: «Флотилия, на старт!» На противоположном конце комнаты стоят кораблики из газет по числу играющих. В них лежат разные листики, один из которых – кусочек карты. К кораблям привязаны шнурки. К концам шнурков привязаны карандаши. По сигналу дети начинают наматывать шнурки на карандаши, приближая к себе кораблики.
Четвертый конкурс: «Загадочные бутылки» Все идут в ванную; здесь предварительно набрано воды и плавают разного размера пластиковые бутылки. Детям выдаются по две столовые ложки, или дуршлаг, или поварешки, при помощи которых они будут вылавливать каждый по бутылке, причем одновременно. Естественно, в одной из бутылок будет лежать часть карты. К тому же, в одну из бутылок положите поздравительный листочек для именинника.
Конкурс пятый: «Оружейный запас» Игрок каждой команды должен добежать до корзины с «ядрами» (это будут разные мячики), взять одно «ядрышко» и вернуться обратно. Так продолжается до тех пор, пока все мячи не кончатся. На дне корзины и будет лежать последняя часть карты.
Фрагменты карты складываются, и получается план, на котором указано место, где спрятана аптечка. Схема должна быть понятна детям.
Саквояж Доктора можно начинить настоящими аспирином и градусником, но доложить туда по количеству детей что-нибудь: шоколад, гематоген, сок в 200-граммовых коробочках, драже, жвачку и т.д. Эти «лекарства» стоит подписать: «шоколадка для храбрости», «драже для громкого смеха», «жевательная резинка для верных друзей», «конфеты для поднятия пиратского тонуса», «сок из семи морей» и так далее.
Для маленьких – простое и весёлое
В празднике малышей взрослым надо принимать более активное участие, сценарий может немного меняться в зависимости от настроя детишек.
Для детей (2-4) можно инсценировать сказку «Репка»: потребуются маски персонажей (7 масок). Кто кого будет изображать, решит жребий.
Или устроить эстафету животных:
Первый этап – «Пингвин» – Участники передвигаются с одного конца комнаты в другую с зажатым мячом между ногами.
Второй этап – «Лягушка» – Участники прыгают как лягушки: то есть сперва приседают на корточки, потом привстают и опять приседают…
Третий этап «Кенгуру» – Участники преодолевают дистанцию прыгая вместе на двух ногах.
Четвертый этап – «Собачка» – Участники преодолевают дистанцию на четвереньках.
Пятый этап – «Рак» – Передвигаются, пятясь задом.
Шестой этап – «Гусеница» – участники становятся друг за другом, подгибают правую ножку. Левой рукой держатся за плечо впереди стоящего участника, а правой за подогнутую ногу. И все вместе ребята доходят до финиша.
После такой эстафеты всем вручают призы
Мешок с секретом: в 3-4 года дети еще не готовы к настоящим логическим играм, но они уже любят отгадывать загадки. Большой яркий мешок наполняется игрушками, фруктами или другими известными детям предметами. Малыши должны на ощупь отгадывать, что им попадается в руки.
• Окончание праздника
После развлечений и конкурсов хорошо попить чай. Ярким завершением праздника может быть внесённый под музыку торт с зажжёнными свечами или домашние спецэффекты — бенгальские огоньки, маленькие хлопушки.
Торт и сладости – самая важная часть детского стола. Используйте свечи и декор.
Дети склонны к перевозбуждению, а детские праздники, рано или поздно должны заканчиваться. Провожая маленьких гостей, хорошо бы сделать им маленькие подарки: мыльные пузыри, мелки, стикеры на одежду, блокнотики необычной формы, брелочки, светоотражатели и прочее.
Несколько общих советов:
-
чем меньше ребенок, тем короче по времени должен быть праздник;
-
активные игры должны сменяться малоподвижными;
-
приобщайте ребенка к организации мероприятия;
-
музыка поможет создать атмосферу праздника: приготовьте плейлист из весёлых и оживлённых мелодий;
-
проговаривайте с ребенком правила поведения на празднике;
-
контролируйте общение детей, так как возбужденные дети могут быть склонными к конфликтам.
Чтобы праздник надолго запомнился, пофотографируйте детей в течение дня, хорошо, если это не будет позированием: так лучше передастся атмосфера вечеринки. В любом случае, организованный с любовью и ответственностью праздник будет незабываемым!
Светлана Садова
Детский праздник ассоциируется с большим количеством детей, шумом, гамом, массой развлечений, мелкими конфликтами и… головной болью родителей. Но это только в том случае, если праздник не организован. Если же торжество хорошо организовано взрослыми, имеет свою программу, то станет ярким и интересным событием, которое ребенок запомнит на всю свою жизнь. Основные моменты. В первую очередь стоит продумать список гостей: чем младше дети, тем меньше должно быть приглашённых: так проще будет вовлечь их в общие игры. Возраст детей тоже играет роль: чтобы малышам (3- 5 лет) было интересно и весело, лучше собрать компанию ровесников или с разницей в 1-1,5 года: ведь даже вкусы за столом у каждого возраста свои. У старших детей и разница в возрасте побольше (6-10, 7-11). В любом случае, кого позвать в гости, обязательно надо обсудить с ребёнком. Время праздника: для маленьких детей (до 4 лет) будет достаточно 2 часов, детям постарше планировать 3-4 часа. Посиделки с родственниками и детский праздник лучше разграничить: определить для каждого своё время. Начинать подготовку к празднику лучше заранее, самое маленькое, за неделю. Вместе продумать, как украсить комнату и какие оформить приглашения, что приготовить и как оформить стол. Выбрать тему нужно вместе с ребенком, она должна соответствовать некоторым требованиям: быть интересной и знакомой ребенку и его друзьям. Не навязывайте собственных интересов: вряд ли кто-то из детей заинтересуется праздником с героями, типичными для детства родителей; соответствовать возрасту приглашенных гостей; соответствовать эстетическим нормам. Согласитесь, что даже если ребенок и его друзья влюблены в «Семейку вампиров» или «Монстер Хай» не стоит наряжать их в «мертвецов» и украшать стол «каплями крови». Готовим угощение Еду лучше приготовить простую, чтобы можно было при желании подбежать к столу и перекусить: овощная и фруктовая нарезка, сыр, канапе, яркие маленькие бутерброды, тарталетки. Один раз подать горячее: это может быть картофельное пюре, запеченная рыба, отбивные, мясо, запеченное с сыром, котлеты или тефтели. Следует обратить внимание на то, что у некоторых детей может быть аллергия на определенные блюда, или по каким-то другим соображениям родители не позволяют детям употреблять ту или иную пищу. Целесообразно обзвонить родителей приглашенных детей во избежание неприятностей и претензий. Проявите творчество и назовите каждое блюдо в соответствии с тематикой праздника. К примеру, картофель фри может превратиться в пиратские копья, а пицца ассорти в космическую тарелку с колбасой и сыром. Оформление праздничного стола должно соответствовать общей теме. Только не перенасыщайте деталями столовые приборы, так как маленьким деткам будет неудобно кушать. Позаботьтесь чтобы в свободном доступе в течение всего вечера были напитки. Разрабатываем сценарий Создание сценария — творческий процесс, начинающийся с замысла: он определяет успех праздника. Для детского праздника, организуемого дома, сценарий необходим: хотя бы в общих чертах представлять, чем будут заниматься гости. Требуется участие взрослого в качестве ведущего. • Встреча гостей Как театр начинается с вешалки, так детский праздник начинает со встречи гостей. Важно, чтобы с первой секунды каждый гость погружался в праздничную атмосферу. Поэтому каждого ребенка нужно встречать у порога. При необходимости познакомить детей между собой и обязательно с домом: показать, где что находится, где можно играть, а где – нет, и что делать категорически нельзя. • Развлечения После того, как дети освоились и покушали, можно приступать к развлечениям. Создавая свой праздник, полезно обратиться к опыту других родителей. Например, Александра Козырева, мама пятерых детей, один из праздников (для 7-11 лет) назвала «Шпионский день рождения» и начала его так: «Мы рады видеть вас в Академии Юных Шпионов! Стать суперагентом непросто. Для зачисления в Академию вам предстоит пройти вступительные испытания. За каждое успешно пройденное испытание вам будут начисляться баллы.» В соответствии с темой она подобрала следующие конкурсы: меткий секретный агент: к стене крепится лист картона и к нему воздушные шары в количестве в два раза большем, чем детей или еще больше. Заготавливаются один-два дротика. Дети по очереди с определенного расстояния кидают дротики в шары. Попыток столько, сколько потребуется ребенку для лопания одного шара; непроницаемое лицо: задача игроков не засмеяться и сохранить серьезное выражение, чтобы не услышали. Для конкурса заранее заготавливаются конверты или мешочки. В одном смешные вопросы, например: «Правда ли, что ты спишь в памперсах?», в другом – ответы. Вопросов и ответов должно быть хотя бы в два раза больше, чем детей; конкурс на внимательность: детей делим на пары. Каждая пара встает друг напротив друга и внимательно оглядывает оппонента. Дальше дети разворачиваются друг к другу спиной и что-то меняют в себе (расстегивают пуговицу, закатывают рукав и т.д.). Но не больше трех изменений. Повернувшись, дети должны друг на друге заметить все перемены. пантомима: в этом испытании детям предстоит объясняться на языке жестов. Для этого стоит заранее приготовить в мешочке или конверте смешные фразы и понятия, которые дети по очереди будут объяснять; маскировка: делим детей на две команды и выдаем им по пакету с примерно одинаковым набором одежды. В набор могут входить пиджаки родителей, длинные юбки, туфли на каблуках, шляпы, темные очки, шарфы. Дети маскируют одного из членов своей команды. Игроки другой команды должны угадать, кто скрывается в «костюме»; секретное оружие: найти и уничтожить торт — цепочка подсказок, приводящая к холодильнику. Торт найден и уничтожается. Дети довольны. Итог приключения — вручение призов. Это может быть грамота об окончании Академии Шпионов и какой-нибудь «шпионский» атрибут (ручка-невидимка, темные очки, фонарик, подслушивающее устройство и т.д.) Для детей 4-7 лет можно устроить «Пиратскую вечеринку»: ведущими – капитаном Флинтом и доктором Айболитом — должны стать родители или старшие дети. Заранее нужно начертить условный план квартиры, используя понятные детям обозначения. Например, люстра – это солнце, шкаф – крепость, холодильник – айсберг, ванная комната – водопад или фонтан. Тогда и «зашифрованный путь» будет таков: встав под солнце, делаем пять шагов по направлению к крепости, поворачиваем налево и идем к водопаду … И тому подобное. В зависимости от того, на сколько частей вы порвете «карту», столько заданий и должны будут выполнить дети. Доктор Айболит: Здравствуйте, дети! Может быть, вы поможете мне? Этот хулиган Бармалей похитил все мои лекарства и даже трубочку, через которую я слушаю животики своих маленьких пациентов! Капитан Флинт: Господин Айболит, разве вы не видите, сколько здесь сегодня собралось бравых моряков! Поможем мы вам в вашем горе! Мне стало известно, что хулиган спрятал все ваши пилюли и пинцеты в укромном месте, начертил план, который разорвал на несколько частей! Вот тут нам придется попотеть! Все-таки я уверен, что все у нас получится! Ведь так, ребятки-пиратки?! А ну-ка, кто желает вступить в ряды славного пиратского братства? Стройся в линию! Конкурс первый: «Шарики на рее»: от стены до стены выкладывается полоса ткани или лента, изображающая рею. На ее противоположном конце подвешены воздушные шары (по числу участников). В шары вложены кусочки бумаги с разными изображениями, один из которых и будет фрагментом карты. Дети доходят до стены по «рее», лопают шарик и проверяют, что написано или нарисовано на бумаге. Так находится первый фрагмент карты. Конкурс второй: «Кто лишний на дне морском?»: необходима большая коробка, украшенная как морское дно. В нее кладем разные предметы, относящиеся к мореплаванию: игрушечные бинокль, подзорную трубу, якорь, рыбку, осьминога, компас, штурвал и т.д. Обязательно среди них должна быть матрешка, в которую вы и положите кусочек карты. Условия: с завязанными глазами ребенок достает игрушку и определяет, что же это такое. Затем ведущий спрашивает, какая из найденных вещей лишняя (не подходящая к остальным по назначению), и что придется ее обыскать – так и находится следующая часть карты. Третий конкурс: «Флотилия, на старт!» На противоположном конце комнаты стоят кораблики из газет по числу играющих. В них лежат разные листики, один из которых – кусочек карты. К кораблям привязаны шнурки. К концам шнурков привязаны карандаши. По сигналу дети начинают наматывать шнурки на карандаши, приближая к себе кораблики. Четвертый конкурс: «Загадочные бутылки» Все идут в ванную; здесь предварительно набрано воды и плавают разного размера пластиковые бутылки. Детям выдаются по две столовые ложки, или дуршлаг, или поварешки, при помощи которых они будут вылавливать каждый по бутылке, причем одновременно. Естественно, в одной из бутылок будет лежать часть карты. К тому же, в одну из бутылок положите поздравительный листочек для именинника. Конкурс пятый: «Оружейный запас» Игрок каждой команды должен добежать до корзины с «ядрами» (это будут разные мячики), взять одно «ядрышко» и вернуться обратно. Так продолжается до тех пор, пока все мячи не кончатся. На дне корзины и будет лежать последняя часть карты. Фрагменты карты складываются, и получается план, на котором указано место, где спрятана аптечка. Схема должна быть понятна детям. Саквояж Доктора можно начинить настоящими аспирином и градусником, но доложить туда по количеству детей что-нибудь: шоколад, гематоген, сок в 200-граммовых коробочках, драже, жвачку и т.д. Эти «лекарства» стоит подписать: «шоколадка для храбрости», «драже для громкого смеха», «жевательная резинка для верных друзей», «конфеты для поднятия пиратского тонуса», «сок из семи морей» и так далее. Для маленьких – простое и весёлое В празднике малышей взрослым надо принимать более активное участие, сценарий может немного меняться в зависимости от настроя детишек. Для детей (2-4) можно инсценировать сказку «Репка»: потребуются маски персонажей (7 масок). Кто кого будет изображать, решит жребий. Или устроить эстафету
Источник: