Упрямая статистика сообщает нам, что у 30% учеников снижается успеваемость при переходе из начального звена в среднее. Пятый класс несет детям целый ряд испытаний, самым главным из которых является появление учителей-предметников, что сопряжено для детей с большой психологической нагрузкой. Процесс адаптации может затянуться, и успешность этого периода зависит прежде всего от родителей.
Трудности среднего звена
В начальной школе у ребенка один основной учитель, который знает способности, проблемы и сложности каждого ребенка, подсказывает приемы общения, связывается с родителями.
Но все меняется в пятом классе – при переходе из начального звена в среднее.
-
В пятом классе появляются новые предметы, и их ведут разные педагоги. Каждый из них считает свой предмет самым важным и определяет ряд обязательных требований. Педагоги относятся к пятиклассникам не как к малышам, а как к зрелым школьникам. Требования к ответственности детей стремительно растут, а сама ответственность пока еще находится на уровне начальной школы, где педагог мог простить забытый учебник, пожурить за невыполненное задание, оставить после уроков. Ребенка огорчает расставание с первым учителем и пугают постоянно меняющиеся новые лица. В пятом классе педагоги мотивируют учеников методом оценок – как положительных, так и отрицательных. Чтобы к этому привыкнуть, детям нужно время.
-
Школьники занимаются в разных кабинетах. Несомненно, оборудованные классы делают процесс обучения качественным и настраивают детей на учебную деятельность. Однако дети лишены «теплого гнездышка» – «домашнего» кабинета, где находятся их личные вещи, где им спокойно и комфортно.
-
Круг общения у пятиклашек существенно расширяется. В сообществе средней школы они являются самыми маленькими и уязвимыми. Не исключено, что они могут подвергаться насмешкам со стороны старших школьников, с которыми им приходится сталкиваться на переменах, в столовой и в туалетных комнатах. Далеко не каждый ребенок способен легко контактировать с большим количеством детей старше себя.
-
Часто в пятом классе меняется состав коллектива: некоторые дети уходя – на их место приходят новые. Это создает стресс для ребенка, ведь ему приходится заново выстраивать отношения со сверстниками.
Последствия проблем школьной адаптации к средней школе
Опытные педагоги, наблюдая за пятиклассниками, констатируют признаки, характерные для большинства детей:
-
успеваемость детей падает;
-
пятиклашки жалуются на трудности обучения и усталость;
-
снижается интерес к учебной деятельности;
-
отношения между школьниками становятся напряженными – часто возникают ссоры и конфликты;
-
дети становятся беспокойными и тревожными, растерянными и забывчивыми;
-
проблемы в школе часто перерастают в конфликты с родителями, поэтому дети отстраняются от всех взрослых.
Трудности восприятия разных учителей
Перейдя из четвертого класса в пятый, ребенок не может «по щелчку» стать взрослым. Смена учителей играет при этом решающее значение. И дело не в личности педагогов, а в комплексном восприятии:
-
каждый педагог имеет свой набор привычек и требований – каждый раз темп урока меняется, но не каждый ребенок успевает писать, читать и усваивать информацию в нужном темпе;
-
стиль общения учителей может не восприниматься детьми;
-
методы обучения в средней школе существенно отличаются от уже привычных детям, поэтому пятиклассники нередко просто не усваивают материал;
-
требования к детям заключаются не только в выполнении домашних заданий, но и в построении ответов на вопросы, определенном поведении, умении грамотно вести записи в тетради.
Как помочь пятиклашке?
Представленная выше картина о проблемах пятиклассников не имеет целью напугать родителей. Наши дети уже не маленькие – они выросли и стали более самостоятельными. Однако они еще и не взрослые, поэтому нуждаются если не в помощи, то в подсказке. Данный период можно назвать шагом во взрослую жизнь: требования к пятиклашкам и спрос с них уже как в старших классах.
Рекомендации родителям пятиклассников:
-
Ненавязчиво контролируйте ребенка, особенно на первых порах, т. к. ему будет сложно приспособиться к новым требованиям школьной жизни. Если в начальной школе ребенок привык к тому, что вы все контролируете, ослабляйте контроль постепенно.
-
Приучайте ребенка к самостоятельности: ничего не делайте за него и помогайте в подготовке домашнего задания, только если он об этом попросит. Однако помогайте правильно: не подсказывайте ответы ребенку, а учите его находить их самостоятельно.
-
При появлении пробелов в знаниях не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.
-
Ограничьте дополнительное образование ребенка, если наблюдаете его усталость в течение школьного дня.
-
Находите время на ежедневные разговоры: дайте возможность вашему ребенку выговориться, поделиться своими школьными проблемами. Говоря об учителях, помните о том, что подрывать их авторитет нельзя.
-
Поручите ребенку выполнение несложных домашних обязанностей, за выполнение которых он будет нести ответственность.
Перемены несут с собой и новые возможности: другой педагог – это шанс построить иное отношения к предмету, новый одноклассник – возможно, станет другом на всю жизнь, а бывший троечник — уверенным хорошистом, а то и отличником…
К сожалению, в этом возрасте дети еще не понимают, что учёба – путь к дальнейшим жизненным достижениям. Задача взрослых – мотивировать ребенка на учебу, чтобы школьные годы стали продуктивными и интересными.
Светлана Садова
Упрямая статистика сообщает нам, что у 30% учеников снижается успеваемость при переходе из начального звена в среднее. Пятый класс несет детям целый ряд испытаний, самым главным из которых является появление учителей-предметников, что сопряжено для детей с большой психологической нагрузкой. Процесс адаптации может затянуться, и успешность этого периода зависит прежде всего от родителей. Трудности среднего звена В начальной школе у ребенка один основной учитель, который знает способности, проблемы и сложности каждого ребенка, подсказывает приемы общения, связывается с родителями. Но все меняется в пятом классе – при переходе из начального звена в среднее. В пятом классе появляются новые предметы, и их ведут разные педагоги. Каждый из них считает свой предмет самым важным и определяет ряд обязательных требований. Педагоги относятся к пятиклассникам не как к малышам, а как к зрелым школьникам. Требования к ответственности детей стремительно растут, а сама ответственность пока еще находится на уровне начальной школы, где педагог мог простить забытый учебник, пожурить за невыполненное задание, оставить после уроков. Ребенка огорчает расставание с первым учителем и пугают постоянно меняющиеся новые лица. В пятом классе педагоги мотивируют учеников методом оценок – как положительных, так и отрицательных. Чтобы к этому привыкнуть, детям нужно время. Школьники занимаются в разных кабинетах. Несомненно, оборудованные классы делают процесс обучения качественным и настраивают детей на учебную деятельность. Однако дети лишены «теплого гнездышка» – «домашнего» кабинета, где находятся их личные вещи, где им спокойно и комфортно. Круг общения у пятиклашек существенно расширяется. В сообществе средней школы они являются самыми маленькими и уязвимыми. Не исключено, что они могут подвергаться насмешкам со стороны старших школьников, с которыми им приходится сталкиваться на переменах, в столовой и в туалетных комнатах. Далеко не каждый ребенок способен легко контактировать с большим количеством детей старше себя. Часто в пятом классе меняется состав коллектива: некоторые дети уходя – на их место приходят новые. Это создает стресс для ребенка, ведь ему приходится заново выстраивать отношения со сверстниками. Последствия проблем школьной адаптации к средней школе Опытные педагоги, наблюдая за пятиклассниками, констатируют признаки, характерные для большинства детей: успеваемость детей падает; пятиклашки жалуются на трудности обучения и усталость; снижается интерес к учебной деятельности; отношения между школьниками становятся напряженными – часто возникают ссоры и конфликты; дети становятся беспокойными и тревожными, растерянными и забывчивыми; проблемы в школе часто перерастают в конфликты с родителями, поэтому дети отстраняются от всех взрослых. Трудности восприятия разных учителей Перейдя из четвертого класса в пятый, ребенок не может «по щелчку» стать взрослым. Смена учителей играет при этом решающее значение. И дело не в личности педагогов, а в комплексном восприятии: каждый педагог имеет свой набор привычек и требований – каждый раз темп урока меняется, но не каждый ребенок успевает писать, читать и усваивать информацию в нужном темпе; стиль общения учителей может не восприниматься детьми; методы обучения в средней школе существенно отличаются от уже привычных детям, поэтому пятиклассники нередко просто не усваивают материал; требования к детям заключаются не только в выполнении домашних заданий, но и в построении ответов на вопросы, определенном поведении, умении грамотно вести записи в тетради. Как помочь пятиклашке? Представленная выше картина о проблемах пятиклассников не имеет целью напугать родителей. Наши дети уже не маленькие – они выросли и стали более самостоятельными. Однако они еще и не взрослые, поэтому нуждаются если не в помощи, то в подсказке. Данный период можно назвать шагом во взрослую жизнь: требования к пятиклашкам и спрос с них уже как в старших классах. Рекомендации родителям пятиклассников: Ненавязчиво контролируйте ребенка, особенно на первых порах, т. к. ему будет сложно приспособиться к новым требованиям школьной жизни. Если в начальной школе ребенок привык к тому, что вы все контролируете, ослабляйте контроль постепенно. Приучайте ребенка к самостоятельности: ничего не делайте за него и помогайте в подготовке домашнего задания, только если он об этом попросит. Однако помогайте правильно: не подсказывайте ответы ребенку, а учите его находить их самостоятельно. При появлении пробелов в знаниях не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Ограничьте дополнительное образование ребенка, если наблюдаете его усталость в течение школьного дня. Находите время на ежедневные разговоры: дайте возможность вашему ребенку выговориться, поделиться своими школьными проблемами. Говоря об учителях, помните о том, что подрывать их авторитет нельзя. Поручите ребенку выполнение несложных домашних обязанностей, за выполнение которых он будет нести ответственность. Перемены несут с собой и новые возможности: другой педагог – это шанс построить иное отношения к предмету, новый одноклассник – возможно, станет другом на всю жизнь, а бывший троечник — уверенным хорошистом, а то и отличником. К сожалению, в этом возрасте дети еще не понимают, что учёба – путь к дальнейшим жизненным достижениям. Задача взрослых – мотивировать ребенка на учебу, чтобы школьные годы стали продуктивными и интересными. Светлана Садова
Источник: