Экстремальное увлечение подростков — « Как воспитывать ребенка»

Кризис переходного возраста – период, которого боятся большинство родителей. И действительно, некогда ласковые и открытые дети вдруг становятся грубыми и скрытными, и это ещё полбеды. Одной из особенностей подросткового возраста является повышенная тяга к риску.

Какие увлечения считаются экстремальными?

Стремясь определить для себя границы допустимого, тинейджеры нередко совершают действия, опасные для жизни или являющиеся противозаконными. В современном обществе существует множество различных неформальных объединений подростков, увлекающихся экстремальными видами времяпрепровождения, вот наиболее распространённые из них:

  • диггерство (исследование подземных коммуникаций),

  • руфинг (прогулки по крышам),

  • зацепинг (проезд снаружи поездов),

  • сталкерство (исследование заброшенных объектов),

  • инфильтрация (проникновение на охраняемые территории).

Мнения психологов о феномене рискованного поведения

Единого мнения психологов о феномене рискованного поведения не существует. Одна точка зрения говорит о риске как о состоянии удовольствия, ситуации создания искусственного смысла жизни, другая – как о варианте скрытого самоубийства, т.е. как о саморазрушающем поведении, третья – как об аутоагрессивности – осознанной или неосознанной активности, направленной на причинение себе вреда в физической или психической сферах.

Некоторые психологи рассматривают рискованное поведение как естественное поведение человека, как способ активного переживания страха. В переходном возрасте дети активно заняты познанием себя и окружающего мира, а этот процесс всегда связан с освоением нового, неизведанного, неопределенного, непредсказуемого. Рискуя, подросток мобилизует свои силы, получает определенный опыт, повышает свою самооценку, выбирая безопасные формы риска, не связанные со смертельной опасностью для жизни. В данном случае стремление к риску представляет собой основу познания мира и показывает человека как ответственного и самостоятельно действующего индивида.

Одним из наиболее опасных сочетаний особенностей подросткового возраста является сочетание тяги к риску и веры в персональный миф – характерное для подростков сознание того, что они уникальны и являются исключением из обычных законов природы, поэтому будут жить вечно.

Они могут ошибочно считать свое поведение как лишённое риска и недооценивать вероятность печального исхода. Многочисленные исследования показали, что подростки действительно не понимают всей опасности происходящего, многие из них уверены, что не занимаются ничем опасным. Персональный миф также играет большую роль в подростковых суицидах – подростки искренне уверены, что не могут умереть.

Чаще всего подростки рассматривают свои экстремальные увлечения как возможность вырасти в глазах сверстников, почувствовать себя взрослым и независимым. К сожалению, такое поведение нередко может встречать одобрение со стороны сверстников, чьё мнение высоко ценится подростком, более того, часто экстремальный подвиг служит пропуском в мир субкультур, в который ребёнок хочет попасть.

Разумеется, нет какой-то одной причины, по которым подростки начинают заниматься экстремальными увлечениями. Обычно на это их подталкивает сразу комплекс факторов, мы перечислим основные:

  • генетика

    От родителей к детям генетически передаются психофизиологические особенности, например, механизм работы нервной системы, от которого напрямую зависит формирование у подростка тяги к риску. Выплеск адреналина – исключительно физиологическое переживание, поэтому говорить только о психологической составляющей было бы некорректно.

  • социальная среда

    Среда, в которой воспитывается ребёнок, навсегда оставляет на нём отпечаток. Недостаток информации о последствиях противозаконных действий, дискриминация по какому-либо признаку, низкий уровень правосознания у окружающих ребёнка людей, а также несовершенство власти и законодательства, которое создаёт возможность для нарушения закона – всё это может являться факторами, вызывающими у подростка потребность в экстриме.

  • воспринимаемое окружение

    Семья играет главную роль в формировании личности ребёнка. Подросток считывает модели поведения родителей, и нередко эти модели оказываются деструктивными (разрушительными). Недостаток внимания со стороны родителей, неблагополучные отношения внутри семьи напрямую влияют на формирование у ребёнка тяги к риску.

  • личностные характеристики

    Внутренние побуждения, установки, ценности, интересы и убеждения, низкая самооценка, стремление самоутвердиться – всё это характерные для подростков черты, которые приводят подростков на крыши домов и поездов.

Роль социальных сетей

Социальные сети дарят подросткам полную свободу в обсуждениях, и в большинстве случаев именно в виртуальном пространстве тинейджеры объединяются в группы по интересам, а дальше на закрытых форумах обсуждают свои экстремальные увлечения, договариваясь о новом походе либо выставляя фото и видео своих подвигов. Нередко попытки сделать «селфи» на крыше поезда заканчиваются летальным исходом. Надо отметить, что в 2016 году Роскомнадзор заблокировал более 60 тематических групп зацеперов в социальных сетях, признав езду на крышах поездов скрытой формой суицидального поведения.

В Интернете юные экстремалы обсуждают возможности проникновения на закрытые территории, выясняют, как не попасться полицейским, делятся друг с другом своими секретами о способах проникновения в подземные коммуникации, а также подпольно продают ключи от дверей между вагонами метро, оборудование для взлома дверей, ведущих на крыши домов, и данные об особенностях охраны зданий или станций метро.

Рекомендации родителям

Если Вы знаете, что ваше чадо склонно к рискованному поведению, лучше направить его энергию в позитивное русло, придумать что-то альтернативное. В современном мире существует огромное количество секций и кружков, способных удовлетворить потребность подростков в выплеске адреналина: картинг, скалолазание, все виды единоборств и многое другое. Также можно найти немало способов активного и экстремального проведения досуга, безопасного для жизни и здоровья людей. Если Вы всей семьёй решите покататься на выходных на квадроциклах или залезть всем вместе в пещеру, посетите страшный квест или пройдёте «верёвочный курс», то у Вашего ребёнка быстро отпадёт потребность в нарушении закона, ведь он будет получать адреналин социально приемлемым способом, а также будет чувствовать любовь и поддержку семьи.

Екатерина Сафонова,
психолог портала «Я – Родитель»

Кризис переходного возраста – период, которого боятся большинство родителей. И действительно, некогда ласковые и открытые дети вдруг становятся грубыми и скрытными, и это ещё полбеды. Одной из особенностей подросткового возраста является повышенная тяга к риску. Какие увлечения считаются экстремальными? Стремясь определить для себя границы допустимого, тинейджеры нередко совершают действия, опасные для жизни или являющиеся противозаконными. В современном обществе существует множество различных неформальных объединений подростков, увлекающихся экстремальными видами времяпрепровождения, вот наиболее распространённые из них: диггерство (исследование подземных коммуникаций), руфинг (прогулки по крышам), зацепинг (проезд снаружи поездов), сталкерство (исследование заброшенных объектов), инфильтрация (проникновение на охраняемые территории). Мнения психологов о феномене рискованного поведения Единого мнения психологов о феномене рискованного поведения не существует. Одна точка зрения говорит о риске как о состоянии удовольствия, ситуации создания искусственного смысла жизни, другая – как о варианте скрытого самоубийства, т.е. как о саморазрушающем поведении, третья – как об аутоагрессивности – осознанной или неосознанной активности, направленной на причинение себе вреда в физической или психической сферах. Некоторые психологи рассматривают рискованное поведение как естественное поведение человека, как способ активного переживания страха. В переходном возрасте дети активно заняты познанием себя и окружающего мира, а этот процесс всегда связан с освоением нового, неизведанного, неопределенного, непредсказуемого. Рискуя, подросток мобилизует свои силы, получает определенный опыт, повышает свою самооценку, выбирая безопасные формы риска, не связанные со смертельной опасностью для жизни. В данном случае стремление к риску представляет собой основу познания мира и показывает человека как ответственного и самостоятельно действующего индивида. Одним из наиболее опасных сочетаний особенностей подросткового возраста является сочетание тяги к риску и веры в персональный миф – характерное для подростков сознание того, что они уникальны и являются исключением из обычных законов природы, поэтому будут жить вечно. Они могут ошибочно считать свое поведение как лишённое риска и недооценивать вероятность печального исхода. Многочисленные исследования показали, что подростки действительно не понимают всей опасности происходящего, многие из них уверены, что не занимаются ничем опасным. Персональный миф также играет большую роль в подростковых суицидах – подростки искренне уверены, что не могут умереть. Чаще всего подростки рассматривают свои экстремальные увлечения как возможность вырасти в глазах сверстников, почувствовать себя взрослым и независимым. К сожалению, такое поведение нередко может встречать одобрение со стороны сверстников, чьё мнение высоко ценится подростком, более того, часто экстремальный подвиг служит пропуском в мир субкультур, в который ребёнок хочет попасть. Разумеется, нет какой-то одной причины, по которым подростки начинают заниматься экстремальными увлечениями. Обычно на это их подталкивает сразу комплекс факторов, мы перечислим основные: генетика От родителей к детям генетически передаются психофизиологические особенности, например, механизм работы нервной системы, от которого напрямую зависит формирование у подростка тяги к риску. Выплеск адреналина – исключительно физиологическое переживание, поэтому говорить только о психологической составляющей было бы некорректно. социальная среда Среда, в которой воспитывается ребёнок, навсегда оставляет на нём отпечаток. Недостаток информации о последствиях противозаконных действий, дискриминация по какому-либо признаку, низкий уровень правосознания у окружающих ребёнка людей, а также несовершенство власти и законодательства, которое создаёт возможность для нарушения закона – всё это может являться факторами, вызывающими у подростка потребность в экстриме. воспринимаемое окружение Семья играет главную роль в формировании личности ребёнка. Подросток считывает модели поведения родителей, и нередко эти модели оказываются деструктивными (разрушительными). Недостаток внимания со стороны родителей, неблагополучные отношения внутри семьи напрямую влияют на формирование у ребёнка тяги к риску. личностные характеристики Внутренние побуждения, установки, ценности, интересы и убеждения, низкая самооценка, стремление самоутвердиться – всё это характерные для подростков черты, которые приводят подростков на крыши домов и поездов. Роль социальных сетей Социальные сети дарят подросткам полную свободу в обсуждениях, и в большинстве случаев именно в виртуальном пространстве тинейджеры объединяются в группы по интересам, а дальше на закрытых форумах обсуждают свои экстремальные увлечения, договариваясь о новом походе либо выставляя фото и видео своих подвигов. Нередко попытки сделать «селфи» на крыше поезда заканчиваются летальным исходом. Надо отметить, что в 2016 году Роскомнадзор заблокировал более 60 тематических групп зацеперов в социальных сетях, признав езду на крышах поездов скрытой формой суицидального поведения. В Интернете юные экстремалы обсуждают возможности проникновения на закрытые территории, выясняют, как не попасться полицейским, делятся друг с другом своими секретами о способах проникновения в подземные коммуникации, а также подпольно продают ключи от дверей между вагонами метро, оборудование для взлома дверей, ведущих на крыши домов, и данные об особенностях охраны зданий или станций метро. Рекомендации родителям Если Вы знаете, что ваше чадо склонно к рискованному поведению, лучше направить его энергию в позитивное русло, придумать что-то альтернативное. В современном мире существует огромное количество секций и кружков, способных удовлетворить потребность подростков в выплеске адреналина: картинг, скалолазание, все виды единоборств и многое другое. Также можно найти немало способов активного и экстремального проведения досуга, безопасного для жизни и здоровья людей. Если Вы всей семьёй решите покататься на выходных на квадроциклах или залезть всем вместе в пещеру, посетите страшный квест или пройдёте «верёвочный курс», то у Вашего ребёнка быстро отпадёт потребность в нарушении закона, ведь он будет получать адреналин социально приемлемым способом, а также будет чувствовать любовь и поддержку семьи. Екатерина Сафонова, психолог портала «Я – Родитель»
Источник: redborisoff.ru

cinemaplayer