В школу приходят разные дети: подготовленные и не очень, медлительные, шустрые и чересчур шустрые. Последняя категория доставляет больше всего хлопот родителям и педагогам. Таких называют гиперактивными.
Справедливости ради нужно отметить, что под этот ярлык часто подводят обычных детей, потому что в норме ребенок должен прыгать, бегать, шуметь, кричать, баловаться, «совать свой нос» в чужие дела, требовать чего-то, не подчиняться, подчиняться и идти на компромиссы с взрослыми. Однако большинству взрослых хочется, чтобы дети были серьезны и сосредоточены, не шалили, самостоятельно делали уроки и беспрекословно слушались. Любое отклонение от представлений взрослых воспринимается как отклонение от нормы.
- В чем проявляется детская гиперактивность?
- Проявления детской гиперактивности
- Ошибки взрослых в общении с гиперактивными детьми
- Ошибка 1. Наказание ребенка за излишнюю активность.
- Ошибка 2. Лишение ребенка двигательной активности.
- Ошибка 3. Давать детям возможность постоянно двигаться.
- Как помочь гипеарктивному ребенку
В чем проявляется детская гиперактивность?
Гиперактивность характеризуется приставкой «сверх». Эти дети имеют повышенную потребность в движении, они очень активны, громко говорят, реагируют на малейшие раздражители.
Гиперактивность – преобладание процесса возбуждения над торможением. В норме эти противоположные процессы занимают приблизительно одно время (с небольшими отклонениями в ту или иную сторону). Возбуждение у гиперактивных детей возникает очень быстро, практически мгновенно, а вот процесс торможения занимает длительное время.
В качестве примера рассмотрим ситуацию. В обычном классе проводится контрольная работа. Дети увлечены решением заданий, как вдруг мимо окна пролетает большой красный воздушный шар. Как поведут себя дети?
-
Абсолютное большинство детей (2/3) отреагируют на нестандартную ситуацию поворотом головы, междометиями, комментариями. Когда шар исчезнет, они продолжат свою деятельность.
-
Найдутся дети, которые даже не обратят внимания на происшествие или обратят, но неохотно и далеко не сразу. При этом они быстро вернутся к занятию, от которого отвлеклись.
-
Но найдется и тот, кто при первом появлении «сорвется» с места, подбежит к окну и будет наблюдать за предметом, пока он не скроется из виду. Вернуться к выполнению заданий такому ребенку будет сложно.
В первом случае процессы возбуждения примерно равны процессам торможения. Во втором случае наблюдается преобладание процесса торможения, когда дети очень увлечены и сосредоточены на деятельности. Третий случай – классический пример гиперактивного ребенка.
Проявления детской гиперактивности
Выявить гиперактивного ребенка среди сверстников несложно. Однако часто ярлыком «гиперактивность» взрослые оправдывают обычную детскую невоспитанность. Нужно четко определять гиперактивность по некоторым типичным показателям:
- Легкая отвлекаемость от любого вида деятельности, даже самой интересной. Дети переключаются от занятия к занятию.
- Быстрая возбудимость, моментальная включаемость в любые активные виды деятельности.
- Громкая речь, обычно быстрая.
- На письме дети делают типичные ошибки:
- не ставят знаки препинания;
- не дописывают слова;
- уподобляют слоги: «момоток» вместо «молоток» и т.д.
- часто исправляют текст без улучшения качества.
- Совершают множество ненужных движений.
- Постоянно что-то роняют или теряют.
- Речь нечеткая и сбивчивая, связная монологическая речь вызывает сложности.
- Ребенок имеет неопрятный внешний вид и не способен его контролировать в течение дня.
- Ребенка часто окружает беспорядок: на столе, в комнате, шкафу, портфеле.
Это побочные характеристики гиперактивного ребенка. Главная особенность гиперактивности – высокая потребность в движении, которая обусловлена физиологически. Ребенок просто не может обходиться без движения. Контроль своих двигательных реакций одновременно с подавлением потребности в движении вызывает у ребенка очень сильное нервное напряжение.
Диагностировать гиперактивность могут врачи-невропатологи с помощью специальных тестовых методик. Однако мало кто обращается за помощью к специалисту. Чаще всего гиперактивный ребенок вынужден приспосабливаться к условиям среды самостоятельно, что далеко не всегда происходит благополучно.
Ошибки взрослых в общении с гиперактивными детьми
Ошибка 1. Наказание ребенка за излишнюю активность.
Это самое распространенное явление. Часто можно слышать замечание взрослых: «не вертись», «не ерзай», «не чешись» и др. Чаще всего эти замечания не приводят к результатам, а просто переводят ребенка от одних действий к другим. Можно наказать жаждущего за желание пить? Ответ на этот вопрос соответствует отношению к гиперактивному ребенку.
Ошибка 2. Лишение ребенка двигательной активности.
Бытует неверное мнение, что гиперактивного ребенка нельзя перевозбуждать. По этой причине родители привозят ребенка в школу на машине, а учителя стараются лишить его активности на переменах. Это в корне неправильно. Гиперактивный ребенок должен реализовывать свою потребность в движении.
Ошибка 3. Давать детям возможность постоянно двигаться.
Это обратная реакция, когда взрослые дают гиперактивному ребенку полную свободу движений. Ребенка нужно учить жить со своей гиперактивностью, контролируя её. Для этого нужно постепенно увеличивать отрезки времени, в течение которого ребенок должен самостоятельно контролировать свое поведение.
Как помочь гипеарктивному ребенку
Гиперактивный ребенок доставляет немало хлопот окружающим. Но ему самому непросто. Он прекрасно понимает, что не оправдывает надежд, понимает, что вызывает беспокойство, делает нелепые ошибки и получает невысокие отметки. Гиперактивному ребенку нужно помочь.
Во-первых, обеспечьте ребенку выход двигательной энергии. Большую подвижность могут обеспечить детям занятия в спортивных кружках и секциях, танцевальных студиях.
Во-вторых, создайте детям повседневные условия для выхода энергии: зарядка, пешая прогулка до школы, игры средней подвижности на переменах, движение во время урока: помощь в раздаче оборудования на уроке и т.д.
В-третьих, запланируйте в режиме дня двигательный перерыв между школьными уроками и выполнением домашних заданий.
В-четвертых, обратите внимание на питание ребенка. Включите в рацион продукты, требующие энергии для переваривания (орехи, мясо и др.).
В-пятых, проводите занятия по развитию концентрации внимания. Каждый раз усложняйте задание.
В-шестых, учите детей доводить свою деятельность до конца (решить задачу, дорисовать рисунок).
В-седьмых, учите детей контролировать свой внешний вид и порядок вокруг себя.
Гиперактивность ребенка не приговор, а детская проблема, которую нужно решать. Ребенок должен учиться контролировать свое поведение, а для этого нужна помощь взрослых. Правильно организованная жизнь школьника и поддержка взрослых постепенно приведут к положительным результатам: из гиперактивного школьника вырастет активная энергичная личность.
Светлана Садова
В школу приходят разные дети: подготовленные и не очень, медлительные, шустрые и чересчур шустрые. Последняя категория доставляет больше всего хлопот родителям и педагогам. Таких называют гиперактивными. Справедливости ради нужно отметить, что под этот ярлык часто подводят обычных детей, потому что в норме ребенок должен прыгать, бегать, шуметь, кричать, баловаться, «совать свой нос» в чужие дела, требовать чего-то, не подчиняться, подчиняться и идти на компромиссы с взрослыми. Однако большинству взрослых хочется, чтобы дети были серьезны и сосредоточены, не шалили, самостоятельно делали уроки и беспрекословно слушались. Любое отклонение от представлений взрослых воспринимается как отклонение от нормы. В чем проявляется детская гиперактивность? Гиперактивность характеризуется приставкой «сверх». Эти дети имеют повышенную потребность в движении, они очень активны, громко говорят, реагируют на малейшие раздражители. Гиперактивность – преобладание процесса возбуждения над торможением. В норме эти противоположные процессы занимают приблизительно одно время (с небольшими отклонениями в ту или иную сторону). Возбуждение у гиперактивных детей возникает очень быстро, практически мгновенно, а вот процесс торможения занимает длительное время. В качестве примера рассмотрим ситуацию. В обычном классе проводится контрольная работа. Дети увлечены решением заданий, как вдруг мимо окна пролетает большой красный воздушный шар. Как поведут себя дети? Абсолютное большинство детей (2/3) отреагируют на нестандартную ситуацию поворотом головы, междометиями, комментариями. Когда шар исчезнет, они продолжат свою деятельность. Найдутся дети, которые даже не обратят внимания на происшествие или обратят, но неохотно и далеко не сразу. При этом они быстро вернутся к занятию, от которого отвлеклись. Но найдется и тот, кто при первом появлении «сорвется» с места, подбежит к окну и будет наблюдать за предметом, пока он не скроется из виду. Вернуться к выполнению заданий такому ребенку будет сложно. В первом случае процессы возбуждения примерно равны процессам торможения. Во втором случае наблюдается преобладание процесса торможения, когда дети очень увлечены и сосредоточены на деятельности. Третий случай – классический пример гиперактивного ребенка. Проявления детской гиперактивности Выявить гиперактивного ребенка среди сверстников несложно. Однако часто ярлыком «гиперактивность» взрослые оправдывают обычную детскую невоспитанность. Нужно четко определять гиперактивность по некоторым типичным показателям: Легкая отвлекаемость от любого вида деятельности, даже самой интересной. Дети переключаются от занятия к занятию. Быстрая возбудимость, моментальная включаемость в любые активные виды деятельности. Громкая речь, обычно быстрая. На письме дети делают типичные ошибки: не ставят знаки препинания; не дописывают слова; уподобляют слоги: «момоток» вместо «молоток» и т.д. часто исправляют текст без улучшения качества. Совершают множество ненужных движений. Постоянно что-то роняют или теряют. Речь нечеткая и сбивчивая, связная монологическая речь вызывает сложности. Ребенок имеет неопрятный внешний вид и не способен его контролировать в течение дня. Ребенка часто окружает беспорядок: на столе, в комнате, шкафу, портфеле. Это побочные характеристики гиперактивного ребенка. Главная особенность гиперактивности – высокая потребность в движении, которая обусловлена физиологически. Ребенок просто не может обходиться без движения. Контроль своих двигательных реакций одновременно с подавлением потребности в движении вызывает у ребенка очень сильное нервное напряжение. Диагностировать гиперактивность могут врачи-невропатологи с помощью специальных тестовых методик. Однако мало кто обращается за помощью к специалисту. Чаще всего гиперактивный ребенок вынужден приспосабливаться к условиям среды самостоятельно, что далеко не всегда происходит благополучно. Ошибки взрослых в общении с гиперактивными детьми Ошибка 1. Наказание ребенка за излишнюю активность. Это самое распространенное явление. Часто можно слышать замечание взрослых: «не вертись», «не ерзай», «не чешись» и др. Чаще всего эти замечания не приводят к результатам, а просто переводят ребенка от одних действий к другим. Можно наказать жаждущего за желание пить? Ответ на этот вопрос соответствует отношению к гиперактивному ребенку. Ошибка 2. Лишение ребенка двигательной активности. Бытует неверное мнение, что гиперактивного ребенка нельзя перевозбуждать. По этой причине родители привозят ребенка в школу на машине, а учителя стараются лишить его активности на переменах. Это в корне неправильно. Гиперактивный ребенок должен реализовывать свою потребность в движении. Ошибка 3. Давать детям возможность постоянно двигаться. Это обратная реакция, когда взрослые дают гиперактивному ребенку полную свободу движений. Ребенка нужно учить жить со своей гиперактивностью, контролируя её. Для этого нужно постепенно увеличивать отрезки времени, в течение которого ребенок должен самостоятельно контролировать свое поведение. Как помочь гипеарктивному ребенку Гиперактивный ребенок доставляет немало хлопот окружающим. Но ему самому непросто. Он прекрасно понимает, что не оправдывает надежд, понимает, что вызывает беспокойство, делает нелепые ошибки и получает невысокие отметки. Гиперактивному ребенку нужно помочь. Во-первых, обеспечьте ребенку выход двигательной энергии. Большую подвижность могут обеспечить детям занятия в спортивных кружках и секциях, танцевальных студиях. Во-вторых, создайте детям повседневные условия для выхода энергии: зарядка, пешая прогулка до школы, игры средней подвижности на переменах, движение во время урока: помощь в раздаче оборудования на уроке и т.д. В-третьих, запланируйте в режиме дня двигательный перерыв между школьными уроками и выполнением домашних заданий. В-четвертых, обратите внимание на питание ребенка. Включите в рацион продукты, требующие энергии для переваривания (орехи, мясо и др.). В-пятых, проводите занятия по развитию концентрации внимания. Каждый раз усложняйте задание. В-шестых, учите детей доводить свою деятельность до конца (решить задачу, дорисовать рисунок). В-седьмых, учите детей контролировать свой внешний вид и порядок вокруг себя. Гиперактивность ребенка не приговор, а детская проблема, которую нужно решать. Ребенок должен учиться контролировать свое поведение, а для этого нужна помощь взрослых. Правильно организованная жизнь школьника и поддержка взрослых постепенно приведут к положительным результатам: из гиперактивного школьника вырастет активная энергичная личность. Светлана Садова
Источник: