Ответственные родители знают, как важна свободная игра для развития ребенка. Посредством игрушек ребенок разыгрывает роли, жизненные ситуации и сюжеты, творит целые миры… А потом ложится спать, и все эти «миры» приходится убирать изо дня в день… Как же научить ребенка убирать за собой игрушки?
Кому это нужно?
Задайте себе вопрос: кому нужно, чтобы игрушки были убраны, – неужели ребенку? Конечно же, нет. Порядок в детской нужен, прежде всего, вам. Если так, то и убирайте игрушки самостоятельно, не требуя этого от малышей и не пристыжая их. В какой-то момент ребенок сам захочет вам помочь. Поддержите малыша в этом начинании – похвалите его. Сначала вообще только радуйтесь его участию и комментируйте свои действия: «мы убираем зайку в коробку. Спи, зайка. А теперь – мишку. Баю-бай, мишка. А теперь машинку – в гараж. Хорошо, и кубики мы кладем вот сюда. Хорошо!» Не разделяйте на «я убираю – ты убираешь». Только «мы»!
Настроение нужно поддерживать радостное, спокойное, но энергичное. Если малыш не присоединяется к вам, а просто играет рядом – не беда. Через некоторое время вы можете начать обращаться к нему с просьбами: «Передай мне, пожалуйста, вон тот кубик, принеси мне мишку» и т. д.
Когда веселая игра в уборку комнаты станет привычной и комфортной, можно начать предлагать прибраться вместе: «Давай вместе уберем игрушки», памятуя о том, что основную работу будете делать вы. Когда же работа закончена и воцарился порядок, не забудьте похвалить ребенка за помощь и окинуть взглядом изменившуюся детскую. Нужно обратить внимание ребенка на то, как хорошо и красиво стало после уборки.
Когда это возможно
Такой режим хорошо поддерживать до начальной школы, а то и позже, кроме случаев, когда ребенок готов заняться уборкой сам. По сути, ему нравится и так – с разбросанными игрушками, которые для него составляют некий фантазийный ландшафт.
Другое дело – уборка вместе с другом. Когда у вашего ребенка побывал гость, предупредите ребят за несколько минут, что нужно завершать игру. Вдвоем дети охотнее будут складывать игрушки, но, возможно, и вам придется присоединиться. Похвалите ребят. Если гостя заберут раньше, чем закончится уборка, – не беда: продолжите вместе со своим ребенком.
Но что если малыш неохотно наводит порядок? Здесь помогут вопросы: «Что ты будешь убирать – кубики или куклы?», «Кого сначала уложишь спать – мишек или книжки?». Придумайте мотивацию: «Если быстро приберемся, успеем посмотреть мультфильм».
Главное, никогда не используйте уборку в качестве наказания, и тогда складывание разбросанных игрушек не превратится в проблему. Также не стоит противопоставлять уборку каким-то более приятным занятиям: «Ну не будешь же ты весь день убираться, когда можно мультфильм посмотреть!»
Пусть складывание игрушек будет приятным и нескучным занятием, которое помогает позаботиться о любимых игрушках и сделать комнату красивее. Родителям не стоит нагнетать негативные эмоции – «Фу, как грязно!» – и не нервничать. Нужно, наоборот, концентрироваться на положительном: «Как здесь станет красиво и чисто после уборки!»
Если ребенок увлечен игрой, то предупредите его, что у него есть еще 15 минут до того, как начнется уборка. Можно даже завести будильник. Есть еще важный момент. Ребенок может не желать убирать игрушки не потому что ему лень, а потому что не хочет разрушать созданные им «миры». В таком случае уборку лучше сделать выборочно или вовсе отложить, пока хозяин «замка» из кубиков пожелает возвести что-то новое. Ведь то, что нам кажется беспорядком, может оказаться важной творческой средой. Берегите чувства ребенка и свои нервы.
Важен ли результат?
Работать только на результат – это тернистый путь разочарований. Главная задача – научить ребенка получать удовольствие от процесса, находить интересное и полезное в повседневности. Может быть, это странно звучит, но в будущем такое отношение к делу сослужит хорошую службу, и попросить ребенка сложить игрушки не станет проблемой.
Важно соблюдать два условия: совместная уборка и похвала. Даже если из-под дивана предательски выглядывает хвост игрушечной лисы, коробка для игрушек набита так, что сейчас из нее всё вывалится, а на полу остались незамеченными пара бумажек – обязательно хвалите ребенок за то, что он старался.
Поверьте, он научится. Приобретайте или изготавливайте красочные контейнеры, корзины и коробки для игрушек. Сделайте так, чтоб игрушки было действительно удобно складывать и хранить. Как только вы заметите, что активность всё больше переходит от вас к ребенку, становитесь наблюдателем. Здесь надо проявить сдержанность и не указывать на каждую вещь, советуя, как ее складывать.
Если, прибравшись самостоятельно пару раз, ваш ребенок и дальше не будет проявлять желания складывать игрушки самостоятельно, предложите ему сделать вам сюрприз. Естественно, вашей радости при виде любого результата не должно быть предела, а довести до совершенства можно вместе или в другой раз.
Когда ребенок станет старше, можно предложить ему такой метод самопроверки результата: он должен выйти из комнаты и снова войти. Войдя же, окинуть комнату критическим взглядом, словно он начальник и проверяет сделанную работу. Если недочеты обнаружены, то стоит их устранить. В конечном итоге уборка комнаты станет естественным и легким делом. А результат будет радовать и детей, и родителей.
