Четыре папы и миллион вопросов. Что делать, когда не знаешь ответ на детский вопрос? — «Отцы и дети»

Даже совсем маленький ребёнок может всерьёз озадачить родителя вопросом. И если родитель действительно озадачивается, а не отмахивается от неудобного вопроса и не боится попасть в неловкое положение, две личности могут стать по-особому близки. О том, что делают они, когда не знают ответов на детские вопросы, рассказывают четыре отца. У них разный жизненный опыт, они живут в разных городах и даже на разных континентах, но в их подходе есть нечто общее — возможно, кому-то это поможет выработать и свой подход.

Показывать пример

Михаил Ланцузский, инженер-программист, отец троих детей (Воронеж):

Раньше я пытался как-то соблюсти лицо, сказать что-то умное. Сейчас просто говорю: «Не знаю». Да, я слегка переживаю, что мой авторитет может упасть в их глазах, но нахожу себе и определённые оправдания. В наш информационный век я, честно говоря, не верю в информацию вообще. Можно взять смартфон, найти в полминуты ответ, но какова будет скорость его забывания, какова будет общая ценность такой информации?

Хотя, если вопрос важный, всё-таки стараюсь искать ответ. Дети, думаю, по большому счёту будут делать в жизни то, что они видели от меня, а не то, о чём они от меня слышали. А с этим есть куда более крупные проблемы, чем с отсутствием вербальных ответов.

Иметь терпение

Дмитрий Коновалов, преподаватель музыки, отец четверых детей (Великий Новгород):

Иногда бывает так: я же папа – я типа должен знать. И вот на автомате, по инерции я пытаюсь что-то ответить, пока не пойму, что ответа у меня нет. Иногда сразу так и говорю: «Не знаю».

В основном такие вопросы задаёт мой старший сын. Говорю ему: «Ваня, слушай, я никогда об этом не думал, не интересовался этим». Что-то он спрашивает по поводу своих личных предпочтений, про познавательные видео, которые он смотрит в интернете. Тут уж прямо говорю: «Ты же смотришь про это, ты, наверное, больше про это и знаешь, так что здесь я у тебя должен спрашивать, а не ты у меня». Авторитет мой у Вани, конечно, падает. А я из-за этого раздражаюсь. Это очень плохо, но пока я не научился с этим справляться. Хотя не ругаю его за это, конечно. Просто появляется расстраиваюсь. В будущем, если буду достойно себя вести, само собой это должно разрешиться, когда сын уже начнёт сам понимать ещё кое-что.

Думаю, тут время должно всё расставить на свои места. У меня тоже так с родителями было – мне казалось, что они такие как бы «деревенские», не знают ничего… Особенно мне так казалось в подростковом возрасте, когда у меня появился друг, который выглядел очень эрудированным, и у него было окружение – как будто всё знают. Потом-то я уже понял, что это такое дилетантство, когда человек знает много разного, но по чуть-чуть. Это из-за гордыни происходит. А родители мои никогда не старались казаться умными, не было у них такого порока. Батя – электрик и электрик, что знает, про то скажет, но ни у него, ни у мамы не было желания преуспеть во всём. Но ребёнок-то этого не понимает, он оценивает так: не знаешь – значит, не умный.

Вот и Ваня мне иногда высказывает: «Эх, папа, папа, а ты ж не знаешь…» Приходится терпеть. Иногда пытаюсь объяснить приблизительно так же, как сейчас сказал про так называемое всезнайство: всё знать не получится – чем человек занимается, в том он и преуспевает.

Разговаривать на равных

Священник Михаил Владимиров (Сан-Франциско, США):

Да, безусловно, встречались ситуации, когда я не знал ответ на заданный ребёнком вопрос. В этих случаях так честно и говорил, что я этого, к сожалению, не знаю, подходил с сыном к компьютеру, и мы вместе искали ответ, потом обсуждали то, что нашли.

А почему родители должны знать ответы на все вопросы? Они ведь не ходячая энциклопедия. Никогда не надо бояться вопросов детей. С детьми просто надо разговаривать также, как вы бы разговаривали со своими друзьями-ровесниками, даже если вашему ребёнку всего 5-7 лет.

Вместе рассуждать

Дмитрий Чистяков, общественный деятель (Санкт-Петербург):

Если такое случается, у меня, конечно, возникает лёгкое сожаление и недоумение из-за того, что есть ещё вещи, которые могут меня поставить в тупик (улыбается). Если я не понимаю суть вопроса или саму тему, то пытаюсь домыслить и объяснить на примерах, которые кажутся мне похожими. Но варианты объяснения предлагаю дочери в диалоге, говорю: «Я не знаю, но мне кажется то и то. Давай мы с тобой вместе порассуждаем».

Ещё бывает, что не могу найти нужную аргументацию, когда, казалось бы, всё очевидно. Например, для современных подростков характерно непонимание важности базовых знаний, в том числе тех, которые преподаются в школе. Я сталкивался с этим не раз и не два, общаясь не только с дочерью, но и с семьями друзей и знакомых, неоднократно слышал это от преподавателей школы, где учится дочь. Подростки говорят: «Зачем нужна геометрия? Зачем нужна физика?» И ты в растерянности оттого, что не можешь найти аргументы против такой позиции. Ведь всякие разговоры типа «не получишь образование — будешь работать дворником», которые были значимы во времена моего детства, сейчас не работают, то есть не пугают. «Зачем нужна алгебра, если я буду блогером и буду зарабатывать на лайках, просмотрах и так далее?»

Для моей дочери у меня появилась аргументация в конце нынешнего февраля. На второй или третий день спецоперации я сказал своему ребёнку: «Всё, блогеры больше не нужны. Инстаграма и фэйсбука больше нет. Дальше вопрос в том, будешь ли ты работать руками на заводе или будешь конструктором, который разрабатывает то, что собирают на заводе. Мне кажется, второе предпочтительнее». Мне показалось, что в тот момент меня услышали — я увидел в глазах мысль. Но прошло некоторое время, жизнь вроде так уж сильно не изменилась, и старые темы снова стали актуальными.

Думаю, говоря с ребёнком, важно в том числе признавать, что чего-то не знаешь. Но что-то додумывая в режиме обсуждения, ты не даёшь готовый ответ, а пытаешься привить навыки освоения новых знаний. То есть родитель здесь — в первую очередь опытный проводник.

Даже совсем маленький ребёнок может всерьёз озадачить родителя вопросом. И если родитель действительно озадачивается, а не отмахивается от неудобного вопроса и не боится попасть в неловкое положение, две личности могут стать по-особому близки. О том, что делают они, когда не знают ответов на детские вопросы, рассказывают четыре отца. У них разный жизненный опыт, они живут в разных городах и даже на разных континентах, но в их подходе есть нечто общее — возможно, кому-то это поможет выработать и свой подход. Показывать пример Михаил Ланцузский, инженер-программист, отец троих детей (Воронеж): Раньше я пытался как-то соблюсти лицо, сказать что-то умное. Сейчас просто говорю: «Не знаю». Да, я слегка переживаю, что мой авторитет может упасть в их глазах, но нахожу себе и определённые оправдания. В наш информационный век я, честно говоря, не верю в информацию вообще. Можно взять смартфон, найти в полминуты ответ, но какова будет скорость его забывания, какова будет общая ценность такой информации? Хотя, если вопрос важный, всё-таки стараюсь искать ответ. Дети, думаю, по большому счёту будут делать в жизни то, что они видели от меня, а не то, о чём они от меня слышали. А с этим есть куда более крупные проблемы, чем с отсутствием вербальных ответов. Иметь терпение Дмитрий Коновалов, преподаватель музыки, отец четверых детей (Великий Новгород): Иногда бывает так: я же папа – я типа должен знать. И вот на автомате, по инерции я пытаюсь что-то ответить, пока не пойму, что ответа у меня нет. Иногда сразу так и говорю: «Не знаю». В основном такие вопросы задаёт мой старший сын. Говорю ему: «Ваня, слушай, я никогда об этом не думал, не интересовался этим». Что-то он спрашивает по поводу своих личных предпочтений, про познавательные видео, которые он смотрит в интернете. Тут уж прямо говорю: «Ты же смотришь про это, ты, наверное, больше про это и знаешь, так что здесь я у тебя должен спрашивать, а не ты у меня». Авторитет мой у Вани, конечно, падает. А я из-за этого раздражаюсь. Это очень плохо, но пока я не научился с этим справляться. Хотя не ругаю его за это, конечно. Просто появляется расстраиваюсь. В будущем, если буду достойно себя вести, само собой это должно разрешиться, когда сын уже начнёт сам понимать ещё кое-что. Думаю, тут время должно всё расставить на свои места. У меня тоже так с родителями было – мне казалось, что они такие как бы «деревенские», не знают ничего… Особенно мне так казалось в подростковом возрасте, когда у меня появился друг, который выглядел очень эрудированным, и у него было окружение – как будто всё знают. Потом-то я уже понял, что это такое дилетантство, когда человек знает много разного, но по чуть-чуть. Это из-за гордыни происходит. А родители мои никогда не старались казаться умными, не было у них такого порока. Батя – электрик и электрик, что знает, про то скажет, но ни у него, ни у мамы не было желания преуспеть во всём. Но ребёнок-то этого не понимает, он оценивает так: не знаешь – значит, не умный. Вот и Ваня мне иногда высказывает: «Эх, папа, папа, а ты ж не знаешь…» Приходится терпеть. Иногда пытаюсь объяснить приблизительно так же, как сейчас сказал про так называемое всезнайство: всё знать не получится – чем человек занимается, в том он и преуспевает. Разговаривать на равных Священник Михаил Владимиров (Сан-Франциско, США): Да, безусловно, встречались ситуации, когда я не знал ответ на заданный ребёнком вопрос. В этих случаях так честно и говорил, что я этого, к сожалению, не знаю, подходил с сыном к компьютеру, и мы вместе искали ответ, потом обсуждали то, что нашли. А почему родители должны знать ответы на все вопросы? Они ведь не ходячая энциклопедия. Никогда не надо бояться вопросов детей. С детьми просто надо разговаривать также, как вы бы разговаривали со своими друзьями-ровесниками, даже если вашему ребёнку всего 5-7 лет. Вместе рассуждать Дмитрий Чистяков, общественный деятель (Санкт-Петербург): Если такое случается, у меня, конечно, возникает лёгкое сожаление и недоумение из-за того, что есть ещё вещи, которые могут меня поставить в тупик (улыбается). Если я не понимаю суть вопроса или саму тему, то пытаюсь домыслить и объяснить на примерах, которые кажутся мне похожими. Но варианты объяснения предлагаю дочери в диалоге, говорю: «Я не знаю, но мне кажется то и то. Давай мы с тобой вместе порассуждаем». Ещё бывает, что не могу найти нужную аргументацию, когда, казалось бы, всё очевидно. Например, для современных подростков характерно непонимание важности базовых знаний, в том числе тех, которые преподаются в школе. Я сталкивался с этим не раз и не два, общаясь не только с дочерью, но и с семьями друзей и знакомых, неоднократно слышал это от преподавателей школы, где учится дочь. Подростки говорят: «Зачем нужна геометрия? Зачем нужна физика?» И ты в растерянности оттого, что не можешь найти аргументы против такой позиции. Ведь всякие разговоры типа «не получишь образование — будешь работать дворником», которые были значимы во времена моего детства, сейчас не работают, то есть не пугают. «Зачем нужна алгебра, если я буду блогером и буду зарабатывать на лайках, просмотрах и так далее?» Для моей дочери у меня появилась аргументация в конце нынешнего февраля. На второй или третий день спецоперации я сказал своему ребёнку: «Всё, блогеры больше не нужны. Инстаграма и фэйсбука больше нет. Дальше вопрос в том, будешь ли ты работать руками на заводе или будешь конструктором, который разрабатывает то, что собирают на заводе. Мне кажется, второе предпочтительнее». Мне показалось, что в тот момент меня услышали — я увидел в глазах мысль. Но прошло некоторое время, жизнь вроде так уж сильно не изменилась, и старые темы снова стали актуальными. Думаю, говоря с ребёнком, важно в том числе признавать, что чего-то не знаешь. Но что-то додумывая в режиме обсуждения, ты не даёшь готовый ответ, а пытаешься привить навыки освоения новых знаний. То есть родитель здесь — в первую очередь опытный проводник.
Источник: redborisoff.ru

cinemaplayer