Подростковый возраст полон сюрпризов и неожиданностей. Это связано с несовпадением желаний и возможностей: ребенок уже хочет быть взрослым, но еще не имеет для этого ресурса. Нередко бывает, что спокойные дети вдруг начинают совершать асоциальные поступки. Что толкает подростков на такое поведение и как на это реагировать родителям?
В психологии поведение, при котором игнорируются или нарушаются общепринятые нормы, наносится вред и самому подростку, и обществу, и имуществу, называют асоциальным. Или девиантным. Что же принято считать девиантным поведением?
1. Рискованное поведение
Оно может быть вызвано желанием выделиться, внутрисемейными конфликтами, личными и возрастными особенностями, а также неэффективностью досуговой системы. К рискованному поведению можно отнести:
- Руфинг – передвижение по высотным точкам зданий
- Сталкинг – исследование заброшенных или недостроенных зданий
- Опасное селфи – фото, сделанное с риском для жизни, например, на краю крыши или с огнестрельным оружием в руках
- Диггерство – исследование подземных коммуникаций
- Зацепинг – проезд на крыше поезда или между вагонами
2. Агрессивное поведение
Стоит отметить, что повышенная агрессивность типична для детского и подросткового возраста. Чаще всего она формируется у детей, имеющих трудности личностного и социального характера. Нередко агрессоры в свое время были жертвами, а сейчас повторяют действия своих обидчиков —получается замкнутый круг. Что считается агрессивным поведением?
- Драки, удары, шлепки
- Насмешки
- Жестокие розыгрыши
- Коллективное игнорирование
- Распространение слухов
- Угрозы
3. Зависимое поведение
Зависимостей существует огромное количество, и все они делятся на химические (алкоголь, никотин, наркотики) и процессные (Интернет-зависимость, пищевая зависимость, игровая зависимость).
Формирование зависимости – процесс, на который влияет множество факторов:
- семейная ситуация
- низкая самооценка
- низкая мотивация к обучению
- плохие отношения со сверстниками
4. Суицидальное поведение
Это одно из проявлений асоциального поведения, которое в современном мире вызывает наибольшие опасения. По данным Всемирной психиатрической ассоциации, наиболее уязвимая группа – подростки и молодежь от 15 до 19 лет. Причиной самоповреждения и суицидального поведения могут быть:
- любые тяжело переживаемые ситуации для подростков,
- несчастная любовь,
- ссора со значимым сверстником или взрослым человеком,
- случай суицида в окружении (даже если это был солист любимой группы),
- неуспехи в учебе,
- конфликты внутри семьи;
- травля в школе
5. Делинквентное поведение
Делинквентное поведение – это смесь всего, перечисленного ранее, с непосредственным нарушением законодательства (речь идет не об уголовной ответственности). Что является делинквентным поведением?
- Воровство, кражи
- Мошенничество
- Вымогательство
- Вандализм, порча имущества
- Поджоги
- Драки
- Хулиганство
- Буллинг
- Жестокое обращение с животными
Всё это – крик подростка о помощи. Отклоняющееся от нормы поведение – это всегда признак того, что подросток не справляется самостоятельно с тем, что происходит внутри него.
Факторы, которые влияют на формирование асоциального поведения, не меняются в зависимости от вида девиации:
— потребность в общении (а для подросткового возраста интимно-личностное общение со сверстниками – это ведущая деятельность)
— личностные особенности, например, неадекватно заниженная самооценка или патологическая тяга к риску,
— неудовлетворенная потребность во внимании и принятии.
Но в первую очередь, конечно, это семейное неблагополучие, причем совершенно не обязательно в том виде, в котором мы привыкли его себе представлять. Для подростка достаточно отрицательной оценки родителей или непонимания ими его интересов.
Семейная ситуация всегда очень сильно влияет на формирование отклоняющегося поведения. Главный фактор риска здесь – вседозволенность или, наоборот, слишком строгие ограничения ребенка внутри семьи, непоследовательность родительских требований, насилие в семье (в том числе, эмоциональное). Родитель – главный взрослый в жизни ребенка, авторитет, дающий направление для развития.
Если родитель видит, что с ребенком что-то происходит, что он «отбился от рук», попал в «плохую компанию» и начал совершать асоциальные поступки, медлить нельзя. Необходимо обращаться за помощью к психологу, чья специальность – работа с подростками. Надо быть готовым к тому, что работа, скорее всего, будет проводиться комплексная – и с ребенком, и с семьей, потому что поведение подростка – это иллюстрация проблем его семьи. Асоциальное поведение ребенка совершенно не значит, что он растет в плохой семье, что родители не выполняют в должной мере свои родительские обязанности, но это показатель того, что нужно что-то изменить.
Как реагировать?
Как реагировать родителю, чей ребенок совершает поступки, отклоняющиеся от норм? В первую очередь, отказаться от оценки ребенка. Можно оценивать его поступки, его слова, но не его личность. Он ваш ребенок, он остается хорошим, несмотря на поступок, который совершил. И этим поступком он просит о помощи.
Первый родительский порыв обычно бывает в духе «Наказать! Запретить!», но это не совсем правильная позиция. Конечно, можно и наказать, и запретить, но это лишь усугубит и без того страдающие детско-родительские отношения. Наказание в подростковом возрасте – не лучшая стратегия, потому что вызывает еще больший протест и отторжение у тинейджера. Это тот возраст, когда проблемы можно решить только путем конструктивного диалога.
Запрет на асоциальную деятельность, скорее всего, не принесет плодов. Во-первых, подросток и раньше догадывался, что так делать нельзя, но все равно делал, а во-вторых, особенность девиантного поведения – это смена одного его вида на другой. Например, подросток был зацепером, родители ему это запретили, он послушался и начал выпивать. Родители узнали, запретили, и он вместо употребления алкоголя начал драться с ровесниками. И так далее. Эта цепочка может длиться до бесконечности, пока не будет устранена главная проблема, та самая причина, по которой подросток так себя ведет. Поэтому запреты не решат проблемы.
Асоциальное поведение в подростковом возрасте – не редкость, но и не норма. Конечно, возрастные особенности накладывают свой отпечаток на поведение тинейджеров, и во многом именно они влияют на формирование девиантного поведения, но, несмотря на это, подобную проблему нужно срочно решать вместе с квалифицированным специалистом. До обращения к психологу задача родителя – постараться выйти на конструктивный диалог с ребенком, избегать обесценивания, стараться свести к минимуму конфликты, не выносить проблемы на публику. Конечно, подросток не горит желанием идти к психологу, ведь он уверен, что с ним все хорошо. Но сделать это необходимо. И в первую очередь к специалисту нужно идти родителям. Поведение подростка будет меняться, когда родители будут менять что-то в своем поведении.
Подростковый возраст полон сюрпризов и неожиданностей. Это связано с несовпадением желаний и возможностей: ребенок уже хочет быть взрослым, но еще не имеет для этого ресурса. Нередко бывает, что спокойные дети вдруг начинают совершать асоциальные поступки. Что толкает подростков на такое поведение и как на это реагировать родителям? В психологии поведение, при котором игнорируются или нарушаются общепринятые нормы, наносится вред и самому подростку, и обществу, и имуществу, называют асоциальным. Или девиантным. Что же принято считать девиантным поведением? 1. Рискованное поведение Оно может быть вызвано желанием выделиться, внутрисемейными конфликтами, личными и возрастными особенностями, а также неэффективностью досуговой системы. К рискованному поведению можно отнести: Руфинг – передвижение по высотным точкам зданий Сталкинг – исследование заброшенных или недостроенных зданий Опасное селфи – фото, сделанное с риском для жизни, например, на краю крыши или с огнестрельным оружием в руках Диггерство – исследование подземных коммуникаций Зацепинг – проезд на крыше поезда или между вагонами 2. Агрессивное поведение Стоит отметить, что повышенная агрессивность типична для детского и подросткового возраста. Чаще всего она формируется у детей, имеющих трудности личностного и социального характера. Нередко агрессоры в свое время были жертвами, а сейчас повторяют действия своих обидчиков —получается замкнутый круг. Что считается агрессивным поведением? Драки, удары, шлепки Насмешки Жестокие розыгрыши Коллективное игнорирование Распространение слухов Угрозы 3. Зависимое поведение Зависимостей существует огромное количество, и все они делятся на химические (алкоголь, никотин, наркотики) и процессные (Интернет-зависимость, пищевая зависимость, игровая зависимость). Формирование зависимости – процесс, на который влияет множество факторов: семейная ситуация низкая самооценка низкая мотивация к обучению плохие отношения со сверстниками 4. Суицидальное поведение Это одно из проявлений асоциального поведения, которое в современном мире вызывает наибольшие опасения. По данным Всемирной психиатрической ассоциации, наиболее уязвимая группа – подростки и молодежь от 15 до 19 лет. Причиной самоповреждения и суицидального поведения могут быть: любые тяжело переживаемые ситуации для подростков, несчастная любовь, ссора со значимым сверстником или взрослым человеком, случай суицида в окружении (даже если это был солист любимой группы), неуспехи в учебе, конфликты внутри семьи; травля в школе 5. Делинквентное поведение Делинквентное поведение – это смесь всего, перечисленного ранее, с непосредственным нарушением законодательства (речь идет не об уголовной ответственности). Что является делинквентным поведением? Воровство, кражи Мошенничество Вымогательство Вандализм, порча имущества Поджоги Драки Хулиганство Буллинг Жестокое обращение с животными Всё это – крик подростка о помощи. Отклоняющееся от нормы поведение – это всегда признак того, что подросток не справляется самостоятельно с тем, что происходит внутри него. Факторы, которые влияют на формирование асоциального поведения, не меняются в зависимости от вида девиации: — потребность в общении (а для подросткового возраста интимно-личностное общение со сверстниками – это ведущая деятельность) — личностные особенности, например, неадекватно заниженная самооценка или патологическая тяга к риску, — неудовлетворенная потребность во внимании и принятии. Но в первую очередь, конечно, это семейное неблагополучие, причем совершенно не обязательно в том виде, в котором мы привыкли его себе представлять. Для подростка достаточно отрицательной оценки родителей или непонимания ими его интересов. Семейная ситуация всегда очень сильно влияет на формирование отклоняющегося поведения. Главный фактор риска здесь – вседозволенность или, наоборот, слишком строгие ограничения ребенка внутри семьи, непоследовательность родительских требований, насилие в семье (в том числе, эмоциональное). Родитель – главный взрослый в жизни ребенка, авторитет, дающий направление для развития. Если родитель видит, что с ребенком что-то происходит, что он «отбился от рук», попал в «плохую компанию» и начал совершать асоциальные поступки, медлить нельзя. Необходимо обращаться за помощью к психологу, чья специальность – работа с подростками. Надо быть готовым к тому, что работа, скорее всего, будет проводиться комплексная – и с ребенком, и с семьей, потому что поведение подростка – это иллюстрация проблем его семьи. Асоциальное поведение ребенка совершенно не значит, что он растет в плохой семье, что родители не выполняют в должной мере свои родительские обязанности, но это показатель того, что нужно что-то изменить. Как реагировать? Как реагировать родителю, чей ребенок совершает поступки, отклоняющиеся от норм? В первую очередь, отказаться от оценки ребенка. Можно оценивать его поступки, его слова, но не его личность. Он ваш ребенок, он остается хорошим, несмотря на поступок, который совершил. И этим поступком он просит о помощи. Первый родительский порыв обычно бывает в духе «Наказать! Запретить!», но это не совсем правильная позиция. Конечно, можно и наказать, и запретить, но это лишь усугубит и без того страдающие детско-родительские отношения. Наказание в подростковом возрасте – не лучшая стратегия, потому что вызывает еще больший протест и отторжение у тинейджера. Это тот возраст, когда проблемы можно решить только путем конструктивного диалога. Запрет на асоциальную деятельность, скорее всего, не принесет плодов. Во-первых, подросток и раньше догадывался, что так делать нельзя, но все равно делал, а во-вторых, особенность девиантного поведения – это смена одного его вида на другой. Например, подросток был зацепером, родители ему это запретили, он послушался и начал выпивать. Родители узнали, запретили, и он вместо употребления алкоголя начал драться с ровесниками. И так далее. Эта цепочка может длиться до бесконечности, пока не будет устранена главная проблема, та самая причина, по которой подросток так себя ведет. Поэтому запреты не решат проблемы. Асоциальное поведение в подростковом возрасте – не редкость, но и не норма. Конечно, возрастные особенности накладывают свой отпечаток на поведение тинейджеров, и во многом именно они влияют на формирование девиантного поведения, но, несмотря на это, подобную проблему нужно срочно решать вместе с квалифицированным специалистом. До обращения к психологу задача родителя – постараться выйти на конструктивный диалог с ребенком, избегать обесценивания, стараться свести к минимуму конфликты, не выносить проблемы на публику. Конечно, подросток не горит желанием идти к психологу, ведь он уверен, что с ним все хорошо. Но сделать это необходимо. И в первую очередь к специалисту нужно идти родителям. Поведение подростка будет меняться, когда родители будут менять что-то в своем поведении.
Источник: