Как нельзя стыдить ребенка — « Как воспитывать ребенка»

Чувство стыда, когда хочется исчезнуть, убежать от гнетущего состояния, в большей или меньшей степени знакомо всем. Стыд — гамма негативных эмоций: страх, гнев, беззащитность. Поэтому вызывать это чувство у детей — не самая хорошая идея.

Стыд — «инструмент» воспитания?

Чувство стыда — один из показателей нравственной воспитанности, тормоз, удерживающий человека от неблаговидных поступков. Это чувство не врожденное: оно формируется примерно к трем годам и развивается в процессе взросления и воспитания.

Считается, что чувство стыда приводит к пониманию своих проступков и их отсутствию в будущем. Казалось бы, верное мнение, но от стыда в данном случае проку мало.

Например, школьник вместе с друзьями-одноклассниками, не решившись отказать им, сбежал с урока в кино. Отец, ругая сына, говорит: «Тебе должно быть стыдно, потому что ты тряпка, у тебя нет своего мнения».

В этом случае важнее объяснить ребенку, что чувствовал учитель, одноклассники, родители, чтобы донести до провинившегося суть инцидента, а не просто пристыдить и обидеть. Дети совершают много глупостей — надо учить их думать не только о мимолётных желаниях, но и просчитывать последствия.

Дошкольники всегда очень рады похвале. Когда они слышат «Как тебе не стыдно!», то понимают, что их противопоставляют «правильным» детям, и чувствуют себя изгнанными из общества тех, кто ведет себя правильно. И в этом основная «ценность» горького чувства: заставить члена общества соблюдать общепринятые нормы и правила.

Когда приходит понимание стыда

Стыдить дошкольника — бесполезное занятие. Главная задача мам и пап малышей — учить. Важно объяснять, как нужно было сделать правильно, делать вместе, показывать пример.

Ребенок подрастает и отправляется в детский сад. Там его знакомят с правилами поведения в коллективе, он узнает о том, что своим поведением он может подвести всю группу. И снова ребенок сталкивается с порицанием (теперь уже со стороны воспитателя) и насмешками друзей.

К чему это приводит? Ребенок чувствует страх, он беззащитен и бесправен перед взрослым, ему хочется спрятаться. Здесь совсем не до «извлечения» уроков и постижения правил и норм — малыш научится врать, изворачиваться, чтобы избежать унижения.

Взрослый человек старается соблюдать принятые стандарты поведения, законы, понятия: некоторые делают это «от души», некоторые — из страха наказания. У взрослого человека есть собственная система ценностей и представлений о хорошем и плохом. У ребенка такой системы еще нет, и стыд не является помощником в этом случае.

Разница между стыдом и виной

Грамотное воспитание позволяет сформировать у ребенка чувство ответственности за свое поведение и способность испытывать чувство вины, если он что-то сделал не так. Вина отличительна тем, что ребенок понимает, что он хороший, но поступил плохо, и это нужно исправить: извиниться, возместить ущерб, сделать для человека хорошее дело и исчерпать конфликт.

Чувствуя вину, человек способен раскаиваться, сожалея о том, что в определенный момент жизни сделать по-хорошему не удалось, что кому-то причинил неудобства или боль. И именно это обстоятельство нужно учитывать, объясняя ребенку его проступок. В нем скрыта подсказка, как исправить случившееся.

«Ты не собрал игрушки — мама расстроилась», — говорит взрослый, и ребенок находит выход из ситуации.

Что важно помнить родителю

  • Стыдить ребенка — все равно что пугать его. Из страха снова вызвать гнев он, возможно, поступит должным образом, но так и не поймет, что от него хотят. Учите ребенка, объясняйте ему, находите пути решения вместе.

  • Совесть формируется к семи годам — бесполезно призывать к ней раньше.

  • Чувство стыда — внутренний регулятор, который удерживает человека от плохих поступков. Это не инструмент для воспитания маленького ребенка.

Маргарита Прокопец

Чувство стыда, когда хочется исчезнуть, убежать от гнетущего состояния, в большей или меньшей степени знакомо всем. Стыд — гамма негативных эмоций: страх, гнев, беззащитность. Поэтому вызывать это чувство у детей — не самая хорошая идея. Стыд — «инструмент» воспитания? Чувство стыда — один из показателей нравственной воспитанности, тормоз, удерживающий человека от неблаговидных поступков. Это чувство не врожденное: оно формируется примерно к трем годам и развивается в процессе взросления и воспитания. Считается, что чувство стыда приводит к пониманию своих проступков и их отсутствию в будущем. Казалось бы, верное мнение, но от стыда в данном случае проку мало. Например, школьник вместе с друзьями-одноклассниками, не решившись отказать им, сбежал с урока в кино. Отец, ругая сына, говорит: «Тебе должно быть стыдно, потому что ты тряпка, у тебя нет своего мнения». В этом случае важнее объяснить ребенку, что чувствовал учитель, одноклассники, родители, чтобы донести до провинившегося суть инцидента, а не просто пристыдить и обидеть. Дети совершают много глупостей — надо учить их думать не только о мимолётных желаниях, но и просчитывать последствия. Дошкольники всегда очень рады похвале. Когда они слышат «Как тебе не стыдно!», то понимают, что их противопоставляют «правильным» детям, и чувствуют себя изгнанными из общества тех, кто ведет себя правильно. И в этом основная «ценность» горького чувства: заставить члена общества соблюдать общепринятые нормы и правила. Когда приходит понимание стыда Стыдить дошкольника — бесполезное занятие. Главная задача мам и пап малышей — учить. Важно объяснять, как нужно было сделать правильно, делать вместе, показывать пример. Ребенок подрастает и отправляется в детский сад. Там его знакомят с правилами поведения в коллективе, он узнает о том, что своим поведением он может подвести всю группу. И снова ребенок сталкивается с порицанием (теперь уже со стороны воспитателя) и насмешками друзей. К чему это приводит? Ребенок чувствует страх, он беззащитен и бесправен перед взрослым, ему хочется спрятаться. Здесь совсем не до «извлечения» уроков и постижения правил и норм — малыш научится врать, изворачиваться, чтобы избежать унижения. Взрослый человек старается соблюдать принятые стандарты поведения, законы, понятия: некоторые делают это «от души», некоторые — из страха наказания. У взрослого человека есть собственная система ценностей и представлений о хорошем и плохом. У ребенка такой системы еще нет, и стыд не является помощником в этом случае. Разница между стыдом и виной Грамотное воспитание позволяет сформировать у ребенка чувство ответственности за свое поведение и способность испытывать чувство вины, если он что-то сделал не так. Вина отличительна тем, что ребенок понимает, что он хороший, но поступил плохо, и это нужно исправить: извиниться, возместить ущерб, сделать для человека хорошее дело и исчерпать конфликт. Чувствуя вину, человек способен раскаиваться, сожалея о том, что в определенный момент жизни сделать по-хорошему не удалось, что кому-то причинил неудобства или боль. И именно это обстоятельство нужно учитывать, объясняя ребенку его проступок. В нем скрыта подсказка, как исправить случившееся. «Ты не собрал игрушки — мама расстроилась», — говорит взрослый, и ребенок находит выход из ситуации. Что важно помнить родителю Стыдить ребенка — все равно что пугать его. Из страха снова вызвать гнев он, возможно, поступит должным образом, но так и не поймет, что от него хотят. Учите ребенка, объясняйте ему, находите пути решения вместе. Совесть формируется к семи годам — бесполезно призывать к ней раньше. Чувство стыда — внутренний регулятор, который удерживает человека от плохих поступков. Это не инструмент для воспитания маленького ребенка. Маргарита Прокопец
Источник: redborisoff.ru

cinemaplayer