Майя Ишметова
Ответственные родители знают, как важна свободная игра для развития ребенка. Посредством игрушек ребенок разыгрывает роли, жизненные ситуации и сюжеты, творит целые миры… А потом ложится спать, и все эти «миры» приходится убирать изо дня в день… Как же научить ребенка убирать за собой игрушки? Кому это нужно? Задайте себе вопрос: кому нужно, чтобы игрушки были убраны, – неужели ребенку? Конечно же, нет. Порядок в детской нужен, прежде всего, вам. Если так, то и убирайте игрушки самостоятельно, не требуя этого от малышей и не пристыжая их. В какой-то момент ребенок сам захочет вам помочь. Поддержите малыша в этом начинании – похвалите его. Сначала вообще только радуйтесь его участию и комментируйте свои действия: «мы убираем зайку в коробку. Спи, зайка. А теперь – мишку. Баю-бай, мишка. А теперь машинку – в гараж. Хорошо, и кубики мы кладем вот сюда. Хорошо!» Не разделяйте на «я убираю – ты убираешь». Только «мы»! Настроение нужно поддерживать радостное, спокойное, но энергичное. Если малыш не присоединяется к вам, а просто играет рядом – не беда. Через некоторое время вы можете начать обращаться к нему с просьбами: «Передай мне, пожалуйста, вон тот кубик, принеси мне мишку» и т. д. Когда веселая игра в уборку комнаты станет привычной и комфортной, можно начать предлагать прибраться вместе: «Давай вместе уберем игрушки», памятуя о том, что основную работу будете делать вы. Когда же работа закончена и воцарился порядок, не забудьте похвалить ребенка за помощь и окинуть взглядом изменившуюся детскую. Нужно обратить внимание ребенка на то, как хорошо и красиво стало после уборки. Когда это возможно Такой режим хорошо поддерживать до начальной школы, а то и позже, кроме случаев, когда ребенок готов заняться уборкой сам. По сути, ему нравится и так – с разбросанными игрушками, которые для него составляют некий фантазийный ландшафт. Другое дело – уборка вместе с другом. Когда у вашего ребенка побывал гость, предупредите ребят за несколько минут, что нужно завершать игру. Вдвоем дети охотнее будут складывать игрушки, но, возможно, и вам придется присоединиться. Похвалите ребят. Если гостя заберут раньше, чем закончится уборка, – не беда: продолжите вместе со своим ребенком. Но что если малыш неохотно наводит порядок? Здесь помогут вопросы: «Что ты будешь убирать – кубики или куклы?», «Кого сначала уложишь спать – мишек или книжки?». Придумайте мотивацию: «Если быстро приберемся, успеем посмотреть мультфильм». Главное, никогда не используйте уборку в качестве наказания, и тогда складывание разбросанных игрушек не превратится в проблему. Также не стоит противопоставлять уборку каким-то более приятным занятиям: «Ну не будешь же ты весь день убираться, когда можно мультфильм посмотреть!» Пусть складывание игрушек будет приятным и нескучным занятием, которое помогает позаботиться о любимых игрушках и сделать комнату красивее. Родителям не стоит нагнетать негативные эмоции – «Фу, как грязно!» – и не нервничать. Нужно, наоборот, концентрироваться на положительном: «Как здесь станет красиво и чисто после уборки!» Если ребенок увлечен игрой, то предупредите его, что у него есть еще 15 минут до того, как начнется уборка. Можно даже завести будильник. Есть еще важный момент. Ребенок может не желать убирать игрушки не потому что ему лень, а потому что не хочет разрушать созданные им «миры». В таком случае уборку лучше сделать выборочно или вовсе отложить, пока хозяин «замка» из кубиков пожелает возвести что-то новое. Ведь то, что нам кажется беспорядком, может оказаться важной творческой средой. Берегите чувства ребенка и свои нервы. Важен ли результат? Работать только на результат – это тернистый путь разочарований. Главная задача – научить ребенка получать удовольствие от процесса, находить интересное и полезное в повседневности. Может быть, это странно звучит, но в будущем такое отношение к делу сослужит хорошую службу, и попросить ребенка сложить игрушки не станет проблемой. Важно соблюдать два условия: совместная уборка и похвала. Даже если из-под дивана предательски выглядывает хвост игрушечной лисы, коробка для игрушек набита так, что сейчас из нее всё вывалится, а на полу остались незамеченными пара бумажек – обязательно хвалите ребенок за то, что он старался. Поверьте, он научится. Приобретайте или изготавливайте красочные контейнеры, корзины и коробки для игрушек. Сделайте так, чтоб игрушки было действительно удобно складывать и хранить. Как только вы заметите, что активность всё больше переходит от вас к ребенку, становитесь наблюдателем. Здесь надо проявить сдержанность и не указывать на каждую вещь, советуя, как ее складывать. Если, прибравшись самостоятельно пару раз, ваш ребенок и дальше не будет проявлять желания складывать игрушки самостоятельно, предложите ему сделать вам сюрприз. Естественно, вашей радости при виде любого результата не должно быть предела, а довести до совершенства можно вместе или в другой раз. Когда ребенок станет старше, можно предложить ему такой метод самопроверки результата: он должен выйти из комнаты и снова войти. Войдя же, окинуть комнату критическим взглядом, словно он начальник и проверяет сделанную работу. Если недочеты обнаружены, то стоит их устранить. В конечном итоге уборка комнаты станет естественным и легким делом. А результат будет радовать и детей, и родителей. Майя Ишметова
Источник: