В религии и народном фольклоре понятие «зависть», как правило, имеет негативный оттенок, является «пороком человеческим» и осуждается окружающими. Обратившись к толковому словарю, можно обнаружить определения зависти как «досады о чужом благе», «неудовольствии при виде чужого счастья» или «желании иметь то, что есть у другого». Всем с детства знакома установка «завидовать плохо» и, традиционно, детей учат не завидовать друг другу и порицают возникающие признаки зависти к другим. Однако, может ли быть польза от зависти?
Проявление зависти у детей дошкольного возраста является естественной составляющей процесса взросления. У ребенка 2 – 5 лет есть представление, что мир существует только для него, и только с возрастом он начинает понимать, что это не так. Социальный опыт учит тому, что, помимо его и его желаний, существуют и желания других людей. Детский эгоцентризм (восприятие своей точки зрения как единственной существующей) искореняется только к 10 – 12 годам. Поэтому при проявлениях зависти у ребенка в дошкольном возрасте беспокоиться не о чем: желание обладать чужими вещами и благами в таком случае, скорее, правило, чем исключение.
У детей младшего школьного возраста проявление зависти также может быть нормой, однако в этом случае необходимо правильно выявить предмет зависти и оценить ее влияние на формирование личности ребенка.
1.
Ребенок завидует вниманию и/или популярности другого ребенка.
Ребенок, завидующий вниманию к другим детям со стороны сверстников, вероятно, испытывает сложности с построением коммуникаций. В этом случае зависть является хорошей мотивацией для того, чтобы научиться общаться так, как это делает «тот самый мальчик», быть таким же остроумным, как одноклассник, или таким же открытым и доброжелательным, как сосед по лестничной клетке. Здесь родитель может помогать ребенку развивать в себе необходимые навыки социального взаимодействия со сверстниками: отдать его, например, в школу актерского мастерства, чаще собирать дома детей разного возраста и вместе с ребенком придумывать интересные игры, конкурсы и другие занятия для большой компании.
2.
Ребенок завидует внешности/ успехам/ достижениям других детей.
Этот случай несколько похож на предыдущий, однако ребенок завидует не просто популярности ребенка, а тому, что он обладает какими-то конкретными талантами и способностями. Ну, например, тому, что мальчик из соседнего подъезда лучше всех играет в футбол или девочка из параллельного класса поет лучше всех в школе.
Здесь важно обратить внимание на два момента: на то, как часто вы сравниваете ребенка с другими детьми, и на то, какова его самооценка. Ни в коем случае нельзя сравнивать успехи, характер, внешность ребенка с успехами, характером и внешностью других, причем как в отрицательном ключе, так и в положительном. Постоянное сравнение с кем-то не способствует формированию адекватной самооценки. Из детей, которых постоянно сравнивают с другими, вырастают неуверенные, завистливые, недовольные собой взрослые, подгоняющие свой образ жизни под образ жизни «остальных».
Гораздо правильнее быть помощником ребенка в формировании адекватной самооценки. Необходимо справедливо отмечать достоинства и достижения ребенка, делать это как можно более конкретно и адресно. Не «ты – молодец» или «какой хороший ребенок», а «мне очень приятно смотреть на то, как ты сам заправил постель, ты это сделал прямо как взрослый!», «ты сегодня вел себя очень мужественно и совсем не плакал у врача, как же я тобой горжусь!», «у тебя очень красивые веснушки и они так здорово смотрятся с твоим цветом волос!» и т.д. Чем конкретней и эмоциональней будут ваши обращения к ребенку, тем понятней ребенку будет, что конкретно ему стоит ценить в самом себе.
Зависть к достижениям и успехам других детей всегда можно трансформировать в здоровую конкуренцию. Для этого необходимо поддерживать малыша при неудачах, подбадривать при поражениях и давать надежду и веру в себя на пути к достижению цели. Объясняйте ребенку, что нет ничего невозможного и что при большом и искреннем желании добиться чего-либо, все зависит от него и от приложенных для этого усилий. Расскажите ребенку, какие действия он может предпринять для достижения своей цели, помогите сделать шаги по направлению к ней, верьте в него и поддерживайте в начинаниях. И тогда, возможно, зависть к достижениям других исчезнет совсем и превратится в уважение к людям, умеющим прикладывать максимум усилий для достижения своих целей.
3.
Ребенок завидует вещам, которые есть у других людей.
Если предметом зависти является какая-то вещь, то для начала нужно проанализировать, насколько эта вещь необходима ребенку и насколько ситуация позволяет ее приобрести. Необходимо разобраться, является ли предмет желания капризом и прихотью или, действительно, представляет для ребенка какую-то ценность. Если семья принимает решение эту вещь не приобретать, ребенку необходимо четко объяснить, почему на данный момент это невозможно. Если же вещь представляет высокую ценность для ребенка, то можно предложить ему ее заслужить. например, отличной учебой, хорошим поведением и т.д. Если ребенок вступил в подростковый возраст, можно предложить заработать желаемую вещь во время летних каникул. Как результат, ребенок, с одной стороны, будет приучаться к труду, а с другой – приобретет первые навыки «зарабатывания» желаемого и начнет понимать истинную ценность вещей.
Таким образом, зависть может стать хорошей мотивацией для достижения целей своими усилиями, а ценность вещи, заработанной своим трудом, повышается в разы.
И все-таки: зависть — польза или вред? Все зависит от вас. Поддерживая ребенка и развивая его возможности, даже зависть можно сделать полезной.
Психолог Виктория Вострецова
В религии и народном фольклоре понятие «зависть», как правило, имеет негативный оттенок, является «пороком человеческим» и осуждается окружающими. Обратившись к толковому словарю, можно обнаружить определения зависти как «досады о чужом благе», «неудовольствии при виде чужого счастья» или «желании иметь то, что есть у другого». Всем с детства знакома установка «завидовать плохо» и, традиционно, детей учат не завидовать друг другу и порицают возникающие признаки зависти к другим. Однако, может ли быть польза от зависти? Проявление зависти у детей дошкольного возраста является естественной составляющей процесса взросления. У ребенка 2 – 5 лет есть представление, что мир существует только для него, и только с возрастом он начинает понимать, что это не так. Социальный опыт учит тому, что, помимо его и его желаний, существуют и желания других людей. Детский эгоцентризм (восприятие своей точки зрения как единственной существующей) искореняется только к 10 – 12 годам. Поэтому при проявлениях зависти у ребенка в дошкольном возрасте беспокоиться не о чем: желание обладать чужими вещами и благами в таком случае, скорее, правило, чем исключение. У детей младшего школьного возраста проявление зависти также может быть нормой, однако в этом случае необходимо правильно выявить предмет зависти и оценить ее влияние на формирование личности ребенка. 1. Ребенок завидует вниманию и/или популярности другого ребенка. Ребенок, завидующий вниманию к другим детям со стороны сверстников, вероятно, испытывает сложности с построением коммуникаций. В этом случае зависть является хорошей мотивацией для того, чтобы научиться общаться так, как это делает «тот самый мальчик», быть таким же остроумным, как одноклассник, или таким же открытым и доброжелательным, как сосед по лестничной клетке. Здесь родитель может помогать ребенку развивать в себе необходимые навыки социального взаимодействия со сверстниками: отдать его, например, в школу актерского мастерства, чаще собирать дома детей разного возраста и вместе с ребенком придумывать интересные игры, конкурсы и другие занятия для большой компании. 2. Ребенок завидует внешности/ успехам/ достижениям других детей. Этот случай несколько похож на предыдущий, однако ребенок завидует не просто популярности ребенка, а тому, что он обладает какими-то конкретными талантами и способностями. Ну, например, тому, что мальчик из соседнего подъезда лучше всех играет в футбол или девочка из параллельного класса поет лучше всех в школе. Здесь важно обратить внимание на два момента: на то, как часто вы сравниваете ребенка с другими детьми, и на то, какова его самооценка. Ни в коем случае нельзя сравнивать успехи, характер, внешность ребенка с успехами, характером и внешностью других, причем как в отрицательном ключе, так и в положительном. Постоянное сравнение с кем-то не способствует формированию адекватной самооценки. Из детей, которых постоянно сравнивают с другими, вырастают неуверенные, завистливые, недовольные собой взрослые, подгоняющие свой образ жизни под образ жизни «остальных». Гораздо правильнее быть помощником ребенка в формировании адекватной самооценки. Необходимо справедливо отмечать достоинства и достижения ребенка, делать это как можно более конкретно и адресно. Не «ты – молодец» или «какой хороший ребенок», а «мне очень приятно смотреть на то, как ты сам заправил постель, ты это сделал прямо как взрослый!», «ты сегодня вел себя очень мужественно и совсем не плакал у врача, как же я тобой горжусь!», «у тебя очень красивые веснушки и они так здорово смотрятся с твоим цветом волос!» и т.д. Чем конкретней и эмоциональней будут ваши обращения к ребенку, тем понятней ребенку будет, что конкретно ему стоит ценить в самом себе. Зависть к достижениям и успехам других детей всегда можно трансформировать в здоровую конкуренцию. Для этого необходимо поддерживать малыша при неудачах, подбадривать при поражениях и давать надежду и веру в себя на пути к достижению цели. Объясняйте ребенку, что нет ничего невозможного и что при большом и искреннем желании добиться чего-либо, все зависит от него и от приложенных для этого усилий. Расскажите ребенку, какие действия он может предпринять для достижения своей цели, помогите сделать шаги по направлению к ней, верьте в него и поддерживайте в начинаниях. И тогда, возможно, зависть к достижениям других исчезнет совсем и превратится в уважение к людям, умеющим прикладывать максимум усилий для достижения своих целей. 3. Ребенок завидует вещам, которые есть у других людей. Если предметом зависти является какая-то вещь, то для начала нужно проанализировать, насколько эта вещь необходима ребенку и насколько ситуация позволяет ее приобрести. Необходимо разобраться, является ли предмет желания капризом и прихотью или, действительно, представляет для ребенка какую-то ценность. Если семья принимает решение эту вещь не приобретать, ребенку необходимо четко объяснить, почему на данный момент это невозможно. Если же вещь представляет высокую ценность для ребенка, то можно предложить ему ее заслужить. например, отличной учебой, хорошим поведением и т.д. Если ребенок вступил в подростковый возраст, можно предложить заработать желаемую вещь во время летних каникул. Как результат, ребенок, с одной стороны, будет приучаться к труду, а с другой – приобретет первые навыки «зарабатывания» желаемого и начнет понимать истинную ценность вещей. Таким образом, зависть может стать хорошей мотивацией для достижения целей своими усилиями, а ценность вещи, заработанной своим трудом, повышается в разы. И все-таки: зависть — польза или вред? Все зависит от вас. Поддерживая ребенка и развивая его возможности, даже зависть можно сделать полезной. Психолог Виктория Вострецова
Источник: