Готовность к школе — «Ребенок»

Современные родители будущих первоклассников задаются вопросом, как подготовить ребёнка к школе, за несколько лет до поступления. И это правильный подход. Научить человека читать, писать и считать можно достаточно быстро, а вот помочь ему адаптироваться к новой жизни с непривычными правилами, нагрузками и режимом – куда более сложная задача.

Готовность к школе рассматривается педагогами и детскими психологами как «созревание» по ряду критериев. Мы расскажем, в чём заключается готовность ребёнка к школьной жизни и как не ошибиться в принятии решения о поступлении в школу.

Интеллектуальная готовность

Это необходимый критерий для того, чтобы понять, осилит ли ребёнок достаточно интенсивную школьную программу. Интеллектуальная готовность – это не столько знание букв, цифр и действий с ними, сколько развитое мышление:

• базовое представление об окружающем мире;

• развитая речь, хороший словарный запас для свободного выражения мыслей;

• умение находить логические связи, признаки сходства/различия между предметами и явлениями;

• способность понимать, принимать инструкции взрослого, следовать им;

• умение запоминать, а затем применять накопленные знания.

Получить стартовые предметные знания, такие как рисование простых предметов, чтение по слогам, счёт в пределах десяти и т.п. можно в ходе обычных домашних или детсадовских занятий, здоровым детям это не представляет особого труда. Некоторые школы имеют свои требования при поступлении, тогда нужно готовиться, учитывая их.

Социальная готовность

Бывает так, что интеллектуальная база у ребёнка отличная, но он не может проявить себя в новой среде. Часто это происходит из-за того, что дети проводят большую часть времени в кругу семьи, мало общаются со сверстниками. В итоге родители сталкиваются с проблемой, как подготовить к школе «домашнего» ребёнка.

Социальная готовность включает в себя следующие умения:

• Навыки общения со сверстниками. Ребёнок хочет общаться, умеет налаживать отношения, вступать в конфликты и разрешать их, уступать и договариваться.

• Признание авторитета взрослого. Ребёнок понимает, что в роли ученика он должен слушать учителя, обязательно выполнять его задания.

Если навыки общения достаточно развиты, будущий школьник будет комфортно чувствовать себя в коллективе и не пострадает из-за разлуки с семьёй.

Личностная и эмоционально-волевая готовность

Готовый к школе ребёнок мотивирован туда идти. Конечно, он не до конца осознаёт масштаб изменений, но понимает, что в школе сможет проявить свои лучшие качества, хочет узнать новое об окружающем мире, научиться интересным вещам. Психологи называют это «внутренней позицией школьника». Самое время подкрепить желание малыша стать более взрослым и самостоятельным, это поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям. Уверенность в себе также станет для ребёнка подспорьем в проработке слабых сторон.

Кроме внутренней мотивации к учёбе, психологически «созревший» к школе ребёнок умеет:

• управлять своими эмоциями, поведением;

• удерживать внимание в течение 15-20 минут;

• принимать и переживать возможные неудачи;

• проявлять самостоятельность и дисциплинированность;

• доводить начатое до конца, несмотря на трудности.

Физиологическая готовность

Если ребёнок физически не развит, он не сможет без последствий для осанки долго сидеть за партой, будет с трудом успевать за школьной программой из-за быстрой утомляемости. Очень важна развитая мелкая моторика, чтобы правильно держать ручку или карандаш, проводить чёткие линии, научиться аккуратно писать. Если руки банально «не слушаются», у малыша пропадает мотивация стараться дальше.

Не менее важна и крупная моторика, которая развивается во время активного движения. Частый совет родителям от психолога: если вы решили подготовить к школе ребёнка 6 лет, разрешите ему в этот последний «свободный» год много бегать, прыгать, лазать вместо бесконечных занятий письмом с чтением. Если будущий первоклассник хорошо физически развит, ему легче адаптироваться к изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок. Это положительно влияет на успехи в учёбе.

Как родителям подготовить ребёнка к школе

Как можно понять из перечисленных критериев готовности ребёнка к школе, основная роль родителей в этой подготовке – игра, общение, знакомство малыша с обществом и окружающим миром. Конечно, нужно заниматься обучением, можно даже отправить дошкольника на подготовительные курсы, чтобы он получил основные предметные навыки. Но прицельное «натаскивание» не должно занимать всё время.

• Родителям важно зародить в ребёнке интерес к учёбе, пробудить в нём внутреннюю мотивацию. Больше общайтесь, отвечайте на вопросы, используйте по-настоящему интересные учебные пособия. Некоторые энциклопедии подходят для подготовки ребёнка к школе уже с 5 лет, при этом не только служат для запоминания фактов, но и многосторонне развивают с помощью увлекательных заданий, самоделок, наблюдений за живой природой и даже подвижных игр.

Тематические лэпбуки помогут в игровой форме заложить базовые знания. Книги-панорамки обязательно пробудят интерес юного исследователя. Подготовиться к изучению иностранного языка будет легко с помощью интерактивных книг с озвучкой от профессиональных дикторов.

• Обучайтесь через повседневное исследование окружающего мира. На прогулках читайте яркие вывески, считайте всё, что можно: дома, машины, голубей. Дома чаще поручайте малышу бытовые обязанности, чтобы обучить его самостоятельности и организованности.

• Создайте условия для гармоничного физического развития. Дома организуйте спортивный уголок, а уже с 2-3 лет малышу можно купить беговел, чтобы развивать ловкость, скорость, координацию движений.

• Чтобы научить ребёнка связно выражать свои мысли, обсуждайте прочитанное и просмотренное. Это хорошо обучает элементарному анализу, запоминанию и пересказу.

• Социальные навыки отлично прорабатываются с помощью настольных игр для нескольких человек. Это отличный способ научить детей общаться, переживать неудачи, проявлять терпение.

• В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая, а лучшего способа совместить обучение и игру, чем собирание пазлов, просто нет. Например, пазл на внимательность поможет развить терпение, усидчивость, мелкую моторику, а также память, пространственное и логическое мышление. Развивающий пазл научит малыша базовым понятиям, которые необходимо знать каждому будущему первокласснику, а также разовьёт умение логически мыслить.

• Пополняя список того, что купить к школе, кроме необходимой канцелярии не забудьте о важных мелочах. Например, оригинальный ланч-бокс для перекусов на перемене или магнитный планер со списком важных дел.

• Как можно раньше начните хотя бы примерно придерживаться школьного режима дня, чтобы малышу было проще адаптироваться.

Готовясь к школе, не злитесь, когда ребёнок чего-то не понимает или не запоминает. Проявите участие и поддержку, тогда будущий первоклассник будет ждать нового этапа своей жизни с радостным волнением.

Современные родители будущих первоклассников задаются вопросом, как подготовить ребёнка к школе, за несколько лет до поступления. И это правильный подход. Научить человека читать, писать и считать можно достаточно быстро, а вот помочь ему адаптироваться к новой жизни с непривычными правилами, нагрузками и режимом – куда более сложная задача. Готовность к школе рассматривается педагогами и детскими психологами как «созревание» по ряду критериев. Мы расскажем, в чём заключается готовность ребёнка к школьной жизни и как не ошибиться в принятии решения о поступлении в школу. Интеллектуальная готовность Это необходимый критерий для того, чтобы понять, осилит ли ребёнок достаточно интенсивную школьную программу. Интеллектуальная готовность – это не столько знание букв, цифр и действий с ними, сколько развитое мышление: • базовое представление об окружающем мире; • развитая речь, хороший словарный запас для свободного выражения мыслей; • умение находить логические связи, признаки сходства/различия между предметами и явлениями; • способность понимать, принимать инструкции взрослого, следовать им; • умение запоминать, а затем применять накопленные знания. Получить стартовые предметные знания, такие как рисование простых предметов, чтение по слогам, счёт в пределах десяти и т.п. можно в ходе обычных домашних или детсадовских занятий, здоровым детям это не представляет особого труда. Некоторые школы имеют свои требования при поступлении, тогда нужно готовиться, учитывая их. Социальная готовность Бывает так, что интеллектуальная база у ребёнка отличная, но он не может проявить себя в новой среде. Часто это происходит из-за того, что дети проводят большую часть времени в кругу семьи, мало общаются со сверстниками. В итоге родители сталкиваются с проблемой, как подготовить к школе «домашнего» ребёнка. Социальная готовность включает в себя следующие умения: • Навыки общения со сверстниками. Ребёнок хочет общаться, умеет налаживать отношения, вступать в конфликты и разрешать их, уступать и договариваться. • Признание авторитета взрослого. Ребёнок понимает, что в роли ученика он должен слушать учителя, обязательно выполнять его задания. Если навыки общения достаточно развиты, будущий школьник будет комфортно чувствовать себя в коллективе и не пострадает из-за разлуки с семьёй. Личностная и эмоционально-волевая готовность Готовый к школе ребёнок мотивирован туда идти. Конечно, он не до конца осознаёт масштаб изменений, но понимает, что в школе сможет проявить свои лучшие качества, хочет узнать новое об окружающем мире, научиться интересным вещам. Психологи называют это «внутренней позицией школьника». Самое время подкрепить желание малыша стать более взрослым и самостоятельным, это поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям. Уверенность в себе также станет для ребёнка подспорьем в проработке слабых сторон. Кроме внутренней мотивации к учёбе, психологически «созревший» к школе ребёнок умеет: • управлять своими эмоциями, поведением; • удерживать внимание в течение 15-20 минут; • принимать и переживать возможные неудачи; • проявлять самостоятельность и дисциплинированность; • доводить начатое до конца, несмотря на трудности. Физиологическая готовность Если ребёнок физически не развит, он не сможет без последствий для осанки долго сидеть за партой, будет с трудом успевать за школьной программой из-за быстрой утомляемости. Очень важна развитая мелкая моторика, чтобы правильно держать ручку или карандаш, проводить чёткие линии, научиться аккуратно писать. Если руки банально «не слушаются», у малыша пропадает мотивация стараться дальше. Не менее важна и крупная моторика, которая развивается во время активного движения. Частый совет родителям от психолога: если вы решили подготовить к школе ребёнка 6 лет, разрешите ему в этот последний «свободный» год много бегать, прыгать, лазать вместо бесконечных занятий письмом с чтением. Если будущий первоклассник хорошо физически развит, ему легче адаптироваться к изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок. Это положительно влияет на успехи в учёбе. Как родителям подготовить ребёнка к школе Как можно понять из перечисленных критериев готовности ребёнка к школе, основная роль родителей в этой подготовке – игра, общение, знакомство малыша с обществом и окружающим миром. Конечно, нужно заниматься обучением, можно даже отправить дошкольника на подготовительные курсы, чтобы он получил основные предметные навыки. Но прицельное «натаскивание» не должно занимать всё время. • Родителям важно зародить в ребёнке интерес к учёбе, пробудить в нём внутреннюю мотивацию. Больше общайтесь, отвечайте на вопросы, используйте по-настоящему интересные учебные пособия. Некоторые энциклопедии подходят для подготовки ребёнка к школе уже с 5 лет, при этом не только служат для запоминания фактов, но и многосторонне развивают с помощью увлекательных заданий, самоделок, наблюдений за живой природой и даже подвижных игр. Тематические лэпбуки помогут в игровой форме заложить базовые знания. Книги-панорамки обязательно пробудят интерес юного исследователя. Подготовиться к изучению иностранного языка будет легко с помощью интерактивных книг с озвучкой от профессиональных дикторов. • Обучайтесь через повседневное исследование окружающего мира. На прогулках читайте яркие вывески, считайте всё, что можно: дома, машины, голубей. Дома чаще поручайте малышу бытовые обязанности, чтобы обучить его самостоятельности и организованности. • Создайте условия для гармоничного физического развития. Дома организуйте спортивный уголок, а уже с 2-3 лет малышу можно купить беговел, чтобы развивать ловкость, скорость, координацию движений. • Чтобы научить ребёнка связно выражать свои мысли, обсуждайте прочитанное и просмотренное. Это хорошо обучает элементарному анализу, запоминанию и пересказу. • Социальные навыки отлично прорабатываются с помощью настольных игр для нескольких человек. Это отличный способ научить детей общаться, переживать неудачи, проявлять терпение. • В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая, а лучшего способа совместить обучение и игру, чем собирание пазлов, просто нет. Например, пазл на внимательность поможет развить терпение, усидчивость, мелкую моторику, а также память, пространственное и логическое мышление. Развивающий пазл научит малыша базовым понятиям, которые необходимо знать каждому будущему первокласснику, а также разовьёт умение логически мыслить. • Пополняя список того, что купить к школе, кроме необходимой канцелярии не забудьте о важных мелочах. Например, оригинальный ланч-бокс для перекусов на перемене или магнитный планер со списком важных дел. • Как можно раньше начните хотя бы примерно придерживаться школьного режима дня, чтобы малышу было проще адаптироваться. Готовясь к школе, не злитесь, когда ребёнок чего-то не понимает или не запоминает. Проявите участие и поддержку, тогда будущий первоклассник будет ждать нового этапа своей жизни с радостным волнением.
Источник: redborisoff.ru

cinemaplayer