Потешки и прибаутки, колыбельные, пословицы и поговорки, загадки и сказки окружают малыша с рождения. Родители используют детский фольклор интуитивно, не задумываясь о том, какую пользу он несёт в воспитании и умственном развитии ребёнка.
Познание мира и эмоциональный интеллект
Маленький ребёнок ограничен в способах познания мира. Максим Горький считал, что «ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законны». Поэтому на первый план в обучении в раннем возрасте выходят самые простые игры – потешки и прибаутки. Сопутствующие им действия и поступки – поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков, хлопки – ещё нельзя назвать исследованием окружающей среды, но именно с них начинается подготовительный этап, который в чуть более позднем возрасте перерастёт в полноценные игры.
Ритмический строй первых детских фольклорных произведений, мелодичная родительская речь и весёлые действия направлены, прежде всего, на установление эмоционального контакта между малышом и взрослым. Ребёнок ещё не понимает значение услышанных слов, но уже учится различать эмоции.
Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить», ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта отмечает, что «в первую очередь, развитие социального эмоционального интеллекта и в целом эмоционального развития ребёнка происходит за счёт интонации — ребёнок улавливает и интонацию, и выражение лица уже с самого раннего возраста. Также игры-потешки интересны тем, что они часто сопровождаются движениями, а это развитие моторики, которое напрямую влияет на эмоциональное и когнитивное развитие. И, конечно, потешки — это голос и прикосновение мамы, папы, бабушки. Взрослые «включены» в ребёнка, дарят ему своё внимание, любовь, эмоции, прикосновения. Для детей это основа, которая создаёт доверие к миру, формирующееся в первый год жизни. Поэтому игры-потешки — это один из лучших способов сформировать правильную базу для развития социального эмоционального интеллекта».
Развитие речи и памяти
Малые фольклорные формы выделяются разнообразием ритмов, богатством лексики и регулярностью повторения. Благодаря этому ребёнок непроизвольно запоминает простые по форме фразы, которые воспринимает как часть игры. Потешки становятся первыми выученными наизусть стихами, даже если родители такой целью вовсе и не задавались.
Богатство образов, яркость и необычность используемых слов поначалу могут быть непривычны малышу, далеко не всё ему будет понятно. Задача родителей – объяснять смысл сказанного, рассказывать историю о каждой пословице или поговорке. Таким образом пополняется словарный запас ребёнка. Психологи и педагоги сходятся во мнении, что, чем раньше начинается знакомство с народным творчеством, и чем чаще родители занимаются с малышом, тем больше вероятность того, что он раньше начнёт говорить, описывать словами свои мысли и эмоции.
Установление режима и повышение самооценки
Проблемы со сном и питанием, излишней возбудимостью малыша напрямую зависят от режима дня, сформировать который порой бывает не так-то просто. Ребёнок не захотел есть, потом – мыться, не лёг вовремя спать, и с таким трудом установленный родителями график сбивается буквально за вечер. Исправить положение тоже помогут потешки и прибаутки. Они не только отвлекут от капризов и слёз, но и напоминают о ритуале:
«Умница Катенька ешь кашку сладеньку…»
«Ай ту-ту-ту-ту не вари кашу круту…»
«Вот и звери спят…»
«Спи, усни дитя Ванюшенька…»
Чтобы малыш привыкал к нормам гигиены, опрятности и самостоятельному совершению простых процедур, таких, как расчёсывание или умывание, тоже придумано множество присказок:
«Ай лады, лады, лады не боимся мы воды…»
«Кран, откройся, нос умойся…»
«Чистая водичка моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Алёшке»
«Расти коса до пояса…»
И уж совсем неочевидная польза большинства присказок – повышение самооценки ребёнка практически с младенчества. Дело в том, что во многих потешках упоминаются имена, причём родители легко заменяют их на имя малыша в ласкательной форме. Дети начинают осознавать себя, понимать, что стихотворение сложено о них, в их честь, а значит, они – самостоятельная личность. На первых порах это происходит бессознательно, но потом мысль о том, что он заслуживает уважения и внимания взрослых, что он ценен и важен, становится нормой.
Логика и определение смысла слов
Ещё один способ развить речь, а заодно и логику – загадки. Они удивительны тем, что всегда связаны с окружающей действительностью. А значит, малыш не просто ищет ответ, но одновременно познаёт мир, причём, не с чужих слов, а благодаря собственной мыслительной деятельности. Отгадывая загадки, дети учатся выстраивать связи между объектами из своей обычной жизни, анализировать и обобщать, находить общие свойства предметов. Кроме того, некоторые понятия в русском языке многозначны, а в загадках используется переносное значение слова, поэтому дети учатся распознавать, какой из смыслов подходит в данной ситуации.
Песни и музыка
С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться. Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг. Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором. Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара».
Морально-нравственные ориентиры
Самый сложный для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования. Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть. Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории.
Сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам малыш в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил. В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона –основах морали и нравственности. Сказка дарит малышу веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений. Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час».
Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение. Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании.
Мария Степанова
Потешки и прибаутки, колыбельные, пословицы и поговорки, загадки и сказки окружают малыша с рождения. Родители используют детский фольклор интуитивно, не задумываясь о том, какую пользу он несёт в воспитании и умственном развитии ребёнка. Познание мира и эмоциональный интеллект Маленький ребёнок ограничен в способах познания мира. Максим Горький считал, что «ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законны». Поэтому на первый план в обучении в раннем возрасте выходят самые простые игры – потешки и прибаутки. Сопутствующие им действия и поступки – поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков, хлопки – ещё нельзя назвать исследованием окружающей среды, но именно с них начинается подготовительный этап, который в чуть более позднем возрасте перерастёт в полноценные игры. Ритмический строй первых детских фольклорных произведений, мелодичная родительская речь и весёлые действия направлены, прежде всего, на установление эмоционального контакта между малышом и взрослым. Ребёнок ещё не понимает значение услышанных слов, но уже учится различать эмоции. Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить», ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта отмечает, что «в первую очередь, развитие социального эмоционального интеллекта и в целом эмоционального развития ребёнка происходит за счёт интонации — ребёнок улавливает и интонацию, и выражение лица уже с самого раннего возраста. Также игры-потешки интересны тем, что они часто сопровождаются движениями, а это развитие моторики, которое напрямую влияет на эмоциональное и когнитивное развитие. И, конечно, потешки — это голос и прикосновение мамы, папы, бабушки. Взрослые «включены» в ребёнка, дарят ему своё внимание, любовь, эмоции, прикосновения. Для детей это основа, которая создаёт доверие к миру, формирующееся в первый год жизни. Поэтому игры-потешки — это один из лучших способов сформировать правильную базу для развития социального эмоционального интеллекта». Развитие речи и памяти Малые фольклорные формы выделяются разнообразием ритмов, богатством лексики и регулярностью повторения. Благодаря этому ребёнок непроизвольно запоминает простые по форме фразы, которые воспринимает как часть игры. Потешки становятся первыми выученными наизусть стихами, даже если родители такой целью вовсе и не задавались. Богатство образов, яркость и необычность используемых слов поначалу могут быть непривычны малышу, далеко не всё ему будет понятно. Задача родителей – объяснять смысл сказанного, рассказывать историю о каждой пословице или поговорке. Таким образом пополняется словарный запас ребёнка. Психологи и педагоги сходятся во мнении, что, чем раньше начинается знакомство с народным творчеством, и чем чаще родители занимаются с малышом, тем больше вероятность того, что он раньше начнёт говорить, описывать словами свои мысли и эмоции. Установление режима и повышение самооценки Проблемы со сном и питанием, излишней возбудимостью малыша напрямую зависят от режима дня, сформировать который порой бывает не так-то просто. Ребёнок не захотел есть, потом – мыться, не лёг вовремя спать, и с таким трудом установленный родителями график сбивается буквально за вечер. Исправить положение тоже помогут потешки и прибаутки. Они не только отвлекут от капризов и слёз, но и напоминают о ритуале: «Умница Катенька ешь кашку сладеньку…» «Ай ту-ту-ту-ту не вари кашу круту…» «Вот и звери спят…» «Спи, усни дитя Ванюшенька…» Чтобы малыш привыкал к нормам гигиены, опрятности и самостоятельному совершению простых процедур, таких, как расчёсывание или умывание, тоже придумано множество присказок: «Ай лады, лады, лады не боимся мы воды…» «Кран, откройся, нос умойся…» «Чистая водичка моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Алёшке» «Расти коса до пояса…» И уж совсем неочевидная польза большинства присказок – повышение самооценки ребёнка практически с младенчества. Дело в том, что во многих потешках упоминаются имена, причём родители легко заменяют их на имя малыша в ласкательной форме. Дети начинают осознавать себя, понимать, что стихотворение сложено о них, в их честь, а значит, они – самостоятельная личность. На первых порах это происходит бессознательно, но потом мысль о том, что он заслуживает уважения и внимания взрослых, что он ценен и важен, становится нормой. Логика и определение смысла слов Ещё один способ развить речь, а заодно и логику – загадки. Они удивительны тем, что всегда связаны с окружающей действительностью. А значит, малыш не просто ищет ответ, но одновременно познаёт мир, причём, не с чужих слов, а благодаря собственной мыслительной деятельности. Отгадывая загадки, дети учатся выстраивать связи между объектами из своей обычной жизни, анализировать и обобщать, находить общие свойства предметов. Кроме того, некоторые понятия в русском языке многозначны, а в загадках используется переносное значение слова, поэтому дети учатся распознавать, какой из смыслов подходит в данной ситуации. Песни и музыка С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться. Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг. Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором. Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара». Морально-нравственные ориентиры Самый сложный для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования. Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть. Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории. Сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам малыш в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил. В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона –основах морали и нравственности. Сказка дарит малышу веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений. Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час». Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение. Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании. Мария Степанова
Источник: