У педагогов есть четкие представления о том, что ученик должен знать в определенном классе. Врачи тоже пользуются нормативами здоровья для каждого возраста. В социальном и трудовом плане у десятилетнего ребенка тоже существуют нормы: соблюдать без напоминания правила личной гигиены, убирать дом и следить за своими вещами, уметь пользоваться бытовой техникой, готовить простые блюда, мыть посуду, ухаживать за домашними животными, делать покупки в магазине, ориентироваться в своем районе, пользоваться общественным транспортом, помогать взрослым.
А как быть с жизненными установками, что нужно привить чаду в каждом возрастном периоде — мы часто не знаем.
Каким же багажом следует снабдить подрастающее поколение к десятилетнему рубежу?
1! Не бояться ошибаться
Разве человека, который никогда не допускает ошибок, можно назвать живым? Вряд ли. Ошибки составляют наш жизненный опыт: иногда хороший, иногда печальный, но их не нужно стыдиться, и дети должны знать об этом.
Не обязательно хвалить ребёнка за каждый росчерк фломастера — так он не научится здраво оценивать свои силы. Иногда стоит указать на ошибку, и, если необходимо, предложить путь к её решению. Если рисунок вашего сына или дочки получился не очень удачно — сядьте и нарисуйте вместе. Это будет плюсом не только к его художественным навыкам, но и к отношениям между вами.
2! Уметь принимать критику
Задача родителей – объяснить своему ребёнку, что не всем может нравиться его творчество, игры в его компании или он сам. Не бывает, чтобы абсолютно все находили что-то интересным или привлекательным. И научите своих детей задавать вопросы: «Почему тебе не понравился мой рисунок?», «Что не так с моей новой футболкой?», «Почему ты больше не играешь со мной?». Если оппонент сумеет объяснить свою точку зрения, ребёнок сможет проанализировать его слова и, вероятно, извлечь из них пользу.
Если же нет – то для таких ситуаций есть понятие «необъективной критики», и с ним детей тоже нужно познакомить. Она может быть основана на негативных чувствах критикующего и неспособности их контролировать.
3! Уметь говорить «нет»
Проблема отказа кому-то в просьбе была и будет всегда, и ситуаций в жизни, при которых сложно ответить «нет», предостаточно. Бесспорно, помогать и идти на встречу необходимо, но надо анализировать ситуацию, чтобы ни наши принципы, ни принципы других людей не страдали. Всем нравиться невозможно, как и быть хорошим для всех — это необходимо усвоить. Главное — быть в ладу с собой.
Стоит отметить, что при формировании независимой и самостоятельной личности родители непременно столкнутся с оспариванием и своей воли — «нет, я не буду этого делать». Отказав взрослым в просьбе, дети, умеющие говорить «нет», не будут бояться, что их разлюбят или отвергнут, лишат доверия и поддержки.
4! Не давать себя в обиду
Страх открытого конфликта заставляет детей чувствовать себя беззащитными и бессильными. Это касается не только друзей-сверстников, но и взрослых. Часто детям внушают, что учитель всегда прав. Но учитель тоже человек, и он может вести себя некорректно. И это вовсе не значит, что обиду с его стороны нужно терпеть.
Например, ребёнок испачкался, и педагог перед всем классом обвиняет его в неряшливости. Ну а что же в этом такого — любой может испачкаться. Такой вариант ответа вполне логичен, и если отреагировать на выпад именно так, то в этом не будет никакой невежливости.
5! Аргументировать своё мнение
Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет знал о том, что он ценный и нужный, как и его мнение по разным вопросам. Это составляет основу уверенности в себе.
Употребление фразы «Я так сказал(а)!» не объясняет предложенного решения и не способствует формированию собственной точке зрения.
Стоит также разъяснить ребенку, что зазнайки ничуть не лучше ребят, неуверенных в себе. Учите детей размышлять о своих чувствах, эмоциях, идеях — почему что-то ему нравится, а что-то отталкивает. Это поможет сформировать в будущем рассудительность и развить индивидуальность.
6! Не делать что-то только ради одобрения
Многие вещи ребенок делает «за компанию». И вовсе не факт, что он действительно хочет делать всё, что предлагают его друзья. Вполне возможно, он просто хочет заслужить их уважение. А если его ещё регулярно подначивают: «Ты что, боишься?» — тем более. Кому же нравится быть трусом?
Объясните, что выполнение чужих условий, которые не нравятся вашему ребёнку, не делают его крутым, особенным. А настоящие друзья поймут и примут его отказ.
7! Не бояться задавать вопросы
Умение задавать правильные вопросы — один из «гибких» навыков, помогающих не только в учебе, но и в дальнейшей жизни и профессии. Часто возникающие «почему» — признак пытливого ума: ребенок пропускает информацию через себя, да и попросту внимательно слушает. А вот если нет вопросов, вполне вероятно, что вас просто не слышат.
Предостерегайте своих детей от глупых вопросов на уроках, цель которых — посмешить одноклассников. К шутам и скоморохам никогда не относятся серьезно.
8! Уметь переключаться
В ситуациях, когда внимание ребенка сосредоточено на какой-либо задаче так, что он не может от нее оторваться, например, третий час решает невыполнимую задачу по физике, помогите ему переключиться на что-то другое. А к физике он вернётся потом с новыми силами.
Для переключения внимания используются простые приемы, например, техника помидора, когда задание делается 20-25 минут, а после — пятиминутный перерыв для восстановления внимания. При желании и регулярной практике подобные техники под силу каждому ребенку.
9! Планировать время
Тайм-менеджмент – непростая задачка даже для некоторых взрослых, что уж говорить о детях. Если прийти из школы и сразу сесть смотреть мультики, то можно не успеть сделать уроки или выполнить задание, но утром встать без сил. И если вы можете отслеживать время выполнения домашних заданий вашим ребёнком в начальных классах, то потом ему придётся это делать самостоятельно. Поэтому здесь тоже работает правило: чем раньше – тем лучше.
Составьте вместе режим дня. Можно внести в этот процесс нотку креативности и нарисовать его на большом листе ватмана. Поначалу можно отслеживать выполнение пунктов. А если ребёнок успевает закончить что-то раньше установленного срока, поощрите его дополнительным временем просмотра любимого мультфильма, игрой или прогулкой.
10! Уважать людей
В жизни часто встречаются ситуации, когда человек не только пытается ставить себя выше других, но и дерзко, а то и по-хамски общается с людьми, которые или физически, или морально слабее его. Важно донести до ребенка, что все равны, а значит, уважать нужно всех, а обижать — никого.
Здесь необходим, прежде всего, личный пример. Важно все: как родители ведут себя со своими родителями, детьми, супругом, подругой, старушкой на улице, дворником, продавцом в магазине.
Есть и ещё много разных важных навыков и умений: уважение к животным и природе, способность признаться в том, что плохо себя чувствуешь. Каждый ребёнок постигает мир по-своему, и перечисленные советы ему точно не повредят. И может быть, однажды именно ваши дети сделают этот мир немного лучше.
У педагогов есть четкие представления о том, что ученик должен знать в определенном классе. Врачи тоже пользуются нормативами здоровья для каждого возраста. В социальном и трудовом плане у десятилетнего ребенка тоже существуют нормы: соблюдать без напоминания правила личной гигиены, убирать дом и следить за своими вещами, уметь пользоваться бытовой техникой, готовить простые блюда, мыть посуду, ухаживать за домашними животными, делать покупки в магазине, ориентироваться в своем районе, пользоваться общественным транспортом, помогать взрослым. А как быть с жизненными установками, что нужно привить чаду в каждом возрастном периоде — мы часто не знаем. Каким же багажом следует снабдить подрастающее поколение к десятилетнему рубежу? 1! Не бояться ошибаться Разве человека, который никогда не допускает ошибок, можно назвать живым? Вряд ли. Ошибки составляют наш жизненный опыт: иногда хороший, иногда печальный, но их не нужно стыдиться, и дети должны знать об этом. Не обязательно хвалить ребёнка за каждый росчерк фломастера — так он не научится здраво оценивать свои силы. Иногда стоит указать на ошибку, и, если необходимо, предложить путь к её решению. Если рисунок вашего сына или дочки получился не очень удачно — сядьте и нарисуйте вместе. Это будет плюсом не только к его художественным навыкам, но и к отношениям между вами. 2! Уметь принимать критику Задача родителей – объяснить своему ребёнку, что не всем может нравиться его творчество, игры в его компании или он сам. Не бывает, чтобы абсолютно все находили что-то интересным или привлекательным. И научите своих детей задавать вопросы: «Почему тебе не понравился мой рисунок?», «Что не так с моей новой футболкой?», «Почему ты больше не играешь со мной?». Если оппонент сумеет объяснить свою точку зрения, ребёнок сможет проанализировать его слова и, вероятно, извлечь из них пользу. Если же нет – то для таких ситуаций есть понятие «необъективной критики», и с ним детей тоже нужно познакомить. Она может быть основана на негативных чувствах критикующего и неспособности их контролировать. 3! Уметь говорить «нет» Проблема отказа кому-то в просьбе была и будет всегда, и ситуаций в жизни, при которых сложно ответить «нет», предостаточно. Бесспорно, помогать и идти на встречу необходимо, но надо анализировать ситуацию, чтобы ни наши принципы, ни принципы других людей не страдали. Всем нравиться невозможно, как и быть хорошим для всех — это необходимо усвоить. Главное — быть в ладу с собой. Стоит отметить, что при формировании независимой и самостоятельной личности родители непременно столкнутся с оспариванием и своей воли — «нет, я не буду этого делать». Отказав взрослым в просьбе, дети, умеющие говорить «нет», не будут бояться, что их разлюбят или отвергнут, лишат доверия и поддержки. 4! Не давать себя в обиду Страх открытого конфликта заставляет детей чувствовать себя беззащитными и бессильными. Это касается не только друзей-сверстников, но и взрослых. Часто детям внушают, что учитель всегда прав. Но учитель тоже человек, и он может вести себя некорректно. И это вовсе не значит, что обиду с его стороны нужно терпеть. Например, ребёнок испачкался, и педагог перед всем классом обвиняет его в неряшливости. Ну а что же в этом такого — любой может испачкаться. Такой вариант ответа вполне логичен, и если отреагировать на выпад именно так, то в этом не будет никакой невежливости. 5! Аргументировать своё мнение Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет знал о том, что он ценный и нужный, как и его мнение по разным вопросам. Это составляет основу уверенности в себе. Употребление фразы «Я так сказал(а)!» не объясняет предложенного решения и не способствует формированию собственной точке зрения. Стоит также разъяснить ребенку, что зазнайки ничуть не лучше ребят, неуверенных в себе. Учите детей размышлять о своих чувствах, эмоциях, идеях — почему что-то ему нравится, а что-то отталкивает. Это поможет сформировать в будущем рассудительность и развить индивидуальность. 6! Не делать что-то только ради одобрения Многие вещи ребенок делает «за компанию». И вовсе не факт, что он действительно хочет делать всё, что предлагают его друзья. Вполне возможно, он просто хочет заслужить их уважение. А если его ещё регулярно подначивают: «Ты что, боишься?» — тем более. Кому же нравится быть трусом? Объясните, что выполнение чужих условий, которые не нравятся вашему ребёнку, не делают его крутым, особенным. А настоящие друзья поймут и примут его отказ. 7! Не бояться задавать вопросы Умение задавать правильные вопросы — один из «гибких» навыков, помогающих не только в учебе, но и в дальнейшей жизни и профессии. Часто возникающие «почему» — признак пытливого ума: ребенок пропускает информацию через себя, да и попросту внимательно слушает. А вот если нет вопросов, вполне вероятно, что вас просто не слышат. Предостерегайте своих детей от глупых вопросов на уроках, цель которых — посмешить одноклассников. К шутам и скоморохам никогда не относятся серьезно. 8! Уметь переключаться В ситуациях, когда внимание ребенка сосредоточено на какой-либо задаче так, что он не может от нее оторваться, например, третий час решает невыполнимую задачу по физике, помогите ему переключиться на что-то другое. А к физике он вернётся потом с новыми силами. Для переключения внимания используются простые приемы, например, техника помидора, когда задание делается 20-25 минут, а после — пятиминутный перерыв для восстановления внимания. При желании и регулярной практике подобные техники под силу каждому ребенку. 9! Планировать время Тайм-менеджмент – непростая задачка даже для некоторых взрослых, что уж говорить о детях. Если прийти из школы и сразу сесть смотреть мультики, то можно не успеть сделать уроки или выполнить задание, но утром встать без сил. И если вы можете отслеживать время выполнения домашних заданий вашим ребёнком в начальных классах, то потом ему придётся это делать самостоятельно. Поэтому здесь тоже работает правило: чем раньше – тем лучше. Составьте вместе режим дня. Можно внести в этот процесс нотку креативности и нарисовать его на большом листе ватмана. Поначалу можно отслеживать выполнение пунктов. А если ребёнок успевает закончить что-то раньше установленного срока, поощрите его дополнительным временем просмотра любимого мультфильма, игрой или прогулкой. 10! Уважать людей В жизни часто встречаются ситуации, когда человек не только пытается ставить себя выше других, но и дерзко, а то и по-хамски общается с людьми, которые или физически, или морально слабее его. Важно донести до ребенка, что все равны, а значит, уважать нужно всех, а обижать — никого. Здесь необходим, прежде всего, личный пример. Важно все: как родители ведут себя со своими родителями, детьми, супругом, подругой, старушкой на улице, дворником, продавцом в магазине. Есть и ещё много разных важных навыков и умений: уважение к животным и природе, способность признаться в том, что плохо себя чувствуешь. Каждый ребёнок постигает мир по-своему, и перечисленные советы ему точно не повредят. И может быть, однажды именно ваши дети сделают этот мир немного лучше.
Источник: